Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари «Фикх и Хадис людей Куфы». Урок 20: Положение Куфы в науках иджтихада, часть 6

Администратор 30.05.2016 0
Шейх аль-Ислам Мухаммад Захид аль-Кавсари «Фикх и Хадис людей Куфы». Урок 20: Положение Куфы в науках иджтихада, часть 6

Исмаил ибн Аби Халид сказал: «Аш-Шаби, Абу ад-Духа, Ибрахим и другие наши ученые собирались в мечети, повторяя хадисы. И когда к ним приходили с вопросом, на который им нечего было ответить, то они глазами указывали на Ибрахима ан-Нахаи».

Также сказал аш-Шааби об Ибрахиме: «Он вырос в семье факихов, затем пришел к нам и к своим знаниям фикха добавил чистоту наших хадисов. И когда я говорю о нем, то говорю о знании. И не пришел ему на смену подобный ему.
Также сказал Саид ибн Джубайр:
«Вы задаете мне вопрос, когда среди вас есть Ибрахим ан-Нахаи?!».
Передает Абу Нуайм в «Аль-Хилья»: «Сообщил нам Абу Мухаммад ибн Хайян от Абу Усейды от Абу Масуда от ибн аль-Асбахани от Ассама от аль-Амаша:
«Я никогда не видел, чтобы Ибрахим говорил что-то на основе своего мнения».
Подобное передается в «Замм аль-Калам» от ибн Матта. И поэтому все, что передается от него в вопросах фикха в «Асаре» Абу Юсуфа, «Асаре» Мухаммада ибн аль-Хасана, «аль-Мусаннафе» ибн Абу Шейба, считается видом сообщения (асар).
Но истина в том, что, вынося решения, он как передавал риваяты, так и имел свое суждение. И если он передавал риваят, то это довод, а если совершал иджтихад, то это океан, который невозможно вычерпать, ибо условия иджтихада сошлись в нем в совершенной форме.
И именно он сказал: «Не может суждение быть правильным, кроме как на основе риваята, также риваят, кроме как на основе правильного суждения». Это передает Абу Нуайм со своим иснадом к нему. И это величайший пример в следовании хадису и суждению.
Сказал аль-Хатыб в «Аль-Факих ва аль-Мутафакких[1]»: Сообщил нам Абу Бишр Мухаммад ибн Умар аль-Вакиль от Умара ибн Ахмада ибн аль-Ваиза от Абдуль-Ваххаба ибн Исы ибн Аби Хайя от Мухаммада ибн Муавии от Абу Бакра ибн Ияша от аль-Хасана ибн Убейдуллаха ан-Нахаи:
«Я сказал Ибрахиму: «Все ли что я слышу от тебя в твоих фетвах, было услышано тобой[2]?».
И он сказал: «Нет».
Тогда я сказал: Ты даешь фетву относительно того, что ты не сам не слышал?».
И он сказал: «Я услышал то, что услышал, затем пришел вопрос о деле, о котором я не слышал, и я сравнил это с тем, что слышал»».
Это и есть настоящий фикх!
И у этого великого факиха учился Хаммад ибн Абу Сулейман, шейх имама Абу Ханифы, и Хаммад был очень близок к Ибрахиму.
Сказал Абу аш-Шейх в «Тарих Исбахан»:
«Сообщил нам Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хасан ибн Харун ибн Сулейман ибн Яхья ибн Сулейман ибн Аби Сулейман: «Я слышал, как мой отец говорил: «Сообщил мой отец от моего деда:
«Однажды Ибрахим ан-Нахаи отправил Хаммада купить мясо на дирхам, и он нес корзину. По дороге он встретил своего отца, который был верхом, и отец предостерег Хаммада и выбил корзину из его рук.

И когда умер Ибрахим, то пришли асхабуль хадис и хорасанцы, и постучали в дверь Муслима ибн Язида – так звали отца Хаммада — и он вышел к ним ночью со свечей. И они сказали ему: «Не ты нам нужен, нам нужен твой сын, Хаммад». И он сказал: «Сынок, выходи. Я знал, что корзина приведет тебя к этим людям»»»».

[1] 1:203

[2] То есть все ли твои мнение является передачей того, что ты услышал. Абу Али


Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..

_______________________________

Azan.kz

 

Оставить отзыв »

Просмотров: 427
Яндекс.Метрика