Почему у Пророка Мухаммада (ﷺ) было несколько жен?

Администратор 01.10.2016 1
Почему у Пророка Мухаммада (ﷺ) было несколько жен?

Когда речь заходит о пророке Мухаммаде, зачастую поднимают вопрос, почему у него было столько жен. На самом деле наличие у пророка нескольких жен имело особое значение, и оно оказало существенное влияние не только на распространение ислама, но и на всемирную историю в целом. Рассмотрение данного вопроса требует объективного подхода. Именно так мы постараемся рассмотреть его в данной статье.

Целью, которой руководствовался пророк Мухаммад, было выполнение его миссии Божьего посланника, а также приведение общества к законам, основанным на Божьих – а не его – велениях. Он сделал все, что было в его силах, для достижения данной цели: налаживал связи с различными народами Аравии, поддерживал отношения с их руководителями, заключал мирные договоры со своими заклятыми врагами. И его женитьбы были одним из способов налаживания отношений с различными влиятельными народами.

Если рассматривать его браки с этой позиции, то причины заключения им браков станут ясны. Было бы глупо и неверно списывать их на низменные мотивы. Против таких мотивов говорит, в частности, тот факт, что из одиннадцати его жен десять были либо вдовами, либо разведенными, причем большинство были вдовами. Чтобы понять истинные причины заключения такого количества браков, рассмотрим их по отдельности:

1) Свой первый брак Мухаммад заключил с вдовой Хадиджей, которая ранее была дважды замужем. На момент заключения брака ему было 25 лет, а ей – 40. Она в итоге стала первой женщиной, принявшей ислам, и была настоящей опорой для пророка. Он продолжал помнить о ней даже после ее смерти как самую любимую свою жену. Он был верен ей в течение 25 лет. Все это время она была его единственной женой. Она умерла, когда ей было 65, а пророку – 50.

Если б пророк руководствовался похотью, в которой его неправомерно обвиняют критики, то он мог бы уже тогда жениться сразу на нескольких молодых и красивых девушках. В те времена это было нормой. Если б пророк руководствовался низменными мотивами, то зачем же ему было в течение 25 лет оставаться верным одной-единственной жене, которая была на 15 лет старше его? Одного этого факта достаточно для опровержения обвинений в адрес пророка по этому вопросу. Но мы, тем не менее, рассмотрим все его браки, которые, как мы увидим, говорят сами за себя.

2) После смерти Хадиджи пророк женился на другой вдове – Сауде. Ей было на тот момент 65 лет. В свое время она со своим мужем Сакраном переселилась в Эфиопию, спасаясь от гонений со стороны мекканских язычников. Во время возвращения супругов в Мекку Сакран умер. Видя тяжелое положение, в котором оказалась Сауда, пророк женился на ней.

3) Следующий брак пророка был на Аише, дочери его верного друга Абу Бакра. Причем до этого, когда ей было 5 лет, она была помолвлена с Джабиром ибн Мутимом. В то время детские браки были нормой. Из всех жен пророка Аиша – единственная девственница, и лишь она одна из всех жен появилась на свет в семье мусульман.

Одной из целей пророка в этом браке было укрепление братских уз с Абу Бакром, который был его главным защитником от притеснений со стороны язычников Мекки. Во-вторых, Аиша родилась в семье, славящейся честью и умом. Пророк понимал, что она может принести огромную пользу мусульманам, передавая знания о его жизни, особенно той, что касается семьи, дома и личных отношений, которые не видны посторонним. Пророк сам советовал людям учиться половине религиозных знаний у Аиши. И можно лишь поражаться дальновидностью пророка, ведь в течение 45 лет после его смерти Аиша была одним из главных источников пророческих знаний и мудрости для мусульман.

4) Пророк также женился на Хафсе. Она была дочерью Умара, второго его близкого сподвижника. Ее муж Хунейс погиб в битве при Бадре. Пророк считал этот брак долгом перед Умаром, который принес огромную пользу мусульманам, защищая их в Мекке от врагов.

5) Зейнаб, дочь Хузеймы, – еще одна вдова, на которой женился пророк. Прежде она была замужем за Убайдой (сыном Хариса), который погиб в битве при Бадре. Ее называли «матерью обездоленных». Зейнаб было 60, когда пророк женился на ней. Она умерла через два-три месяца после заключения брака.

6) Умм Саляма тоже была вдовой. Ее прежний муж – Абу Саляма – погиб в битве при Ухуде, оставив четырех сирот. Умм Саляма была беременна на момент смерти мужа и не знала, что теперь ей делать. Случившееся с супругом повергло ее в шок. Она крайне нуждалась в поддержке. После того как она родила ребенка, Умар предложил пророку взять ее в жены. Пророк дал свое согласие, и брак был заключен. Разве могли быть у пророка иные причины, кроме любви, милосердия и сострадания, когда он в 54-летнем возрасте брал в жены вдову с четырьмя сиротами?

Был и еще один важный фактор: Умм Саляма происходила из рода Махзума. В этот род входили Абу Джахль и Халид ибн Валид, которые на тот момент были одними из главных врагов ислама. Хотя этот брак не произвел изменений в поведении Абу Джахля, но зато Халид принял ислам и стал блестящим полководцем. Как мы уже говорили, одной из благородных целей заключения пророком браков было сближение различных кланов Аравии с исламом.

