Доказательства из сунны на дозволенность протирания лица после дуа.

Модератор 20.07.2014 5

Протирание лица руками после произнесения дуа

واعلم أن مسح الوجه بعد الدعاء خارج الصلاة مشروع، لما أخرجه الترمذي — وقال صحيح غريب — عن عمر بن الخطاب رضي الله تعالى عنه قال:

{كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ إِذَا مَدَّ يَدَيهِ فِي الدُّعَاءِ لَمْ يَرُدَهُمَا حَتَّى يَمْسَحَ بِهِمَا وَجْهَهُ}

Знай что протирание лица руками является узаконенным по Шариату. Передается от Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах) «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘аляйхи ва саллям) поднимал свои руки во время дуа, то прежде, чем опустить их, сначала проводил ими по лицу». (Приводит Тирмизий, сказав: «Достоверный хадис»).

 

قال الحافظ ابن حجر في بلوغ المرام: (وله شواهد منها: حديث ابن عباس عند أبي داود وغيره، ومجموعها يقضي بأنه حديث حسن).

Хафиз ибн Аскаляний в своей книге «Булюгуль-марам» относительно этого хадиса сказал следующее: «И ему есть другие подтверждающие хадисы переданные от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) (которые вывели Абу Дауд и другие мухаддисы). Все эти хадисы в совокупности указывают на то, что данный хадис — хасан».

 

Передал Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Аллах) от Пророка (салляллаху ‘аляйхи ва саллям), который сказал:

» سَلُوا اللَّهَ بِبُطُونِ أَكُفِّكُمْ ، وَلَا تَسْأَلُوهُ بِظُهُورِهَا ، فَإِذَا فَرَغْتُمْ ، فَامْسَحُوا بِهَا وُجُوهَكُمْ «

 «Просите Аллаха своими ладонями и не просите Его тыльной стороной ваших рук, а когда заканчиваете свое дуа, протрите свое лицо вашими ладонями».

Этот хадис привел имам Суютый в своей книге «Аль-джамигус-сагыр» сказав: «Достоверный хадис».

 

В книге «Аль-маджмугь» имам Нававий сказал: «Из этики дуа является время, место, положение, направление в сторону кыблы, поднятие рук, притирание лица после дуа, понижение голоса до уровня: между громким и отсутствующим полностью».

 

ومما روي عن الصحابة رضي الله عنهم في مسح الوجه باليدين بعد رفعهما للدعاء ما أخرجه البخاري في الأدب المفرد في باب «رفع الأيدي في الدعاء» من فعل ابن عمر وابن الزبير في مسح الوجه باليدين بعد الدعاء فقال: » حدَّثنا إبرَاهيمُ بن المنذِر قال حدَّثنا محمَّدُ بن فُلَيح قال أخبرني أبِى عن أبى نُعَيم وهو وَهْب قال : «رَأَيتُ ابنَ عُمَرَ وابنَ الزُّبَيرِ يَدْعُوانِ يُدِيرَانِ بِالرَّاحَتَينِ عَلَى الوَجْهِ»

В книге имама Бухарий «Адабуль-муфрад» приводится достоверное высказывание от Абу Нуайма, который сказал: «Я видел как Ибн Умар и Ибн Зубайр делали дуа и обтирали ладонями лица».

5 комментариев »

  1. Мута\\\'аллим 08.02.2015 at 6:43 пп - Reply

    DarulHanafiya — О протирании лица после молитвы у Шафиитов — http://darulhanafiya.kz/fikh/o-protiranii-litsa-posle-molitvy-u-shafiitov.html ученые разногласили друг с другом относительно этого но факт в том что одни так делали со времени сахабов а другие нет и хадисов что так делал сам пророк салляллаху алейхи ва саллям множество что укрепляет все эти передачи.

