Протирание носков

Модератор 15.07.2014 1

Автор: Шейх Мухийддин Абдуль-Хамид
Книга: Сабиль аль-Фалях, шарх Нур аль-идах
Комментарий: Махди Шамсуддин
باب المسح على الخفين
Раздел, посвященный протиранию носков

 

Масх (протирание) в Шариате — это проведение мокрой рукой по той или иной вещи. Дозволенность протирания хуффов подтверждена доказательствами из Сунны Пророка .

 

Причина (сабаб) протирания хуффов — надевание их на ноги.

 

Общие условия действительности протирания носков:
носки закрывают ногу до щиколотки включительно1;
носки сделаны из материала, поверх которого дозволено совершать масх по Шариату2.

 

Хукм масха — дозволенность совершения намаза в период времени, в пределах которого человеку дозволено совершать масх.

 

Рукн масха — протирание части носка. Минимум, который необходимо протереть, равен по площади трём мизинцам руки.

 

С точки зрения шариатского хукма масх является послаблением (рухса). Если человек исповедует дозволенность протирания носков, но, вместо масха, вымоет ноги, он получит за это действие награду, так как омыть ноги сложнее, чем протереть носки.

 
Способ совершения масха:

Протирание совершается движением по направлению от кончиков пальцев ног до голени.

 

Протирание носков дозволено только человеку в состоянии малого осквернения. Если человеку требуется совершить гусль, он обязан для этого снять носки.

 

Масх дозволен мужчине и женщине, оседлому и путнику, по необходимости или без нее.

 

Масх дозволен, даже если носки изготовлены не из кожи, а из другого плотного материала, как, например, войлок, но при этом ставится условием, что носки сами держатся на ноге (не спадают) и не пропускают воду.

 
Семь условий действительности протирания носков:

1. Хуффы должны быть надеты после омовения ног.

 

Последовательность омовения органов тела не является фардом в вуду, согласно ханафитскому мазхабу, поэтому хуффы дозволено надеть после омовения ног, даже если человек не соблюдает порядок3, но при этом ставится условием, чтобы после надевания хуффов до того, как человек завершит вуду, не случилось ничего, что вуду нарушает4.

 

2. Хуффы должны полностью закрывать ногу до щиколотки включительно.

 

Если голенище хуффа не плотно прилегает к ноге и человек, глядя сверху, может видеть свою стопу, это не влияет на дозволенность совершения масха.

 

3. Хуффы должны быть настолько крепкими, чтобы в них можно было пройти расстояние равное примерно 5250 метрам5.

 

Следовательно, запрещено совершать масх поверх обуви, изготовленной из стекла, дерева или железа.

 

4. Хуффы должны быть целыми.

 

Если на хуффе дырка или несколько дырок, которые в сумме равны по площади трем мизинцам ноги, совершать масх на такой хуфф нельзя. Если дырка меньше трех мизинцев, масх совершать дозволено. При этом в расчет берется каждый хуфф в отдельности. Следовательно, если дырки на обоих хуффах в сумме составляют площадь трех мизинцев, ему дозволено совершать масх на эти хуффы.

 

5. Хуффы должны держаться на ноге без завязок.

 

6. Хуффы не должны пропускать воду.

 

7. Если у человека отсутствует часть стопы, для дозволенности масха необходимо, чтобы оставшаяся часть стопы была равна по площади, как минимум, трем мизинцам руки.

 

Если у человека отсечена передняя часть стопы, он обязан омывать щиколотку и пятку, а также вторую ногу, и не имеет права делать масх на одну или обе ноги.

 
Разъяснение срока действительности масха

Оседлому человеку дозволено протирать носки, не снимая, один день и одну ночь. Путник имеет право протирать носки, не снимая, три дня и три ночи.

 

Отсчитывать срок действительности масха следует с того момента, когда у человека первый раз нарушится омовение, после того как он в состоянии ритуальной чистоты надел хуффы.

 

Если человек протер носки дома и до истечения одного дня и одной ночи отправился в путешествие, срок действительности его масха увеличивается — он имеет право протирать носки как путник в течение трех дней и трех ночей.

 

Если человек начал протирать носки, будучи путником, вернулся домой и срок его масха еще не составил один день и одну ночь, он имеет право протирать носки оставшееся время, чтобы в целом срок масха составил одни сутки6. Если человек вернулся домой, когда срок его масха превысил один день и одну ночь, он обязан снимать носки и мыть ноги.

 

Минимальный участок, который необходимо протереть на носке, равен по площади трём мизинцам руки. При этом не ставится условием протирание именно рукой: если человек налил воду на хуфф или протер его тряпкой, это засчитывается как масх.

 

Протереть необходимо верхнюю часть носка спереди. Протирание пятки, подошвы или голенища является недействительным.

 

Протирать носки следует один раз.

 
Суннаты протирания носков

Является сунной протирать носки движением от пальцев ног к голени вдоль стопы, раздвинув при этом пальцы рук.

 

Если человек протер носки не вдоль, а поперек стопы, или начал протирание от голени в направлении пальцев ног, его масх действителен, однако данное действие противоречит сунне.
1.
Закрывают то место, которое обязательно омывать в вуду.
2.
Tо есть отвечают всем установленным условиям, которые будут разъяснены ниже.
3.
Hапример, сначала омывает ноги, а потом всё остальное.
4.
Иначе хуффы нужно снять и повторить омовение.
5.
Tри шариатских мили.
6.
A не трое, как в пути.

Один комментарий »

  1. Дауд Абу Имран 10.08.2018 at 7:25 дп - Reply

    فنزع الخف عند الحنفية مبطل لوضوء القدمين فقط دون بقية أعضاء الوضوء. ولذا؛ يوجبون غسل القدمين فقط دون بقية أعضاء الوضوء، قال ابن الهمام في فتح القدير: وَإِذَا تَمَّتْ الْمُدَّةُ نَزَعَ خُفَّيْهِ لِسَرَيَانِ الْحَدَثِ إلَى الرِّجْلَيْنِ وَغَسَلَ رِجْلَيْهِ وَلَيْسَ عَلَيْهِ إعَادَةُ بَقِيَّةِ الْوُضُوءِ، لِأَنَّ الْوَلَاءَ لَيْسَ بِشَرْطٍ فِي الْوُضُوءِ، فَيَنْضَمُّ غَسْلُهُمَا إلَى الْغَسْلِ السَّابِقِ لِلْأَعْضَاءِ فَيَكْمُلُ الْوُضُوءُ. اهــ.
    وفي مراقي الفلاح: غسل رجليه فقط، وليس عليه إعادة بقية الوضوء إذا كان متوضئا، لحلول الحدث السابق بقدميه. اهـ.

    وهذا لا يخالف ما ذكرناه، لأننا ذكرنا أنه عند الحنفية إذا نزع الخف لزمه غسل قدميه.

    والله أعلم.

Оставить отзыв »

Просмотров: 573
Яндекс.Метрика