Явлется ли нововведением коллективное дуа после фарз-намаза?

Модератор 15.07.2014 4
Явлется ли нововведением коллективное дуа после фарз-намаза?

Вопрос:

Я хочу задать вопрос, который меня смущает: является ли чтение дуа после совершения коллективного намаза бида (нововведением)? Я в растерянности, поскольку некоторые ссылаются на то, что Мухаммад никогда не читал дуа во время коллективного намаза.

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.

Давайте разделим ответ на три части. В первой части поговорим о чтении дуа после обязательных (фарз) намазов, во второй части рассмотрим вопрос поднимания рук во время чтения дуа и в третьей обсудим проблему коллективного (джамаатом) чтения дуа.

Что касается первого пункта – чтения дуа после фарз-намазов – хорошо известно, что обращение к Всевышнему и чтение дуа после любого фарз-намаза является сунной. Так поступал благословенный Посланник Аллаха , его сподвижники, разыАллаху анхум, и все саляфы.

Некоторые доказательства, подтверждающие это:

1) Абу Умама аль-Бахили сообщает: «Посланника Аллаха спросили, какие дуа принимаются быстрее. Он ответил: «Те, которые вы читаете в полночь и после обязательных (фарз) намазов» 1.

2) Мугира ибн Шуба сообщает, что Посланник Аллаха трижды обращался с мольбой к Всевышнему после каждого намаза 2.

3) Тавбан сообщает, что Посланник Аллаха после завершения намаза имел
обыкновение трижды испрашивать прощения у Аллаха, произнося: «О Аллах! Ты – мир, и от Тебя исходит мир, Ты возвышаешься над всеми, О Великий и Милосердный» 3.

4) Мугира ибн Шуба сообщает, что Посланник Аллаха часто говорил после завершения намаза: «Нет божества, кроме Аллаха, у него нет сотоварищей. Ему принадлежит власть, Ему – все восхваления, и Он над каждой вещью мощен. О Аллах, никто не в силах избежать того, что Ты ему ниспошлешь, и никто не может получить того, в чём Ты откажешь, самая большая удача не поможет без Твоей воли» 4.

5) Муаз ибн Джабаль сообщает, что Посланник Аллаха сказал ему: «Советую тебе, о Муаз, после каждого намаза произносить следующие слова: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо Тебе поклоняться» 5.

Это лишь некоторые из хадисов, которые побуждают обращаться с мольбой к Всевышнему после намазов, как обязательных, так и желательных. Существует множество других подобных передач, которые я не упомянул, для того чтобы не удлинять статью.

Поднятие рук во время обращения с мольбой к Всевышнему
Поднятие рук во время обращения к Всевышнему так же является Сунной нашего любимого Посланника Аллаха . Существуют хадисы общего характера, которые указывают на то, что руки должны быть подняты во время обращения с мольбой, а также существуют хадисы, которые непосредственно относятся к обычаю поднимать рук во время обращения к Всевышнему после намаза.

Некоторые общие хадисы:
1) Али ибн Аби Талиб сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «Поднятие рук (при обращении к Всевышнему) – это проявление смирения, в отношении которого Аллах Всевышний сказал: «Мы наложили наказание на них, но они не смирили себя ни пред Господином своим, ни в молитвах своих» 6.

2) Малик ибн Ясар сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «Когда вы просите Аллаха, просите его ладонями своих рук и не просите Его, повернув руки тыльной стороной» 7.

3) Умар ибн аль-Хаттаб сообщает, что Посланник Аллаха , когда поднимал свои руки во время обращения к Всевышнему, не опускал их до тех пор, пока не протрёт ими свое лицо» 8.

Хадисы, в которых непосредственно говорится о поднимании рук во время обращения к Всевышнему после намаза:
1) Анас ибн Малик сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «Нет раба Аллаха, который бы поднял свои руки после намаза, а затем сказал: «О Аллах, мой Господь, Господь Ибрагима, Господь Исхака, Господь Якуба, Господь Джибрила, Господь Малика, Господь Исрафила, прошу тебя ответить на мою мольбу…», – и Аллах оставил бы его (поднятые) руки пустыми» 9.

2) Абдулла ибн Зубайр видел, как человек поднял руки и обратился с мольбой до того, как он завершил намаз. Когда этот человек закончил намаз, он сказал ему: «Посланник Аллаха никогда не поднимал рук до тех пор, пока не завершит намаз» 10.

3) Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха поднял руки после того, как дал салам, и затем, повернувшись лицом в направлении Киблы, сказал: «О Аллах… освободи слабых мусульман из рук неверных» 11.

4) Абу Вадаа сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «(Желательный) ночной намаз состоит из последовательности в два ракяата каждая, поэтому читайте ташаххуд после каждого второго раката, выражайте преданность и смирение в своей молитве, поднимайте ваши руки и говорите: «О Аллах, прости меня». У того, кто не сделает этого, молитва не будет закончена» 12.