  2. На пути Аллаха 25.06.2015 at 6:02 пп - Reply

    ПРОТИРАНИЕ ЛИЦА РУКАМИ ПОСЛЕ ДУА — БИД’А ИЛИ СУННА? ✔

    БисмиЛляхир-рахманир-рахим! Вся хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем последователям.
    А затем:
    Сейчас появились люди, которые посчитав себя учеными, пользуются книгами по хадисам, (игнорируя книги по фикху) и решают что сунна а что бид’а. Они по своему невежеству ставят мухаддисов выше факихов, не понимая, что именно от них мы должны брать знание, а не от мухаддисов, задача которых заключается лишь в собраний и передаче хадисов, а передают они именно факихам, которые определяют за какими хадисами можно следовать, а какие лучше и нужно оставить.
    Эти люди говорят, что нет хадисов подтверждающие, что протирание лица после дуа-сунна, и даже если и есть, то они слабые и они не могут никак быть доводом. Так как обстоят дела на самом деле?
    Обратите внимание на следующие хадисы:
    1) Посланник Аллаха мир ему и благословения Аллаха рекомендовал сахабам во время исполнения дуа:
    سلوا الله ببطون أكفكم ولا تسألوه بظهورها فإذا فرغتم فامسحوا بها وجوهكم
    «Просите Аллаха своими ладонями и не просите Его тыльной стороной ваших рук, а когда заканчиваете свое дуа, протрите свое лицо вашими ладонями». (Абу Дауд, хадис 1487, передан Абдуллой бин Аббасом)
    2) В число действий, совершаемых Пророком мир ему и благословения Аллаха , входило протирание лица рукам после дуа. Об этом говорил саидуна Умар бин Хаттаб (радиаллаху анху):
    كان رسول الله صلى الله عليه و سلم إذا رفع يديه في الدعاء لم يحطهما حتى يمسح بهما وجهه
    «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллам) никогда не опускал свои руки, когда бы он ни поднял их в дуа, не протерев перед этим свое лицо обеими своими руками». (Тирмизи, хадис 3386)»
    3) Сайб Язид (радиаллаху ‘анху) передаёт:
    ١ ان النبى كان اذا دعا فرفع يديه مسح وجهه بيديه رواه البيهقى . )مشك,وةج (١٩٦ص
    «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллам) просил ду‘а, то поднимал обе руки и проводил ими по лицу». («Мишкат» т.1, стр. 196)»
    Говорит современный ученый, муфтий Сухайл Тармахомед аль-Ханафи (хафизахуЛлах) по поводу слабости этих хадисов:
    «Когда алимы в области хадисов комментируют их и указывают, что такой-то является достоверным, а такой-то слабым или хасан (хорошим) и т.д., то они относят это, большей частью, к цепи передатчиков. Их комментарии не относятся к самому хадису как таковому. Хадис может иметь несколько цепей передатчиков, или очень мало или вообще только одну цепь. В зависимости от достоверности каждого передатчика хадиса, хадис классифицируется как слабый, достоверный, приемлемый и т. д. В данном конкретном случае, хадис об обтирании лица после дуа был записан с несколькими различными цепями передатчиков. Да, они слабы сами по себе (по отдельности). Но когда они собираются вместе, они усиливают друг друга, пока не достигают уровня приемлемости (хасан).
    Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (рахимахуллах), который был одним из самых выдающихся ученых хадисов своего времени, и автором очень популярного и общепризнанного комментария к Сахиху аль-Бухари «Фатх уль-Бари», признал хадис, поощряющий обтирание руками лица после дуа, как «хасан» (хорошим и приемлемым). (Джами уль-Усуль). Таким образом, мы делаем вывод, что протирание руками по лицу после дуа является сунной. А Аллах знает лучше» — (Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта)
    Спросили Шейха Абд аль-Малика ас-Саади (хафизахуЛлах):
    «Каковы положения Шариата о протирании ладонями лица после чтения суры «аль-Фатиха» или же после мольбы? Мы читали фетву, что это нововведение, так как это не приведено в хадисе, и прочитали фетву аль-Альбани, что это нововведение, а что касается хадиса «…А когда завершите, то протирайте ими (т.е. ладонями) лица», то он слабый, несмотря на то, что он от Ибн Аббаса, поскольку передатчик хадиса Абдуллах ибн Исхак аль-Курази – сомнительный. Мы слышали высказывание Иззу ибн Абд ас-Саляма: «Так протирает только невежда». Я надеюсь на разрешение этой проблемы, которая стала причиной споров среди молодежи нашего региона.
    Ответ: Протирание лица руками не является нововведением, напротив – это сунна, и об этом приведены хадисы с различными иснадами. Например, Абу Дауд привел от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Просите у Аллаха, свят Он и велик, своими ладонями, и не просите внешней стороной кисти, а когда завершите, то протирайте ими ваши лица»».
    Ибн Маджа привел: «Когда обращаешься с мольбой к Аллаху, то моли ладонями, а не внешней стороной кисти, а когда закончишь, то протри ими свое лицо».
