Желательно ли тратить деньги на семейные нужды в день Ашура?

Администратор 11.10.2016 1
Желательно ли тратить деньги на семейные нужды в день Ашура?

Вопрос: Хотелось бы узнать, подтверждена ли достоверными хадисами практика расходовать деньги на нужды семьи 10-го Мухаррама. Если да, то желательно потратить эти деньги на еду и питье или можно сделать другие подарки?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

В связи с этой темой можно привести два хадиса. Один касается в целом милостыни, подаваемой 10-го Мухаррама (то есть в день Ашура), а второй касается того, какое достойное дело – тратить деньги на семейные нужды в этот день.

Что касается милостыни в общем, то от нашего господина Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса (да будет доволен им Аллах) передается, что он сказал: «Кто бы ни постился 10-го Мухаррама (Ашура), он как будто бы постился целый год. И, кто бы ни подал милостыню в этот день, это будто бы милостыня за целый год» (передано имамом Ибн Раджабом аль-Ханбали в «Лата’иф аль-Ма’ариф» от Абу Мусы аль-Мадини).

Что касается практики тратить деньги на нужды семьи и быть щедрым к домашним, то передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «К тому, кто щедро потратит имущество на семью 10-го Мухаррама (день Ашура), Аллах будет щедр в течение целого года» (передано имамом Ибн Раджабом аль-Ханбали в «Лата’иф аль-Ма’ариф» от Табарани в «Аль-Авсат» и аль-Байхакы в «Шу’аб аль-иман»).

Эти и другие хадисы указывают, что нужно проявлять щедрость к семье и подопечным и в этот день потратить на еду и другие вещи для них больше, чем в другие дни. Можно подарить деньги, еду и напитки или сделать какие-то другие подарки.

Хотя некоторые ученые сочли эти хадисы слабыми (да’иф), многие другие, такие как имам аль-Байхакы, Хафиз аль-Иракы и Ибн Хиббан, сказали, что на них можно опираться. Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали передает от имама Ахмада ибн Ханбаля (да помилует его Аллах), что тот нашел для них опору. Также он цитирует слова Суфьяна ибн Уяйны (да помилует его Аллах): «Я поступал так (тратил на семью) в течение пятидесяти или шестидесяти лет и нашел в этом лишь благо» (Лата’иф аль-Ма’ариф, с. 64).

Более того, даже если считать эти хадисы слабыми, ученые в целом согласны, что дозволено совершать поступки согласно слабым хадисам, в которых говорится о праведных делах, если только эти хадисы не выдуманы (мавду’).

Итак, подытожим: расходовать больше на нужды семьи 10-го Мухаррама будет праведным и вознаграждаемым делом. Можно купить еду, напитки или другие вещи для семьи. Однако не следует считать, что такая практика однозначно установлена, и поэтому не нужно придавать ей особую важность.

А Всевышний Аллах знает лучше.

[Муфтий] Мухаммад ибн Адам аль-Ханафи
Даруль Ифтаа
Лестер, Великобритания
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

daruliftaa.com
annisa-today.ru

 

Один комментарий »

  1. Администратор 11.10.2016 at 6:45 пп - Reply

    ФИКХ | «О проявлении человеком щедрости и его расходах в день “Аль-`Ашура’и”»

    Пришло в Энциклопедии Шари`атского Права:

    التوسعة في عاشوراء : قال بعض الفقهاء تستحب التوسعة على العيال والأهل في عاشوراء

    «Щедрость / увеличение расходов в день “Аль-`Ашура’и”; Сказали некоторые из учёных-правоведов [1] о том, что является желательным [му́стахабб] проявление щедрости в своих затратах по отношению к детям и семье / иждиве́нцам в день “Аль-`Ашура’и”».

    [1] Обращаться к: «Ат-Тарги́бу ва-т-Тархи́б», 77/2, «Аль-Ма́дхаль», 283/1.