Существует множество хадисов о поднятии рук во время обращения к Всевышнему, как общего характера, так и непосредственно после намазов. Великий правовед, знаток хадиса и учёный имам ас-Суюти, рахимахуллах, упоминает в своей книге «Тадриб ар-Рави», что существует приблизительно 100 сообщений о поднятии рук во время обращения к Всевышнему и, хотя в них описываются отдельные случаи, таким образом, достигается уровень достоверности (таватур би мана) 13.

Коллективное обращение к Всевышнему

Коллективное обращение к Всевышнему также соответствует Корану и Сунне. Существует множество доказательств коллективного чтения дуа в Коране и в Сунне, как в рамках совершения намаза, так и отдельно.

1) Всевышний Аллах сказал нашему господину Мусе и нашему господину Харуну, алейхима ссалям:

«Принята ваша молитва (О Муса и Харун)!» 14

От сподвижников и саляфов, мнения которых совпадают по этому вопросу, передаётся, что способ такого обращения к Всевышнему состоял в том, что Муса, алейхи ссалям, обратился с мольбой к Всевышнему, когда Харун, алейхи ссалям, сказал: «Амин», – как сообщалось имамами тафсира от Ибн Аббаса, Абу Хурайры, Абу аль-Алийи, Абу Салиха, Икрима, Мухаммада ибн Кааб аль-Курази, Раби ибн Анаса и других 15.

2) Хабиб ибн Масляма аль-Фихри сообщает, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Нет такой группы, которая собирается и один из них читает молитву, а другие говорят: «Амин», – кроме такой у которой Аллах принял их молитву» 16.

3) Анас ибн Малик сообщает, что сельский житель пришел к Посланнику Аллаха в пятницу и сказал: «О Посланник, Аллаха! Скотина мрёт, члены семьи умирают, люди умирают!» После этого Посланник Аллаха поднял руки в молитве, и люди подняли руки в молитве вместе с Посланником Аллаха …» 17.

4) Абу Шаддад сообщает, когда жил Убада ибн аль-Самит, он подтвердил это, разыАллаху анхума: «Мы были в доме Посланника Аллаха когда он спросил: «Есть ли среди вас чужаки?» Он имел в виду одного из людей Писания. Мы сказали: «Нет, О Посланник Аллаха». Он велел закрыть дверь и сказал: «Поднимите свои руки и скажите: «Ля иляха илляЛлах»». Мы подняли руки на некоторое время. Затем он сказал: «О Аллах! Воистину, Ты послал меня с этими словами и пообещал за это Рай. Воистину, Ты не разрушишь надежду». Затем он сказал: «Радуйтесь, Аллах простил вас» 18.

Приведенные выше и другие сообщения являются ясным доказательством того факта, что коллективное обращение к Всевышнему не противоречит Сунне и не является нововведением (бида). Это относится как к обращению в рамках намаза, так и отдельно.

В свете вышесказанного становится ясно, что коллективное обращение к Всевышнему после намаза не является нововведением, поскольку имеет подтверждение в Сунне. Существуют свидетельства того, что следует обращаться к Всевышнему непосредственно сразу после обязательных молитв, и что поднятие рук во время обращения также является Сунной, и наконец, что коллективное обращение к Всевышнему также представлено в Сунне.

Теперь, суммируя три части ответа, можно сказать, что, если человек обращается к Всевышнему вместе с имамом и другими людьми, в этом нет ничего неправильного. Нам не нужен хадис, где бы непосредственно говорилось, что нужно обращаться к Всевышнему после намаза, подняв руки и джамаатом, и что это является Сунной, ведь, суммировав три вида вышеприведённых доказательств, мы поймём, что этого достаточно, чтобы доказать достоверность этого обычая.

Например, имам обращается к Всевышнему после обязательных молитв, потому что об этом ясно упоминается в Сунне, с поднятыми руками, так как это тоже представлено в Сунне, и те, кто совершает намаз за ним, присоединяются к нему, поскольку коллективное обращение к Всевышнему также нашло подтверждение в Сунне, и в этом нет никакой проблемы.

Более того, если поклоняющиеся обращаются к Всевышнему одновременно, после фарз-намазов, тогда автоматически это становится коллективным обращением.

Сказав это, я должен отметить, что статус коллективного обращения после обязательных намазов является мустахабом или Сунной. Многие люди верят, что обращение к Всевышнему является неотъемлемой частью намаза, и поэтому тот, кто не делает этого, неправ.

Такого мнения нужно избегать, поскольку обращение к Всевышнему после намаза не является обязательным. Если человек не читает дуа, его не следует упрекать или смотреть на него свысока. Люди должны иметь свободу делать то, что они хотят. По этой причине некоторые учёные постановили, что было бы лучше, если бы люди изредка переставали читать дуа, так, чтобы концепция «обязательности» ушла из сознания людей.

Такое обращение к Всевышнему можно делать вслух или про себя. Тем не менее, предпочтительней делать это про себя, так как Всевышний Аллах сказал:

«Взывайте к вашему Господу со смирением и в душе» 19.

В ханафитской книге «Аль-Баззазийя» написано:

«Если имам читает обращение к Всевышнему вслух с людьми, которые следовали за ним в намазе, тогда в этом нет ничего неправильного, таким образом, люди учат обращения из Корана, а также обращения к Всевышнему, которые читал Пророк . Когда же они выучат эти обращения, читать их вслух – неправильно».