    Приведено ат-Тирмизи от Ибн Умара: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину ваш Господь Живой, Щедрый, Он стесняется, чтобы раб поднял свои руки и вернул их пустыми без блага. И когда один из вас поднимает руки, то пусть скажет: «О, Живой, Вечно Сущий, нет божества, кроме Тебя. О Милостивый из милостивейших» три раза, и когда закончит, то пусть выльет это благо на лицо. В риваяте, приведенном ат-Тирмизи от Ибн Умара, сказано: «Когда протянет руки в молитве, то пусть не возвращает их, пока не протрет ими свое лицо»».
    Все вышеприведенные хадисы не без слабости, однако слабость иснада не обязательно приводит к слабости текста хадиса, поскольку текст хадиса усиливается при многочисленности иснадов. Даже если каждый отдельно взятый иснад слаб, однако они в совокупности делают слабый хадис хорошим (Хасан ли гайр); кроме того этому хадису имеется свидетельство, как мы уже упомянули ранее.
    Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани сказал о риваяте, приведенного ат-Тирмизи от ибн Умара: «Его привел ат-Тирмизи и он имеет свидетельства, в том числе приведенный Абу Даудом хадис от ибн Аббаса и другие, они в совокупности говорят, что это хороший хадис». (Субуль ас-Салям, т. 4, стр. 19)
    Что касается слов аль-Альбани, что это нововведение, то как это часто бывает с его высказываниями, это неверно, поскольку нововведение — это новшество о котором ничего не приведено хадисов, аятов, нет иджмы или кияса, и не подпадающее ни под один из принципов Ислама. Поскольку нельзя называть нововведением новшество подпадающее под один из принципов Ислама.
    Не говоря уже о том, что относительно протирания ладонями лица приведены хадисы, и даже признавая их слабыми, нельзя называть протирание ладонями лица нововведением, поскольку совершать дополнительные благие поступки, опираясь на слабый хадис дозволено, хотя и нельзя однозначно связывать это с пророком, как это уже было разъяснено.
    Кроме того, как ты уже узнал, в соответствии с достоверными правилами хадисоведов это — хороший хадис, а не слабый.
    Я говорю моему вопрошающему брату, что аль-Альбани является специалистом только в хадисах и не является факихом, а фатву должны давать факихи, а роль мухаддиса только в анализе хадиса и он оставляет решение вопроса факихам, которые знают выносится ли решение на основе хадиса или нет».
    Говорит шейх Мумтаз аль-Хак аль-Ханафи (хафизахуЛлах):
    «Многие люди стали «хадисоустойчивыми». Это как «водоустойчивый»-то, что не пропускает влагу. Такие люди обычно обвиняют других. Как например Имама Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах который отдавал предпочтение хадисам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) перед своим собственным мнением и любопытством. Тогда как те люди настолько «хадисоустойчивые», что ты можешь предоставить им так много хадисов, как возможно, но это всё равно никак не повлияет на них. Например хадис о протирании лица молящимся после ду’а. Этот хадис имам Тирмизи, имам Абу Дауд, имам Ибн Маджа, да смилуется над ними Аллах, привели в своих сборниках хадисов, также и имам Абдураззак, да смилуется над ним Аллах, который был учителем имама Ахмада ибн Ханбала, который являлся одним из важнейших шейхов имама Бухари.
    У имам Бухари всего около 20 хадисов которые известны как «суласият» с цепочкой рассказчиков не больше трёх человек. И в сборнике имама Абдурразака много сотен хадисов «суласият» с цепочкой рассказчиков не больше трёх. Имам Абдураззак да смилуется над ним Аллах был мухаддисом. Когда он отправился совершать Хадж и имам Ахмад бин Ханбал вместе с Йахия ибн Муином так же отправились совершать Хадж и Йахия ибн Муин, услышав, что имам Абдураззак прибыл для совершения Хаджа, подошёл к имаму Ахмаду и предложил пойти и навестить имама Абдураззака и послушать его хадисы. На что Ахмад ибн Ханбал ответил: «мне стыдно, что учёный и мухадис такого высокого уровня как имам Абдураззак прибывает сюда для совершения Хажда, а мы будем пользоваться этим, чтобы послушать хадисы. Тем самым мы не проявим к нему никакого уважения, которого он так заслуживает». И уже после Хаджа имам Ахмад бин Ханбал да смилуется над ним Аллах отправился в путешествие и проделал весь путь до Сана, чтобы послушать хадисы имама Адбуразака да смилуется над ним Аллах и он так же привёл в своём сборнике хадис о протирании лица молящимся после ду’а.
    Некоторые люди считают это полнейшим нововведением. Часто можно увидеть как такие люди поднимают руки, взывая к Аллаху обращаясь с мольбами и после мольбы они не протирают лицо руками, а либо переворачивают ладонями вниз, либо просто кладут руки на колени. И они считают, что это Сунна и что в Сунне нет никакого упоминания о том, чтобы протирать лицо руками после ду`а. Но как сказано в хадисе, что ду’а это крем, как сливки, поклонения так же как в другом хадисе сказано, что ду’а — это поклонение. И как большинство видов поклонения имеет начало и конец.