    واستدلوا بما روي عن أبي هريرة رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : ” من وسع على أهله يوم عاشوراء وسع الله عليه سائر سنته “

    «В качестве аргумента, они руководствовались тем, что было передано [2] от Аби Хура́йрата, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

    «По отношению к тому, кто расще́дрится на свою семью в день “Аль-`Ашура’и” [то есть: 10-ый день месяца “Муха́ррам”, – прим. пер.], Аллах проявит Свою щедрость на протяжении оставшегося года!»»

    [2] Этот хадис привели Имам аль-Байха́къи в «Шу`абу-ль-Има́н», 322/3 и Имам Ибну Хибба́н в «Кита́бу-ль-Маджру́хи́н», 97/3, сказав по поводу одного из его передатчиков: “Этим нельзя аргументировать!”.

    Я скажу, в качестве примечания, следующее: «Имам ас-Сую́ты, да помилует его Аллах, в своей книге «Ад-Ду́рару-ль-Му́нтасира фи Аха́ди́си-ль-Му́штахира», 124/1, указал на то, что хадис « مَنْ وسَّعَ على عيالِهِ يومَ عاشوراءَ وسعَ اللهُ عليهِ سائرَ سنتِهِ » – является достоверным [сахи́х]», – конец примечания.

    قال ابن عيينة : ” قد جربناه منذ خمسين سنة أو ستين ، فما رأينا إلا خيرا “

    Имам Ибну `Уя́йнат, да помилует его Аллах, сказал [3]: «Мы уже испытали это на практике порядка пятидесяти лет тому назад или же шестидесяти. И не заметили от этого ничего, кроме блага!»

    [3] Обращаться к книге «Кашша́фу-ль-Къина`и», 339/2.

    أما غير التوسعة على العيال مما يحدث من الاحتفال والاكتحال والاختضاب يوم العاشر وليلته : فقد ذهب جمهور الفقهاء من الحنفية والمالكية والشافعية والحنابلة إلى أن الاحتفال في ليلة العاشر من محرم أو في يومه – بدعة ، وأنه لا يستحب شيء منه

    «Что же касается прочего, – помимо проявления щедрости в расходах на свою семью, – среди чего торжественные мероприятия / празднования и всякого рода украшения, приуроченные к десятому дню месяца Муха́ррам и его ночи, то:

    Большинство [джумху́р] учёных-правоведов – из числа ханафи́тов, ма́лики́тов, ша́фи`итов и ха́нбалитов – склонилось к тому, что празднования, приуроченные к десятой ночи месяца Муха́ррам или же ко дню этой даты – являются ересью [би́д`а], и, также, к тому, что ничего из ряда подобного – не является желательным [му́стахабб]!»

    بل ما روي في هذا الباب – إنما هو من وضع الوضاعين ، أهل البدع ؛ تشجيعا لبدعتهم ، التي يصنعونها في هذا اليوم. ولم يثبت في فضل هذا اليوم إلا الصيام فقط

    «Напротив, то, что было передано по поводу этого – в действительности [4], является выдумками / сочинениями выдумщиков, приверженцев нововведений; с целью того, чтобы благоприятствовать своим ересям / поощрять практику своих новшеств, которые они совершают в этот день!

    И ничего, в плане достоинств этого дня, не было достоверно установлено, за исключением лишь соблюдения поста!»

    [4] Обращаться к: «Ра́дду-ль-Мухта́р», 144/2, «Хава́ши́-ш-Ширва́ни́ ва-бни Къа́сим», 454/3, «Джава́хиру-ль-Икли́ль», 74/1, «Кашша́фу-ль-Къина`и», 338/2.

    [См.: «Аль-Мавсу`ату-ль-Фикхи́ййа Аль-Кува́йтиййа», 220-221/29]

    © Канал «Daru al-Ittisoliyyah» | telegram.me/ittisoliyyah

Оставить отзыв »

Просмотров: 422
Яндекс.Метрика