В заключение хочу сказать, что нет ничего неправильного в обращении к Всевышнему и в совершении дуа джамаатом после фарз-намазов. Тем не менее, мы не должны считать это чем-то обязательным или какой-либо частью намаза.

А Аллах знает лучше.

1.«Сунан» Тирмизи, 5/188 с хорошей (хасан) цепочкой передач.
2.аль-Бухари в «Тарик аль-Авсат».
3.«Сахих» Муслима, 5/89.
4.«Сахих» аль-Бухари, 11/133 и «Сахих» Муслим, 5/90.
5.«Сунан» Абу Дауда, 2/115 и «Сунан» Насаи, 3/53.
6.«Сунан» аль-Байхаки и «Мустадрак» аль-Хаким.
7.«Сунан» Абу Дауд, 2/104 и «Муснад» Ахмада с достоверной (сахих) цепочкой передач.
8.«Сунан» Тирмизи, 5/131.
9.Ибн Сунни в «Амаль аль-Явм ва аль-Лейла», с. 38.
10.Табрани в «Аль-Муджам» и Аль-Хайтами в «Маджма аль-Завайд» сказал «сахих».
11.Передано от Ибн Аби Хатима Ибн Кассиром в «Тафсире».
12.«Сунан» Абу Дауда, 2/40 и «Сунан» Ибн Маджа, 1/419.
13.«Тадриб ар-Рави», с. 461.
14.Сура «Юнус», 89.
15.Тафсиры Ибн Кассира (2/656), ас-Суюти в книге «Ад-Дурр аль-Мансур» (3/315).
16.Записано Табрани в «Аль-Муджам аль-Кабир», 4/26 и Хакимом в его «Мустадраке», 3/347 и он называет этот хадис достоверным (сахих).

17.«Сахих» аль-Бухари, Книга о мольбах.
18.Приводит имам Ахмад в «Муснаде», 4/124, Табрани в «Аль-Муджам аль-Кабир» и отмечено Хайфизом аль-Мунзири как хороший (хасан) хадис.

19.Сура «Аль-Араф», 55.

Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари

Источник

 

4 комментария »

  1. Адлет Муслим 13.03.2015 at 11:57 пп - Reply

    ма шааАллах очень подробный исчерпывающий ответ.

  2. Администратор 19.07.2016 at 9:59 дп - Reply

    Можно ли делать дуа после намаза с поднятыми руками?

    Чтобы узнать правильное решение на этот вопрос, как было указано в предыдущем ответе, требуются знание некоторых правил усуль-уль-фикха. Приведу несколько из этих правил:

    1. При изучении хадиса окончательное решение не принимается до тех пор, пока не определяется закон хадиса, мутлак (общий) ли это или мукъаяд (ограниченный).

    2. Для того чтобы ответить на определенный вопрос собираются все хадисы относительно него, после чего делается тарджих (переход). На основании одного хадиса нельзя принимать окончательное решение, т.к. может иметься другой хадис, после изучения может быть выведен иной закон.

    3. Бидъа – это любой поступок, который противоречит шариату во всех вопросах, а не только в ибадате. Выражение: «В ибадате изначально все запрещено, а в остальных вопросах изначально все разрешено» является неправильным. Шариат определил законы, как касающиеся ибадата, самого себя, так и те, которые касаются взаимоотношений с другими людьми. Т.е. он охватывает все поступки человека, а не только ибадат. Все что противоречит этим законам и является бидъа.

    4. Новый закон, выведенный из шариатских источников, не является бидъа, иначе все законы, которые были выведены на основании иджтихада, являются бидъа.

    В Коране и Сунне приводится много текстов относительно дуа, и ни один из этих текстов, как в Коране, так и в Сунне не ограничивает время дуа или вид дуа. Всевышний Аллах сказал:

    «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (2:186)

    «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам»» (51:60)

    Эти, а также другие аяты подобные им, которые сообщают о мольбе, ничем не ограничены, т.е. они сообщаются в форме мутлак, и они рекомендуют просить Аллаха о чем-нибудь.

    Также это подтверждают все хадисы, в которых говорится о дуа: хадис Ибн Масъуда который передал: «Воистину Аллах любит, когда Его просят». Хадис переданном Аль Бухарий: «Кто не просит Аллаха, то на нем гнев Аллаха». Также в хадисе ат-Тирмизий и Ахмад передается: Пророк (с.а.с.) сказал: «Дуа – это основа поклонения».

    1. Все эти хадисы сообщаются в абсолютно общей форме, и они ничем не ограничены — ни видом, ни словом, ни временем.

    2. На основании этих хадисов делается вывод, что мусульмане могут делать дуа днем и ночью; в походе; на другом (неарабском) языке; в самолете и поезде; до намаза и после и т.д. Необязательно, чтобы мусульмане делали дуа именно таким образом, как сообщается в Коране и хадисах, так как в сообщениях они предлагаются как шаблон или учебник, но они не даются в приказном виде: что нужно делать именно таким образом. И так как в этих хадисах нет ограничения, то дуа делается везде, на любом языке и в любом виде.