    Так же, как например молитву мы начинаем с такбира и заканчиваем произнесением салама. Или пост, мы начинаем поститься с сухура и заканчиваем — ифтаром. Мы начинаем Рамадан основываясь на фазах луны и совершаем ‘Ид основываясь на этом. Мы готовимся к Хаджу начиная с ихрама и тальбия и мы завершаем Хадж тавафом. Таким же образом ду’а начинается с восхваления Аллаха и поднятия рук молящимся и завершается ду’а протиранием лица руками. И это то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал делать и это было приведено во многих хадисах.
    Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, передал этот хадис и он был записан имамом Тирмизи и ибн Хаджар Аскалани назвал этот хадис хорошим. Но к сожалению во многих кругах этот хадис считается совершенно противоположенным, неверным, слабым. И люди делают обратное тому, что передаётся в хадисе. И такие люди называют себя последователями Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но на самом деле они делают противоположенное тому, что передаётся в хадисах и они же обвиняют людей в собрании, обвиняют таких как Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, который считал, что даже слабый хадис лучше чем никакого хадиса вообще. Он отдавал предпочтение даже слабому хадису перед своим мнением ибо даже слабый хадис имеет связь с Пророком (саляЛааху алейхи ва салям). Так же многие люди говорят, что ведь есть вероятность того, что Пророк (саляЛааху алейхи ва салям) не говорил или не делал того, что сказано в хадисе. Коран не приказывает и не позволяет нам отрицать или осуждать слабые хадисы. Но многие люди в наши дни поступают именно так, говоря, что это «слабый хадис», «слабый хадис», «слабый хадис».
    В Коране, в суре «Комнаты» говорится:
    «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте..» (6 аят)
    Быть может он говорит тебе правду. Так как даже лжец не обманывает постоянно. И даже сама ложь порой может принести правду. И часто можно встретить людей во всём мире которые протирают лицо после совершения ду’а и это не является бид’а (новшество), так как это подтверждается в хадисе. И упоминание о протирании лица руками после ду’а встречается так часто в хадисах, что даже если каждый отдельный хадис является слабым, то в совокупности они делают это достоверным. На примере этой ткани, которая сделана из отдельных нитей и каждая нить сама по себе очень слабая, но вместе они делают ткань прочной. Поэтому это один из принципов в изучении хадисов, если собрать несколько пусть и очень слабых хадисов упоминающих один и тот же субъект, то в совокупности это становится достоверным. И даже если человек хочет оспорить тот факт, что некоторые из хадисов являются достоверными, как мы уже упоминали, Ибн Хаджар Аскалани да смилуется над ним Аллах, ссылаясь на хадис приведённый имамом Тирмизи, да смилуется над ним Аллах, от Умара, да будет доволен ним Аллах, называет его хорошим. И имам Абу Дауд да смилуется над ним Аллах в его сборниике хадисов так же приводит несколько хадисов о протирании лица руками после ду’а. Один он сам называет слабьым, а об остальных хадисах он умалчивает что делает их приемлемыми. Когда имам Абу Дауд упоминает хадис и не говорит ничего об этом, не критикует, значит что это является приемлемым. Ибн Маджа, имам Абдуразак, они так же собрали и предоставили хадисы о том, что нам следует протирать лицо руками после совершения ду’а. Поэтому сказать, что это бид’а (новшество) это значит зайти слишком далеко». (https://www.youtube.com/watch?v=AY1beV0uOhE)
    А теперь давайте посмотрим что говорят наши ранние ученые.
    1) Сказано в пятом томе “Фатауа аль Хиндиййя”:
    «Совершая молитву после намаза предлагается протягивая руки вперед держать их на разный лад. Самым приемлемым является держать руки так,чтобы ладони были врознь и были обращены к небу. Является мустахабом держать руки на уровне груди; и после молитвы является суннатом провести ладонями обоих рук по лицу».
    2) Говорит великий ‘алим Ибн Абидин аль Ханафи (рахимахулЛах) на 341-й странице:
    «После намаза, совершая молитву,руки протягиваются вперед на уровне груди.Ладони обращаются к небу.Ибо небеса являются киблой молитвы.Руки держат врознь.После молитвы,провести ладонями по лицу является суннатом».
    3) Имам ан-Науауи (рахимахулЛах) в книге «Ат-тахкык» пишет:
    و يندب رفع يدين في كل دعاء خارج الصلاة ثم مسح وجهه بهما
    «Желательно поднимать руки в каждом дуа вне молитвы и затем протирать ими лицо».
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Из приведенных хадисов и фетв ученных очевидно, что протирание лица руками после дуа действительно является Сунной. Это не является нововведением — бид’а, как заявляют некоторые. А Аллаху Та’ала знает лучше.
    Подготовил: Хадис Аль-Ханафи