7) Зейнаб, дочь Джахша, прежде была замужем за Зейдом – рабом, которого освободил пророк. Она приходилась пророку двоюродной сестрой. Зейд развелся с ней. На момент заключения брака с пророком ей было 38 лет. Брак пророка с Зейнаб преследовал цель показать недействительность старого арабского обычая приравнивания усыновленных к родным детям. Поскольку Мухаммада считали приемным отцом Зейда, брак с его прежней женой показывал, что называть пророка отцом Зейда неправильно. Данный брак был санкционирован Богом, как о том говорится в Коране:

Когда же Зейд завершил свой союз с ней, Мы женили тебя на ней… (Коран, 33:37)

8) Умм Хабиба была еще одной вдовой, на которой женился пророк. Она приходилась дочерью Абу Суфьяну, который долгое время жестко противостоял исламу. Поначалу Умм Хабиба была замужем за Убайдуллой. Он был мусульманином, но, когда супруги, спасаясь от гонений язычников, переселились в Эфиопию, Убайдулла принял христианство и впоследствии умер. Получалось, что отец Умм Хабибы был врагом ислама, а муж ее тоже покинул ислам. Понимая, каким бременем все это легло на Умм Хабибу, пророк направил делегацию к эфиопскому царю с целью заключения брака с Умм Хабибой. На момент вступления в новый брак ей было 36-37 лет. Как и в случае со многими другими браками пророка, его женитьба на Умм Хабибе привела родственников невесты к исламу. Этими родственниками был известный курайшитский род Абдушамса.

9) Пророк также женился на вдове по имени Джувайрия. Ее отец и муж были врагами ислама: отец, подстрекаемый мекканскими язычниками, планировал нападение на Медину, из-за чего мусульманская армия выступила против его клана. Этот поход привел к поражению клана, а также к смерти мужа Джувайрии. Результатом похода также явилось взятие в плен многих ее соплеменников, среди которых была и она сама. Отец Джувайрии предложил выкуп за свою дочь. Но она попросила остаться на службе у пророка, и по ее просьбе он женился на ней. Данный брак привел к освобождению всех пленных, ведь они были ее родственниками. В очередной раз брак пророка привел к установлению мира и дружеских отношений между различными кланами.

10) Сафия тоже была вдовой. Ее второй муж погиб в битве при Хайбаре. Ее отец был руководителем известного иудейского рода назиритов и был убит в том же сражении.

Сафия оказалась пленницей. Но ее в итоге освободили, и пророк женился на ней. Некоторые жаловались, что она с сочувствием относится к иудеям. В ответ она говорила, что они – ее родственники. Пророк поддержал ее позицию. Он сказал, чтобы она отвечала на такие высказывания следующим образом:

– Мой отец – Аарон, а дядя – Моисей.

Данный брак привел к более близким отношениям между мусульманами и мединскими иудеями.

11) Последний брак пророк заключил с разведенной Маймуной. До этого она дважды была замужем. Когда пророк женился на ней, она была уже весьма пожилой, пророку же было 57. Данный брак был предложен Аббасом, дядей пророка. Он надеялся, что это приведет род Маймуны к исламу. Так и случилось. После заключения данного брака ее родственники массово принимали ислам.

Как видим, браки пророка были обусловлены отнюдь не его прихотями и страстью. Их спланировал Бог. После заключительного брака с Маймуной Бог велел пророку больше не заключать браки (Коран, 33:52), поскольку цели его браков были к тому моменту уже достигнуты, и пророческая миссия была близка к своему завершению.

Все это не означает, что пророк руководствовался лишь холодным расчетом. Пророк любил красоту и женщин и без ложной скромности признавал это. Он говорил:

Приятные ароматы и женщины привлекательны мне, но отрада моих глаз – в молитве.

Я полностью контролирую себя.

Рассматривая различные стороны его жизни, мы во всем обнаруживаем умеренность – в еде, питье, времяпровождении с женами и т. д. Никогда пророк не увлекался чем-то чрезмерно. Попытка западных авторов очернить пророка, представив его движущим мотивом похоть, крайне далека от истины и фактов. И это видно из приведенного выше анализа. У его браков были социальные причины, а также куда более высокая цель, чем банальная любвеобильность.

Здесь уместно привести цитату Карен Армстронг, западной исследовательницы и автора книги «Мухаммад: пророк нашего времени»:

Коранический принцип полигамии был частью общественных законов. Его цель – отнюдь не в ублажении мужской страсти, а в исправлении несправедливости, допускавшейся по отношению к вдовам, сиротам и другим женщинам, которые были уязвимы для притеснений. Чрезвычайно часто оказывалось так, что люди, не обремененные нравственностью, забирали все имущество, оставляя более слабых членов семьи ни с чем… Полигамия позволяла женщине, оказавшейся без защиты, вступить в достойный брак, тем самым освободившись от досаждавших ей тиранов. Мужчинам разрешалось иметь не более четырех жен, и к каждой они были обязаны относиться справедливо. Отнимать у женщин имущество было строго запрещено… Коран старался дать женщинам тот правовой статус, которым большинство западных представительниц женского пола еще долгое время (вплоть до XIX века) не обладали. Предоставление прав и свобод женщинам было тем действием, которым пророк дорожил…

Источник: mercyprophet.org

 

 

Источник: askimam.ru

Один комментарий »

  1. Вугар 09.10.2016 at 2:13 пп - Reply

    Каким же все таки великим нравом и душой обладал наш Пророк да благословит его Аллах и да приветствует. Все в Судный день будут думать о себе и только он будет думать за других.

Оставить отзыв »

Просмотров: 767
Яндекс.Метрика