    3. Ни в коем случае нельзя говорить: «Бидъа – если мусульманин делает дуа, которые не сообщаются в хадисах». Так утверждать будет не правильно, так как эти сообщения ни чем не ограничены. Главное, чтобы дуа, которые делает человек, не противоречили шариату, и все просьбы, которые противоречат шариату и являются бидъа. Как, например, когда говорят: «Я прошу Аллаха, чтобы Он даровал мне сына, и если у меня родится сын, буду угощать вас водкой»; или когда с рюмкой в руках произносят тост, обращаясь к Аллаху, чтобы Он дал им счастье; или когда имамы делают дуа о защите правителей-тиранов; или обращаются с мольбой к кому-нибудь помимо Аллаха (который становится также ширком). Все эти просьбы являются бидъа. Поэтому Аллах (с.т.) и Его пророк (с.а.с.) научили нас, каким образом мы должны делать дуа. Однако для нас будет лучше (сунна) делать дуа на арабском языке и такими словами, как сообщается в Коране и Сунне.

    4. Дуа запрещается делать только в отхожих местах (туалете).

    5. Также в хадисах есть большое количество рекомендаций, в какое время дуа больше принимается и, соответственно, больше дается вознаграждение, как, например, во время суджуда, ночью и т.д.
    Что касается вопроса о поднятии рук после намаза, то ответ будет следующим: поднимать руки во время дуа это сунна и эта сунна ничем не ограничена, как само дуа. Можно делать дуа с поднятием рук после любых намазов, после еды, по окончании лекции, после никяха, после чтения Корана и т.д. Доказательством этому являются хадисы, в которых сообщается в мутълак значении. Передается от Яхья ибн Саида и Шарика, который слышал от Анаса что Пророк (с.а.с.), «поднимал руки так, что я видел белизну его ладоней». И в хадисе Усамы сообщается: «Я следовал за Пророком в Арафат, и он поднял руки и взмолился, его верблюдица шла с ним, и повод упал, и он взял его одной рукой поднимая другую». В сире пророка приводится следующее: Посланник Аллаха (с.а.с.) подготовил войско при битве у Бадра и расположил всех по своим местам и подготовился к сражению. Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) стал долго взывать о победе…, что с плеч его упал плащ, который Абу Бакр, (да будет доволен им Аллах), снова надел на него, сказав: «Довольно, о, посланник Аллаха, ибо ты слишком настойчив в своих обращениях к Господу твоему!».

    Все эти хадисы не оставляют сомнения в том, что этот поступок пророка (с.а.с.) не ограничивается чем-то и сам пророк (с.а.с.) не запрещал в других хадисах поднятия рук во время дуа. Пророк (с.а.с.), поднимая руки, делал дуа с просьбой о дожде; поднимая руки, делал дуа во время намаза, когда его сподвижников убивали; он поднимал руки во время джихада; и во время хаджа. Отсюда можно делать вывод: пророк (с.а.с.) делал дуа и поднимал руки именно тогда, когда он сильно хотел обращаться к Аллаху, следовательно, когда человек поднимает руки во время дуа, это означает, что в этот момент он сильно просит у Аллаха (с.т.).
    Говорить, что нельзя поднимать руки кроме, как после намаза, при просьбе о ниспослании дождя, во время джихада и при других ситуациях ограниченных текстами, будет также неправильно, т.к. сами хадисы подтверждают, что они не ограничены. Сам пророк (с.а.с.), судя по текстам хадисов, делал дуа при разных случаях и не запрещал это другим. То дуа, что он делал в хадже, джихаде и т.д. имеет значение в общей форме, а не в ограниченной. Если мы назовем бидъатом все, о чем не говорится в хадисах, тогда бидъа было бы делать намаз в машине, самолете, поезде, т.е. во всех других местах, которые не упоминаются в хадисах. Однако это не считается бидъа, несмотря на то, что нет ни одного хадиса, в котором говорилось бы о том, что пророк (с.а.с.) разрешал делать намаз, к примеру, в самолете. Все это сравнивается с хадисами, когда намаз делали в пути, на лошадях и др. местах, подобно этому поднимать руки во время дуа сравнивается с действием пророка (с.а.с.) в любых ситуациях.

    Теперь, что касается хадиса, в котором сообщается о том, что пророк (с.а.с.) поднимал руки и просил о дожде и не поднимал до этого, таким образом, как сообщается в хадисе Бухари переданном от Анаса бин Малика, (да будет доволен им Аллах): «Обращаясь к Аллаху с мольбами, пророк, (с.а.с.), никогда не поднимал рук кверху, если не считать молений о ниспослании дождя, (в подобных же случаях) он поднимал руки так высоко, что становилась видна белизна его подмышек». Этот хадис никоим образом не ограничивает дуа, так как в нем нет утверждения от пророка (с.а.с.), в сообщении говорится лишь о том, что видел Анас ибн Малик. В других же хадисах говорится о том, что пророк (с.а.с.) поднимал руки и в других ситуациях, помимо просьбы о ниспослании дождя. Таких хадисов очень много, и в науке о хадисах говорится об осведомленности сахабов об этих случаях. Кроме всего прочего в данном хадисе есть прямое указание на дозволенность, так как в нем говорится о том, что пророк (с.а.с.) поднимал руки.