  3. Дауд Абу Имран 22.10.2017 at 2:17 дп - Reply

    ابن حَجَر العسقلاني (رحمه اللهُ) في «بلوغ المرام» قال: «إن مجموع الأحاديث الشاهدة لهذا تقضي بأنه حديث حسن» .

  4. Дауд Абу Имран 22.10.2017 at 2:28 дп - Reply

    هذا القول معروف عن الشيخ وقد سمعته منه مرات عديدة وقد قرر هذا القول وذلك عند شرحه لدليل الطالب لمرعي الكرمي رحمه الله، في دورة على المديني السنوية في الرياض…)
    قال المصنف رحمه الله في( باب صلاة التطوع)ص123_ تحقيق العيد :
    ثم يمسح وجهه بيديه:هنا
    علق الشيخ:وجاء في ذلك حديث ذكره الحافظ ابن حجر في آخر بلوغ المرام وهو عند الترمذي وغيره ،كان النبي :(إذا رفع يديه للدعاء لم يردهما حتى يمسح بهما وجهه) حسنه ابن حجر..
    وقال الشيخ[وكفى بالحافظ حافظاً، وكفى بتحسينه حسناً للحديث]

    قال المصنف: وخارج الصلاة.
    علق الشيخ:[ولابأس بمسح الوجه ] وقال [لايُستنكر على من فعله ، ويُرشد الذي لايمسح]..
    هذا الشرح للشيخ جاء في الشريط الرابع عشر ،الوجه الثاني..
    للفائدة: الشيخ حفظه الله ورعاه لم ينتهي من شرح الكتاب والموجود الآن في أشرطه..

  5. Дауд Абу Имран 22.10.2017 at 3:33 дп - Reply

    بسم الله الرحمن الرحيم
    السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
    الحمد لله رب العالمين .الرحمن الرحيم .مالك يوم الدين .اياك نعبد و اياك نستعين .اهدنا الطراط المستقيم .وأشهد أن لا اله الا الله وحده لا شريك له ، اله الأولين و الأخرين و ملجاء السائلين .و أشهد أن محمد عبده و رسوله، قدوة المؤمنين. اللهم صل و سلم عليه و على صحبه الهداة المهتدين ،و على من تبعهم باحسان الى يوم الدين .امــا بعد فهذه رسالة مختصرة جمع فيها اقوال الائمه الاربعه في حكم مسح الوجه باليد بعد الدعاء

    من أقوال الحنفية
    في شرح الحصكفي 1/507 و أما ( عند الصفا والمروة وعرفات ) ف ( يرفعهما كالدعاء ) والرفع فيه , وفي الاستسقاء مستحب ( فيبسط يديه ) حذاء صدره ( نحو السماء ) لأنها قبلة الدعاء ويكون بينهما فرجة والإشارة بمسبحته لعذر كبرد يكفي والمسح بعده على وجهه سنة في الأصح شرنبلالية . )
    وفي الفتاوى الهندية 5/318 : ( مسح الوجه باليدين إذا فرغ من الدعاء قيل : ليس بشيء , وكثير من مشايخنا — رحمهم الله تعالى — اعتبروا ذلك وهو الصحيح وبه ورد الخبر , كذا في الغياثية .)

