АЗАН И ИКАМАТ ПО МАЗХАБУ ИМАМА АБУ ХАНИФЫ

Слово «азан» переводится с арабского, как «оповещение». По Шариату это слово имеет определенное назначение.
Всевышний установил сроки для всех намазов, а азан – это оповещение о наступлении времени намаза.
Оглашение азана стало шариатским решением в первом году по хиджре. Абу Давуд рассказал хадис:

«Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поселился в Медине, мусульмане испытывали определенные неудобства, не зная времени наступления намаза. Пророк долго думал, как бы собрать людей на намаз. Один предложил вывесить знамя, но Пророк не принял этот вариант. Другие предложили дуть в большую трубу, но и это Пророк отверг, так как это будет уподобление иудеям. Отверг также и колокол, так как он уподобит их христианам. Абдуллах сын Зайда видел, как Пророку неспокойно, размышляя над этим вопросом. В ту ночь ему приснился сон, как проходит мимо него человек с зурной в руке. Абдуллах спросил: «Не продашь ли эту зурну?» «Зачем тебе зурна?» – спросил человек. «Я буду извещать людей о наступлении времени намаза», – ответил Абдуллах. Тогда человек сказал, что научит его более лучшему методу оповещения, и подсказал оглашение азана: «Аллаху акбар…» (по тексту азана). Утром Абдуллах рассказал сон Пророку, и он сказал, что это и есть истина. Тут же он послал Абдуллаха к Билалу, чтобы тот огласил азан, ибо у того голос был громче, чем у Абдуллаха. Когда Билал огласил азан, пришел Умар ибн Хатаб и сказал Пророку : «Клянусь Господом, пославшим тебя, я тоже видел во сне этот азан». Пророк Мухаммад воздал хвалу Аллаху».

ДОСТОИНСТВО АЗАНА

Азан – это призыв, в текст которого вошли слова вероубеждения мусульман. Он напоминает людям о наступлении времени намаза и призывает к поклонению Аллаху I. В азане утверждается Единственность Сущего Аллаха вместе с Пречистостью и Совершенством Его. Также свидетельствуется, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – есть Посланник Аллаха. Напоминается, что намаз – это спасение.

О достоинстве азана приводятся хадисы. Абу Хурайра передал, что Пророк говорил:

» Если бы люди знали о достоинстве оглашения азана и нахождении в первом ряду, то они и жеребьевкой стали бы бороться за это «.

Ибну Умар передал от Пророка:

» Грехи оглашающего азан (муэдзина) смываются до завершения оглашения, и все живое, и неживое, услышавшее азан, просит о смывании его грехов «.

ОГЛАШЕНИЕ АЗАНА И ИКАМАТА

Оглашение азана и икамата является суннатом-муаккад (для мужчин) при наступлении срока молитвы для каждого обязательного намаза, намаза-джума или для возмещаемого намаза, будь-то коллективный или индивидуальный намаз, в пути или дома.
Для женщины не предписано оглашать азан, так как их голос не принято слушать посторонним мужчинам.

Для других намазов (праздничные, затмения луны или солнца) азан и икамат не являются суннатом.
Если нужно возместить несколько намазов, и человек возмещает их подряд, то для первого намаза прочитает азан, затем икамат, а для остальных можно повторить все то же самое, но лучше перед каждым намазом ограничиться чтением икамата.

УСЛОВИЯ АЗАНА:

1. Наступление времени намаза.
2. Оглашение на арабском языке (исключение делается тому, кто не знает арабского языка).
3. Оглашение по порядку и сразу.
4. Оглашающий азан должен быть сознательным.
5. Оглашающий азан должен быть мусульманином.
6. Оглашает азан только мужчина. Азан, оглашаемый женщинами, мужчинам не предписан. Если коллектив только из женщин, то они прочтут икамат.
Подлежащий купанию или омовению может призвать к намазу, но это порицательно (макрух).

ПОРЯДОК ОГЛАШЕНИЯ АЗАНА И ИКАМАТА

Азан имеет 15 слов:»Аллагьу акбар читается четыре раза, ашгьаду алла илагьа иллаллагь – два раза, ашгьаду анна Мухаммада ррасулуллагь – два раза, хIайя гIала ссалагь – два раза, хIайя гIалаль фалахI – два раза, Аллагьу акбар – два раза, ла илагьа иллаллагь – один раз.»