    Таким образом, мы можем сказать, что мусульманину разрешается делать дуа после намаза, при чем это неограниченно, т.е. после любого намаза, как пятикратного, так и в пятничного. И будет неправильным говорить: что дуа, которое делается после намаза – это нововведение, так как оно добавляет в намаз дополнительные поступки. Дуа, которое делается после намаза не входит в часть намаза, т.е. когда говорится после намаза, означает, что намаз закончился, и вы даете салам. После этого чтобы вы не делали, не относится к намазу. Можете поднимать руки или можете не поднимать, все это не относится к намазу. Бидъа – считается то, что добавлено к намазу до его завершения, как например: сидя на втором ракаате поднимать руки и делать дуа, что противоречит закону намаза. А в других случаях нет.

    Еще хотелось бы добавить, что обтирание мусульман ладонями своего лица или всего тела во время или после дуа является разрешенным. На это действие также нет запрета, а наоборот есть одобрение, так как пророк (с.а.с.) каждый вечер перед сном по три раза читал три последних суры и обтирал себя ладонями. Данное действие пророка (с.а.с.) ничем не ограничено, и делать это можно в любое время, как я уже разъяснял в предыдущих примерах. Также если мусульмане, после завершения намаза дают друг другу салам с рукопожатием и вместе делают дуа, является разрешенным, так как в сунне нет запрета на это, и салам также ничем не ограничен. Это не бидъа, так как у обтирания лица после дуа или дачи салама – у всего этого есть доказательство, и они не ограничены временем. Кроме этого в хадисе Абу Хурайры (р.а.) говорится:«Распространяйте приветствия между собой!» (Муслим).

    Ошибается тот, кто говорит, что поднятие рук после дуа – бидъа, так как на это есть обратное доказательство, и оно выведено из шариатского текста. О бидъа говорят люди, которые не использует в своих рассмотрениях усуль-уль-фикха. Ученым же такое говорить подобное вообще будет неправильно, максимум, что они могут сказать: «Это ошибка». Исходя из всего вышесказанного — эти люди ошибочно понимают закон о бидъа.

  3. Администратор 19.07.2016 at 10:01 дп - Reply

    Правда ли, что хадисы об обтирании лица после дуа слабые?
    Вопрос: Ассалямуъалейкум уа рахматуллахи уа баракятуху! У меня вопрос относительно обтирания руками после ду’а! Шейх аль-Албани (рахматуллах) в своей книге «Описание молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)» в третьем издании приводит все хадисы относительно этого, и он доказал что все они слабые! Что вы можете ответить? (Казахстан)
    ————————————
    Ответ:
    Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
    Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
    Когда алимы в области хадисов комментируют их и указывают, что такой-то является достоверным, а такой-то слабым или хасан (хорошим) и т.д., то они относят это, большей частью, к цепи передатчиков. Их комментарии не относятся к самому хадису как таковому. Хадис может иметь несколько цепей передатчиков, или очень мало или вообще только одну цепь. В зависимости от достоверности каждого передатчика хадиса, хадис классифицируется как слабый, достоверный, приемлемый и т. д. В данном конкретном случае, хадис об обтирании лица после дуа был записан с несколькими различными цепями передатчиков. Да, они слабы сами по себе (по отдельности). Но когда они собираются вместе, они усиливают друг друга, пока не достигают уровня приемлемости (хасан).
    Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (рахимахуллах), который был одним из самых выдающихся ученых хадисов своего времени, и автором очень популярного и общепризнанного комментария к Сахиху аль-Бухари «Фатх уль-Бари», признал хадис, поощряющий обтирание руками лица после дуа, как «хасан» (хорошим и приемлемым). (Джами уль-Усуль). Таким образом, мы делаем вывод, что протирание руками по лицу после дуа является сунной.
    ، والفقرة الأخيرة » فإذا فرغتم فامسحوا بها وجوهكم » يشهد لها حديث عمر عند الترمذي في الرواية الآتية رقم (2110) ، وحديث السائب بن يزيد عند أبي داود الذي سيأتي برقم (2114) ، ولها شواهد أخرى بمعناها ترتقي بها إلى درجة الحسن ، وقد حسنها الحافظ ابن حجر في » بلوغ المرام » بمجموع الطرق
    А Аллах знает лучше.
    Уассалам.
    Муфтий Сухайл Тармахомед
    Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта

  4. Дауд Абу Имран 29.01.2018 at 3:23 дп - Reply

    Об узаконенности коллективного дуа Аллаху

    Всевышний Аллах сказал Пророку Мусе и нашему господину Харуну, мир им:

    ﻗﺪ ﺃﺟﻴﺒﺖ ﺩﻋﻮﺗﻜﻤﺎ
    «Принята ваша молитва (О Муса и Харун)!» Сура «Юнус», 89.