    من أقوال المالكية
    في الفواكه الدواني 2/330 : ( واختلف هل يرفع يديه عند الدعاء أو لا ؟
    وعلى الرفع فهل يمسح وجهه بهما عقبه أم لا ؟ والذي في الترمذي عن عمر بن الخطاب رضي الله عنه : { أنه صلى الله عليه وسلم كان إذا رفع يديه في الدعاء لم يحطهما حتى يمسح بهما وجهه } . فيفيد أنه كان يرفعهما ويمسح بهما وجهه .)
    وفي الفواكه الدواني أيضا 2/335 : ( واختلف في بسط اليد ولا بأس منه لانه أمارة الذل والسكينة ويستحب أن يمسح وجهه بيديه عقبه كما كان يفعله عليه الصلاة والسلام )
    وفي الفواكه الدواني أيضا 1/281 : ( ويرفع يديه في حال الدعاء وبطونهما إلى الأرض وقيل إلى السماء وورد أنه بعد الدعاء يضع يديه على وجهه ويمسحه بهما لكن من غير تقبيل )

    من أقوال الشافعية
    فتاوى ابن حجر 1/137 : ( وسئل ) رضي الله عنه — وحشرني في زمرته — عن تقبيل اليدين بعد كل دعاء خارج الصلاة هل له أصل كمسح الوجه بهما أم لا ؟ وإذا كان له أصل فهل هو صحيح , أو خبره ضعيف
    ( فأجاب ) — فسح الله في مدته — : بأني لم أر له أصلا صحيحا ولا ضعيفا بعد مزيد البحث والتفتيش ; فلا ينبغي فعله .)
    وفي مغني المحتاج 1/370 : ( وأما مسح غير الوجه كالصدر فلا يسن مسحه قطعا بل نص جماعة على كراهته . وأما مسح الوجه عقب الدعاء خارج الصلاة , فقال ابن عبد السلام بعد نهيه عنه لا يفعله إلا جاهل ا هـ .
    وقد ورد في المسح بهما أخبار بعضها غريب وبعضها ضعيف , ومع هذا جزم في التحقيق باستحبابه .)
    وفي حاشية البجيرمي على شرح المنهج 1/208 : ( قوله : ( لا مسح ) أي : في الصلاة أي : لا يندب فالأولى تركه ح ل ويسن خارجها م ر أي : يسن أن يمسح وجهه بيديه بعده لما ورد أن كل شعرة مسحها بيده بعد الدعاء تشهد له ويغفر له بعددها ح ف وما تفعله العامة من تقبيل اليد بعد الدعاء لا أصل له كما في شرح م ر و ع ش . )

    من أقوال الحنابلة
    في المغني لابن قدامة 1/449 : ( ولنا , قول النبي صلى الله عليه وسلم : { إذا دعوت الله فادع ببطون كفيك , ولا تدع بظهورهما , فإذا فرغت فامسح بهما وجهك } . رواه أبو داود , وابن ماجه . ولأنه فعل من سمينا من الصحابة . وإذا فرغ من القنوت فهل يمسح وجهه بيده ؟ فيه روايتان :
    إحداهما , لا يفعل ; لأنه روي عن أحمد أنه قال : لم أسمع فيه بشيء . ولأنه دعاء في الصلاة , فلم يستحب مسح وجهه فيه , كسائر دعائها .
    الثانية : يستحب ; للخبر الذي رويناه . وروى السائب بن يزيد , { أن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان إذا دعا رفع يديه , ومسح وجهه بيديه } . ولأنه دعاء يرفع يديه فيه , فيمسح بهما وجهه , كما لو كان خارجا عن الصلاة )
    وفي غذاء الألباب 2/516 : ( وأن يسأل ما يصلح , ويمسح وجهه بيديه بعد فراغه )
    وفي الفتاوى الكبرى لابن تيمية 2/219 : ( وأما رفع النبي صلى الله عليه وسلم يديه في الدعاء : فقد جاء فيه أحاديث كثيرة صحيحة , وأما مسحه وجهه بيديه فليس عنه فيه إلا حديث , أو حديثان , لا يقوم بهما حجة , والله أعلم .)