В икамате читается все так же, как и в азане, только после обеих:»ХIайя гIала» дважды читается «Къад къамати ссалагь».
Также алимы были едины в том, что при утреннем азане после обеих «ХIайя гIала» добавляется фраза: «Ассалату хайру мминаннавм», т.е. намаз полезнее сна.

ДЛЯ ОГЛАШАЮЩЕГО АЗАН ЖЕЛАТЕЛЬНО:
1. Чтобы муэдзин был свободным (не рабом) и совершеннолетним.

2. Быть доверенным, справедливым, ибо он следит за временем намазов. Также оглашать на возвышенности.
3. Знающим времена намазов и его суннаты.
4. Иметь громкий и красивый голос.
5. Быть в омовении.
6. Вставлять в уши указательные пальцы – это помогает повышению голоса.
7. Поворачиваться вправо и влево при чтении обеих «ХIаййя гIала».
8. Обходить минарет вокруг, если с одного места голос не доходит.
9. Азан оглашается протяжно, икамат, напротив, быстро.
10. Не разговаривать при азане, даже отвечая на приветствие.

ПРИ ОГЛАШЕНИИ АЗАНА ПОРИЦАТЕЛЬНО:

1. Оглашать азан женщине.
2. Оглашать азан фасику, так как его слова в религии не принимаются.
3. Не имея омовения.
4. Сидящему.
5. Придавать в произношении азана мелодии, которые могут привести к искажению смысла, также прибавлять или не произносить звуки.
6. Разговаривать во время азана, ибо это поминание (зикр) Всевышнего, возвышающее Его.
7. Неисполнение всего сунната в азане, порицательно.
Если азан огласит тот, кому порицательно это делать, то желательно призвать заново.

ОТВЕТ НА АЗАН

Каждый, услышавший призыв на намаз, должен прервать свое занятие, даже чтение и изучение Корана или других наук. Нужно ответить муэдзину, повторив за ним все его слова, кроме обеих «ХIаййя гIала». Вместо них необходимо сказать: «Ла хIавла вала къуввата илли биллагь».

В мазхабе имама Абу Ханифы есть алимы, которые говорят, что отвечать на азан необходимо, но есть и те, которые говорят, что это желательно. Ответить на азан должны подлежащие купанию и женщины в период критических дней. Отвечать тоже желательно после каждого слова. Если отвечающий услышал весь азан или его отрывок, то необходимо ответить на весь азан в порядке его оглашения.

При ответе на утренний азан после слов: «Ассалату хайру мминаннавм» отвечающий скажет: «Садакъта ва барирта».
Не ответить муэдзину может человек, находящийся в намазе, читающий хутбу, находящийся в туалете и исполняющий супружеский долг.

Если ответили одному муэдзину, то тут же отвечать другому не является суннатом.

ПОСЛЕ ОГЛАШЕНИЯ АЗАНА ЖЕЛАТЕЛЬНО:

1. Прочитать салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
2. Прочитать ду’а: «Аллагьумма рабба гьазигьи дагIавати ттамати ва ссалятиль къаимати ати МухIаммаданиль василята валь фазилята вабгIасгьу макъамам махIмуданиллязи вагIадтагьу иннака ла тухлифуль мигIад, ва салляллагьу гIаля саййидина МухIаммадин ва гIаля алигьи ва ссахI бигьи ва саллям».
3. Если отвечают на вечерний азан, то добавляют: «Алллагьумма гьаза икъбалу ляйлика ва идбару нагьарика ва асвату дугIатика ва хIузуру ссаляватика фагъфир ли».
4. Между азаном и икаматом желательно прочитать ду’а.
5. Желательно выдержать время между азаном и икаматом, дабы постоянствующие в коллективном намазе могли собраться, сохраняя желательное время намаза.

ИКАМАТ

1. По мазхабу имама Абу Ханифы, икамат читается как азан, поэтому он имеет 17 фраз.
2. Желательно икамат читать, не растягивая слова.
3. Желательно огласившему азан прочитать и икамат.
4. Желательно отвечать и на икамат. После слов муэдзина: «Къад къамати ссалат» необходимо ответить: «Акъамагьаллагьу ва адамагьа».

ОБЩИЕ РЕШЕНИЯ

1. Впервые после азана стали читать салават во времена Салахуддина Аюби в 781 году по хиджре. Чтение салавата вслух не является ни сунной, ни отвергаемым действием, так как в нем есть напоминание.
2. Для всех возмещаемых намазов предписано чтение икамата.
3. Муэдзину порицается выходить из мечети до совершения намаза. Это решение общее для всех.
4. За оглашение азана муэдзин может взять плату.