     От сподвижников и саляфов, мнения которых совпадают по этому вопросу, передаётся, что способ такого обращения к Всевышнему состоял в том, что Муса, мир ему, обратился с мольбой к Всевышнему, когда Харун, мир ему, сказал: «Амин», – как сообщалось имамами тафсира от Ибн Аббаса,  Абу Хурайры,  Абу аль-Алийи, Абу Салиха, Икрима, Мухаммада ибн Кааб аль- Курази, Раби ибн Анаса и других.

    Ибн Касир комметируя данный аят пишет в своем тафсире:

    ﻗﺎﻝ ﺃﺑﻮ ﺍﻟﻌﺎﻟﻴﺔ ﻭﻋﻜﺮﻣﺔ : ﺩﻋﺎ ﻣﻮﺳﻰ ﻭﺃﻣﻦ ﻫﺎﺭﻭﻥ، ﺃﻱ ﻗﺪ ﺃﺟﺒﻨﺎﻛﻤﺎ ﻓﻴﻤﺎ ﺳﺄﻟﺘﻤﺎ ﻣﻦ ﺗﺪﻣﻴﺮ ﺁﻝ ﻓﺮﻋﻮﻥ
    Сказал Абу Алия и Икрима: «Муса, мир ему, обратился с мольбой, а Харун, мир ему, говорил: «Амин», то есть Аллах ответил на их мольбу, об уничтожении династии фараона».

     Имам Табари, Имам Муфассиров, саляф, пишет комментируя данный аят:

    ﻓَﺈِﻥْ ﻗَﺎﺋِﻞ ﻗَﺎﺋِﻞ : ﻭَﻛَﻴْﻒ ﻧُﺴِﺒَﺖْ
    ﺍﻟْﺈِﺟَﺎﺑَﺔ ﺇِﻟَﻰ ﺍِﺛْﻨَﻴْﻦِ ﻭَﺍﻟﺪُّﻋَﺎﺀ ﺇِﻧَّﻤَﺎ ﻛَﺎﻥَ ﻣِﻦْ ﻭَﺍﺣِﺪ ﻗِﻴﻞَ : ﺇِﻥَّ ﺍﻟﺪَّﺍﻋِﻲَ ﻭَﺇِﻥْ ﻛَﺎﻥَ ﻭَﺍﺣِﺪًﺍ ﻓَﺈِﻥَّ ﺍﻟﺜَّﺎﻧِﻲَ ﻛَﺎﻥَ ﻣُﺆَﻣِّﻨًﺎ ﻭَﻫُﻮَ ﻫَﺎﺭُﻭﻥ ,
    ﻓَﻠِﺬَﻟِﻚَ ﻧُﺴِﺒَﺖْ ﺍﻟْﺈِﺟَﺎﺑَﺔ ﺇِﻟَﻴْﻬِﻤَﺎ , ﻟِﺄَﻥَّ ﺍﻟْﻤُﺆَﻣِّﻦ ﺩَﺍﻉٍ .
    «Если спросит спрашивающий:
    Как отнесли ответ (на мольбу, которая указана в аяте) к обоим, в то время как дуа совершал один человек?
    То ответь ему: Поистине взывающий хоть и был один, но второй, а это Харун, говорил Амин, поэтому отнесли ответ на мольбу к обоим, так как говорящий «Амин» как будто взывающий».

     Так же сказали, касаемо этого аята Ахлю-таъвиль. Из тех кто это сказал:

    ﻭَﻛَﺬَﻟِﻚَ ﻗَﺎﻝَ ﺃَﻫْﻞ ﺍﻟﺘَّﺄْﻭِﻳﻞ . ﺫِﻛْﺮ ﻣَﻦْ ﻗَﺎﻝَ ﺫَﻟِﻚَ : — ﺣَﺪَّﺛَﻨِﻲ ﻣُﺤَﻤَّﺪ ﺑْﻦ
    ﺑَﺸَّﺎﺭ , ﻗَﺎﻝَ : ﺛَﻨَﺎ ﻋَﺒْﺪ ﺍﻟﺮَّﺣْﻤَﻦ , ﻗَﺎﻝَ : ﺛَﻨَﺎ ﺳُﻔْﻴَﺎﻥ , ﻋَﻦْ ﺍِﺑْﻦ ﺟُﺮَﻳْﺞ , ﻋَﻦْ ﺭَﺟُﻞ , ﻋَﻦْ ﻋِﻜْﺮِﻣَﺔ ﻓِﻲ ﻗَﻮْﻟﻪ : {ﻗَﺪْ ﺃُﺟِﻴﺒَﺖْ
    ﺩَﻋْﻮَﺗُﻜُﻤَﺎ} ﻗَﺎﻝَ : ﻛَﺎﻥَ ﻣُﻮﺳَﻰ ﻳَﺪْﻋُﻮ ﻭَﻫَﺎﺭُﻭﻥُ ﻳُﺆَﻣِّﻦُ.
    Мне передал Мухаммад ибн Башшар ему рассказал Абдуррахман, ему передал Суфьян от Ибн Джурайджа от раджуля от Икримы касаемо аята «Принята ваша молитва (О Муса и Харун)!» Он сказал: «Муса мир ему возносил мольбу а Харун говорил Амин».