    الأدلة
    استدل الجماهير على مشروعية المسح بالأحاديث الواردة في مشروعية المسح وهي وإن كانت ضعيفة فتتقوى بمجموعها فقد جاءت من وجوه : عن عمر وابن عباس وعن السائب بن يزيد عن أبيه , وعن الزهري مرسلا وبالآثار الواردة في ذلك :
    1-2-حديث عمر وابن عباس رضي الله عنهما:
    قال الحافظ في بلوغ المرام : ( عن عمر رضي الله عنه قال كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا مد يديه في الدعاء لم يردهما حتى يمسح بهما وجهه . أخرجه الترمذي .
    وله شواهد منها عند أبي داود من حديث ابن عباس وغيره ومجموعها يقضي بأنه حديث حسن )
    وحديث عمر صححه الترمذي 5/131 فقال : صحيح غريب
    قال الصنعاني في سبل السلام 4/427 : وفيه دليل على مشروعية مسح الوجه باليدين بعد الفراغ من الدعاء . قيل وكأن المناسبة أنه تعالى لما كان لا يردهما صفرا فكأن الرحمة أصابتهما فناسب إفاضة ذلك على الوجه الذي هو أشرف الأعضاء وأحقها بالتكريم .)

    3-حديث السائب بن يزيد عن أبيه :
    وفي سنن أبي دواد 2/79 : ( حدثنا قتيبة بن سعيد ثنا بن لهيعة عن حفص بن هاشم بن عتبة بن أبي وقاص عن السائب بن يزيد عن أبيه أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا دعا فرفع يديه مسح وجهه بيديه )

    4-حديث ابن عمر رضي الله عنه :
    روى الطبراني 12/323 : عن ابن عمر قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : \» إن ربكم حي كريم يستحي أن يرفع العبد يديه فيردهما صفرا ، لا خير فيهما ، فإذا رفع أحدكم يديه فليقل : يا حي يا قيوم ، لا إله إلا أنت ، يا أرحم الراحمين — ثلاث مرات — ثم ذا رد يديه فليفرغ الخير على وجهه \» . )
    قال الهيثمي في مجمع الزوائد 10/263 : وفيه الجارود بن يزيد وهو متروك .

    5-مرسل الزهري :
    وفي مصنف عبد الرزاق 2/247 : ( عن معمر عن الزهري قال : كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يرفع يديه عند صدره في الدعاء ثم يمسح بهما وجهه , قال عبد الرزاق : وربما رأيت معمرا يفعله وأنا أفعله )
    وهذا مرسل صحيح والمرسل حجة عند الجمهور وغير حجة عند الشافعي وبعض أهل الحديث إلا أن يعتضد به ما يقويه وهو هنا كذلك
    ثم لو فرض أن الوارد في ذلك حديث واحد فقط وهو ضعيف فإن الضعيف يعمل به في فضائل الأعمال كما هو مقرر

    آثار الصحابة والأئمة:
    روى البخاري في الأدب المفرد ص 214 : ( حدثنا إبراهيم بن المنذر قال حدثنا محمد بن فليح قال أخبرني أبى عن أبى نعيم وهو وهب قال رأيت بن عمر وبن الزبير يدعوان يديران بالراحتين على الوجه )
    وفي مصنف عبد الرزاق 2/252 : ( باب مسح الرجل وجهه بيده إذا دعا : عن بن جريج عن يحيى بن سعيد : أن بن عمر كان يبسط يديه مع العاص , وذكروا أن من مضى كانوا يدعون ثم يردون أيديهم على وجوههم ليردوا الدعاء والبركة
    قال عبد الرزاق : رأيت أنا معمرا يدعو بيديه عند صدره ثم يرد يديه فيمسح وجهه )
    اختكم في الله:طالبة فقه
    المملكة العربية السعودية
    والسلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Оставить отзыв »

Просмотров: 1 177
Яндекс.Метрика