Как понимать хадис: «Аллах создал Адама по своему образу»?

Администратор 19.11.2016 1
Как понимать хадис: «Аллах создал Адама по своему образу»?

Вопрос:

15.05.13. Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух! У меня 2 вопроса: 1-й, хотелось бы узнать правильное понимание хадиса который приводится в двух сахихах: «Аллах создал Адама по образу Своему»? 2-й, биография имама аль-Матуриди и высказывание относительно него его современников из больших ученых. Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух.

Ответ:

Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатуху.

1. Прежде, чем ответить на этот вопрос приведем полный текст хадиса: Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас сражается с братом, то пусть избегает лица, ведь Аллах создал Адама по его образу (халака Адама ала суратихи)». Передал Муслим в «Сахихе», хадис №2612.

Некоторые буквально понимают данный хадис и слова: «халака Адама ала суратихи» переводят как: «Аллах создал Адама по своему образу». Они ошибочно предают Аллаху образ, подобно образу Адама, мир ему. Однако это является абсурдом, поскольку Аллах сказал: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет, 11).

Также ошибочность такого понимания можно выявить из другого хадиса: Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах Всемогущ Он и Велик, создал Адама по его образу (халака Адама ала суратихи), ростом в шестьдесят локтей……» (Муслим). Если местоимение в выражении «по его образу» отнести к Аллаху и понимать это буквально, то получается что Всевышний Аллах ростом в шестьдесят локтей, что является абсурдом.

Поэтому выражение «по его образу» в вышеприведенном хадисе нельзя понимать буквально, точно так же как нельзя понимать буквально следующий хадис: «Первая группа, вошедшая в Рай, будет в образе полной луны ночью» (Бухари, Муслим). Смысл данного хадиса заключается в том, что сияние и чистота их лиц будет отличаться от других мусульман также, как отличается сияние луны от звезд.

Большинство богословов Ахлю Сунна отвергали буквальное понимание данных хадисов, но вместе с этим воздерживались от их толкования. Они говорили: “Мы верим, что это истина, и то, что буквальное значение не является тем, что подразумевается, и что они обладают смыслом, подобающим (Всевышнего), и это путь большей части салафов, и это более надёжнее и безопаснее”.

Некоторые ученые сказали, что местоимение в выражении «по его образу» относится к его брату, который подвергается избиению (то есть «уважай лицо брата, так как оно подобно лицу твоего отца Адама»).

Другие сказали, что местоимение относится ко Всевышнему Аллаху, т.е. имеется в виду словосочетание для указания почести, как, например, слова Всевышнего: «Верблюдица Аллаха», «Дом Аллаха» и т.п. Поэтому выражение «по его образу» означает: «Образ от Аллаха», «Образ созданный Аллахом», то есть по Его замыслу.

2. Прочтите здесь.

Источник: azan.kz

Один комментарий »

  1. Абу Имран 21.11.2016 at 11:04 пп - Reply

    Известный ханафитский ученый, Имам Аль Хаким Ас Самаркъанди (ум. 345 х/956 м) в своей книге «Ас Савадуль Азам аля Мазхабиль Имамиль Азам» говорит:

    فمَن وصَف اللهَ أو اعتقَده بهذه الأوصافِ فقد كفَر بالله تعالى , وأما الأياتُ التي ذكَر الله تعالى فيها الإتيانَ والخبرُ الذي روي عن النبي صلى الله عليه وسلم بنزولِ الله وما يُشبِهه فينبغي أن يُؤمِنَ به ولا يفسِّرَه , فإذا فسَّرتَ المجيءَ والذَّهابَ والعينَ واليدَ والنفسَ وشبَّهتَ ذلك صِرْتَ مُشبِّهاً

    وإذا رأيتَ آيةً متشابهةً أو خبراً متشابهاً فدَعْ ذلك إلى الله تعالى , ولا تفسِّرْه حتى تنجُوَ
    لأنه ليس عليك أن تعرِفَ تفسيرَه , بل الفرضُ عليك أن تُؤمِنَ به , وفى هذا القدر كفايةٌ للعاقل

    «Кто опишет Аллаха этими качествами или будет убежден в них, то он отверг Всевышнего Аллаха. А что касается айатов, где Аллах Всевышний упоминает о Своем «приходе»/итйан, и хадисов, переданных от Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям, где говорится о «нисхождении»/нузуль Аллаха и тому подобное, то следует уверовать в это и не толковать.

    А если ты станешь толковать маджи’, захаб, айн, йад, нафс и станешь уподоблять их с тем, что тебе знакомо из своей реальности, то ты станешь из числа тех, кто уподобляет Аллаха творениям/мушаббихом.

    Когда ты увидишь неясный (муташабихат) айат или хадис, то оставь это на усмотрение Всевышнего Аллаха и не толкуй его, чтобы ты спасся, так как ты не обязан знать их толкование, а на тебе лежит всего лишь уверовать в них. И этого достаточно для разумеющих».

    Источник: Аль Хаким Ас Самаркъанди: Ас Савадуль Аъзам: 65
    Стамбул: Мактабату Ясин: 2011

Оставить отзыв »

Просмотров: 1 106
Яндекс.Метрика