    Тафсир Ат-Табари

    Передал Имам Ибн Мардави от Анаса что Посланник Аллаха сказал:

    ﻭﺭﻭﻯ ﺍﺑﻦ ﻣﺮﺩﻭﻳﻪ ﻋﻦ ﺃﻧﺲ ، ﻗﺎﻝ : ﻗﺎﻝ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ : ﺃﻋﻄﻴﺖ ﺁﻣﻴﻦ ﻓﻲ ﺍﻟﺼﻼﺓ ﻭﻋﻨﺪ ﺍﻟﺪﻋﺎﺀ ، ﻟﻢ ﻳﻌﻂ ﺃﺣﺪ ﻗﺒﻠﻲ ﺇﻻ ﺃﻥ ﻳﻜﻮﻥ ﻣﻮﺳﻰ ، ﻛﺎﻥ ﻣﻮﺳﻰ ﻳﺪﻋﻮ ، ﻭﻫﺎﺭﻭﻥ ﻳﺆﻣﻦ.
    Мне было дано «Амин» в намазе и во время дуа, никому до меня не было дано такого, кроме Мусы мир ему, Муса обращался к Аллаху с мольбой а Харун говорил «амин».

     Передал Ибн Касир в своем тафсире на суру фатиха.

    Так же толкуя данный аят Имам Къуртуби сказал:

    ﻗﺎﻝ ﺃﺑﻮ ﺍﻟﻌﺎﻟﻴﺔ : ﺩﻋﺎ ﻣﻮﺳﻰ ﻭﺃﻣﻦ ﻫﺎﺭﻭﻥ؛ ﻓﺴﻤﻲ ﻫﺎﺭﻭﻥ ﻭﻗﺪ ﺃﻣﻦ ﻋﻠﻰ
    ﺍﻟﺪﻋﺎﺀ ﺩﺍﻋﻴﺎ.
    Сказал Абу Алия: «Возносил мольбу Муса, а Харун говорил Амин. Поэтому упомянули (имеется ввиду в аяте) Харуна, так как, тот кто говорит Амин на дуа, сам тоже взывающий».

    Хабиб ибн Масляма аль-Фихри сообщает, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал:

    ﻋﻦ ﺣﺒﻴﺐ ﺑﻦ ﻣﺴﻠﻤﺔ ﺍﻟﻔﻬﺮﻱ : ﺳﻤﻌﺖ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ — ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ — ﻳﻘﻮﻝ : » ﻻ ﻳﺠﺘﻤﻊ ﻣﻸ ﻓﻴﺪﻋﻮ ﺑﻌﻀﻬﻢ ﻭﻳﺆﻣﻦ ﺳﺎﺋﺮﻫﻢ ، ﺇﻻ ﺃﺟﺎﺑﻬﻢ ﺍﻟﻠﻪ »
    ﺃﺧﺮﺟﻪ ﺍﻟﻄﺒﺮَﺍﻧﻲ ﻓﻲ » ﺍﻟﻤﻌﺠﻢ ﺍﻟﻜﺒﻴﺮ » ‏(4 / 26 / 3536 ‏) و ﺍﺑﻦ ﻋﺴﺎﻛﺮ ﻓﻲ ﺗﺮﺟﻤﺔ ﺣﺒﻴﺐ ﻣﻦ » ﺗﺎﺭﻳﺦ ﺩﻣﺸﻖ » ‏( 4 / 188 — ﻣﺼﻮﺭﺓ ﺍﻟﻤﺪﻳﻨﺔ ‏) ، ﻭﺍﻟﺤﺎﻛﻢ ‏( 3 /
    347 ‏) ، ﻭﻣﻦ ﻃﺮﻳﻘﻪ ﺍﻟﺒَﻴﻬﻘﻲ ﻓﻲ » ﺩﻻﺋﻞ ﺍﻟﻨﺒﻮﺓ » ‏(7 / 113 — 114 ‏) ، ﻭﻣﻦ ﻃﺮﻳﻘﻬﻤﺎ ﺍﺑﻦ ﻋﺴﺎﻛﺮ ﺃَﻳْﻀًﺎ ﻣﻦ ﻃﺮﻳﻖ ﺃﺧﺮﻯ ﻋﻦ ﺑﺸﺮ ﺑﻦ ﻣﻮﺳﻰ ﺑﻪ
    ﻭﻗﺎﻝ ﺍَﻟْﻬَﻴﺜﻤﻲّ ‏(15 / 175 ‏) ﺑﻌﺪﻣﺎ
    ﻋﺰﺍﻩ ﻟﻠﻄّﺒﺮﺍﻧﻲ : » ﻭﺭﺟﺎﻟﻪ ﺭﺟﺎﻝ ﺍﻟﺼﺤﻴﺢ ‏ ، ﻏﻴﺮ ﺍﺑﻦ ﻟﻬﻴﻌﺔ، ﻭﻫﻮ ﺣﺴﻦ ﺍﻟﺤﺪﻳﺚ .»
    «Нет такой группы, которая собирается и один из них читает молитву, а другие говорят: «Амин», – кроме
    как Аллах примет их молитву». Табрани в «Аль-Муджам аль-Кабир» 4/26/3536,Хаким в Мустадрак 3/347,Ибн Асакир в Тарих аль Димашк 4/188,Байхаки в Даляиль 7/113-114. Имам Хайсами пишет в Маджмуъ аль Заваид 15/175 что степень хадиса хороший.

