Доказательство дозволенности протирания затылка и шеи во время омовения

Администратор 23.03.2018 1
Доказательство дозволенности протирания затылка и шеи во время омовения

Вопрос:

Ханафитские ученые считают желательным действием протирание затылка и шеи во время совершения вуду (малого омовения). Какие есть хадисы, где бы подтверждалось желательность этого действия?

Ответ:

Согласно мнению ученых ханафитского мазхаба и некоторых ученых-шафиитов, протирание (масах) задней части шеи и затылка по время омовения считается мустахаб (желательным). Это мнение основано на определенных хадисах, некоторые из которых являются достоверными, а некоторые – слабыми, однако, все они вместе имеют достаточно силы для подтверждения этого вопроса:

1. Имам Абу Дауд и имам Ахмад ибн Ханбаль передают в своих сборниках, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) во время совершения вуду, делал масх (протирание) на заднюю часть шеи и головы (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад).

Этот хадис посчитали слабым некоторые мухаддисы (См. Тальхисуль-Хабир хафиза Ибн Хаджара, т. 1, с. 287-88, алляма Шаквани сказал, что хафиз Ибн Саййд ан-нас определил его как хасан (достоверный), см. Наилюль-аутар, т. 1, с. 179). Хафиз Ибн Хаджар, рахимахуллах, утверждал, что «основываясь на этом сообщении, имам мухаддис Багави аш-Шафии считал протирание шеи желательным (мустахаб).

2. Ибн Умар (радыАллаху анхума) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Тот, кто совершает масх на шею во время вуду, будет спасен от оков и жажды в Судный день» (Муснадуль-Фирдаус, т. 4, с. 44, хадис 5628, Тарих Исбаха, т. 2, с. 115).

Это сообщение было названо слабым Хафизом аль-Иракы и аллямой Забиди (рахимахуллах). (См Тахриджуль-ихья, т. 1, с. 82, хадис 308, Шурхуль-ихья, т. 2, с. 580).

3. Имам Ибн Фарис также передает этот хадис от Абдуллы ибн Умара через другой иснад. Имам Ибн Фарис говорит об этом хадисе:

«Этот хадис по милости Аллаха является подлинным (сахих)». (См. Тальхис аль-хабир, т. 1, с. 288).

4. Подлинность данного хадиса подтверждает тот факт, что протирание затылка было практикой самого передатчика хадиса, Абдуллы ибн Умара (Сунануль-Байхакы, т. 1, с. 60).

5. Имам Абу Убайда (рахимахуллах) передает хадис мурсаль от имама Мусы ибн Тальхи:

«Тот, кто протирает шею и затылок, будет спасен от жажды и оков в Судный день» (См. Тальхисуль-хабир, т. 1, с. 288, Шархуль-ихья, т. 1, с. 580).

Мухаддис Зафар Ахмад аль-Усмани считает надежными всех передатчиков этого сообщения (Иляу с-Сунан, т.1, с. 123).

Мурсаль хадисы (хадисы, где пропущено имя сподвижника) являются приемлемыми в соответствии с мнением большинства факихов.

Как я уже говорил в самом начале, что, хотя некоторые хадисы (подтверждающие эту практику) слабы, существуют и другие сообщения, которые признаны подлинными, к примеру, сообщения в пунктах 3 и 5. Некоторые мухаддисы также считают достоверным хадис из пункта 1.

Помимо вышеприведенных, существуют и другие хадисы, упомянутые аллямой Шаукани в Наилюль-Аутар.

Сообщение, которые многие упускают из виду

Однако, существует еще одно достоверное сообщение, которое игнорируют многие из тех, кто отвергает законность протирания шеи.

Сподвижник Вайль ибн Худжр (радыАллаху анху) передает длинный рассказ о том, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал омовение, где, в частности, говорится:

«И он (мир ему и благословение) делал масх на затылок и внутреннюю часть бороды той водой, которая оставалась от протирания (масх) головы».

Это сообщение записано имамами Табрани и Баззаром.

Хафиз аль-Иракы, рахимахуллах, учитель знаменитого мухаддиса Хафиза Ибн Хаджара, рахимахуллах, обращается к этому хадису со следующими словами:

«Протирание затылка и шеи передается в сообщении от Вайля ибн Худжра (радыАллаху анху), которое приводят имам Табрани в своем Муджам аль-Кабир и имам Баззар в своем Муснаде, и в его иснаде нет никакой слабости» (Танзиху ш-шариа, т. 2, с. 75).

Следовательно, этот хадис, по мнению аллямы Иракы, может считаться достоверным (хасан).

Ложные обвинения

Удивительно, что те люди, которые претендуют на следование хадису, открыто отрицают эту практику (протирания затылка и шеи), а также ложно обвиняют ханафитский мазхаб в том, что он основан не на хадисах, а только на доводах разума. Однако в данном вопросе эти противники как раз сами отрицают хадисы (в которых подтверждается законность такой практики).

Некоторые из тех, кто отрицает наличие хадисов о данном действии, полагаются на утверждения ученых прошлого, которые считали, что не существует хадисов, поддерживающих эту практику.

Однако, как было показано выше, существует множество хадисов на эту тему. Именно по этой причине ученые и факихи ханафитского мазхаба опровергли ложные обвинения в новшестве. Некоторые из обвинителей были вынуждены сказать, что возможно, до ученых, которые отрицали эту практику, не дошли хадисы на данную тему. Однако еще алляма Шаукани, рахимахуллах, после упоминания вышеприведенных сообщений, пишет:

«С помощью этих сообщений теперь можно сделать вывод, что мнение имама Навави (рахимахуллах), который был одним из ученых, отрицающих данную практику (протирания затылка), было высказано поспешно…».

Далее имам Шаукани пишет, что другие ученые-шафииты, в частности, имамы Риф’а и Багави, не согласились с имамом Навави в этом вопросе. Имам Багави, который является общепризнанным мухаддисом в шафиитском мазхабе, считал, что протирать затылок желательно (мустахаб) (Наилюль-Аутар, т. 1, с. 179).

Иной угол зрения

Некоторые ученые, которые признавали законность практики протирания затылка, делали это на основе хадиса, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит, что его последователей можно будет узнать в Судный день по сиянию их конечностей, которые они омывали во время вуду.

Далее в этом же хадисе говорится:

«Если кто-то желает усилить (это сияние), ему следует делать это…» — то есть, омывая какой-то орган более усердно, более требуемой границы. Например, при мытье рук мыть руки выше локтя, мыть ноги выше щиколотки и так далее. Так что, если человек протирает голову и при этом протрет затылок и шею сзади, он будет следовать этому хадису (который записан в Сахих Бухари, 136 и Сахих Муслим, 579).
(См. Тухфатуль-Камаля аля хаваши тухфатуль-таляба, с. 13, Маджмуа Расаиль аль-Лякнави, т. 1, с. 261).

Всего вышесказанного достаточно, чтобы подтвердить тот факт, что протирание затылка и шеи сзади совершается на основе достоверных хадисов.

А Аллах знает лучше.

 

Источник

Один комментарий »

  1. Арман 23.03.2018 at 4:39 дп - Reply

    Маша Аллах, джазака-Ллаху хайрон за информацию!

Оставить отзыв »

Просмотров: 394
Яндекс.Метрика