    Так же Амируль муъминин в хадисе, Ибн Хаджар аль Аскаляни комментируя в своей книге «Фатх аль Бари» хадис, из сборника «Сахих Бухари» под номером 6039 пишет:

    ﻭﻭﺭﺩ ﻓﻲ ﺍﻟﺘﺄﻣﻴﻦ ﻣﻄﻠﻘﺎ ﺃﺣﺎﺩﻳﺚ ﻣﻨﻬﺎ ﺣﺪﻳﺚ ﻋﺎﺋﺸﺔ ﻣﺮﻓﻮﻋﺎ ﻣﺎ ﺣﺴﺪﺗﻜﻢ
    ﺍﻟﻴﻬﻮﺩ ﻋﻠﻰ ﺷﻲﺀ ﻣﺎ ﺣﺴﺪﺗﻜﻢ ﻋﻠﻰ ﺍﻟﺴﻼﻡ ﻭﺍﻟﺘﺄﻣﻴﻦ ﺭﻭﺍﻩ ﺍﺑﻦ ﻣﺎﺟﻪ ﻭﺻﺤﺤﻪ ﺍﺑﻦ ﺧﺰﻳﻤﺔ ﻭﺃﺧﺮﺟﻪ ﺍﺑﻦ ﻣﺎﺟﻪ ﺃﻳﻀﺎ ﻣﻦ ﺣﺪﻳﺚ ﺍﺑﻦ ﻋﺒﺎﺱ ﺑﻠﻔﻆ ﻣﺎ ﺣﺴﺪﺗﻜﻢ ﻋﻠﻰ ﺁﻣﻴﻦ ﻓﺄﻛﺜﺮﻭﺍ ﻣﻦ ﻗﻮﻝ ﺁﻣﻴﻦ ﻭﺃﺧﺮﺝ ﺍﻟﺤﺎﻛﻢ » ﻋﻦ ﺣﺒﻴﺐ ﺑﻦ ﻣﺴﻠﻤﺔ ﺍﻟﻔﻬﺮﻱ ﺳﻤﻌﺖ ﺭﺳﻮﻝ
    ﺍﻟﻠﻪ — ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ — ﻳﻘﻮﻝ : ﻻ ﻳﺠﺘﻤﻊ ﻣﻸ ﻓﻴﺪﻋﻮ ﺑﻌﻀﻬﻢ ﻭﻳﺆﻣﻦ ﺑﻌﻀﻬﻢ ﺇﻻ ﺃﺟﺎﺑﻬﻢ ﺍﻟﻠﻪ — ﺗﻌﺎﻟﻰ — «.
    Передано касаемо таъмина (говорить Амин) в общем хадисы, из них, то что передается от Аишы радия ллагьу ангьа: Не завидуют иудеи,кроме как завидуют на «салям» и «произносении амин». Передали что Ибн Маджа и Ибн Хузейма посчитал его достоверным. Так же в другом риваяте от Ибн Маджа добавлено: Поэтому чаще говорите Амин.

    Приводит Хаким от Хабиб ибн Масляма аль-Фихри что он слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Нет такой группы, которая собирается и один из них читает молитву, а другие говорят: «Амин», – кроме
    как Аллах примет их молитву».

    От Салмана да будет доволен им Аллах передается: Сказал Посланник Аллах мир ему и благословение Аллах:

    ﻋَﻦْ ﺳَﻠْﻤَﺎﻥَ ﺭَﺿِﻲَ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﺗَﻌَﺎﻟَﻰ ﻋَﻨْﻪُ ، ﻗَﺎﻝَ : ﻗَﺎﻝَ ﺭَﺳُﻮﻝُ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻَﻠَّﻰ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﻋَﻠَﻴْﻪِ ﻭَﺳَﻠَّﻢَ : »
    ﻣَﺎ ﺭَﻓَﻊَ ﻗَﻮْﻡٌ ﺃَﻛُﻔَّﻬُﻢْ ﺇِﻟَﻰ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﻋَﺰَّ ﻭَﺟَﻞَّ ﻳَﺴْﺄَﻟُﻮﻧَﻪُ ﺷَﻴْﺌًﺎ ، ﺇِﻻ ﻛَﺎﻥَ ﺣَﻘًّﺎ ﻋَﻠَﻰ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺃَﻥْ ﻳَﻀَﻊَ ﻓِﻲ ﺃَﻳْﺪِﻳﻬِﻢُ ﺍﻟَّﺬِﻱ ﺳَﺄَﻟُﻮﻩُ »
    ﺭﻭﺍﻩ ﺍﻟﻄﺒﺮﺍﻧﻲ ﻓﻲ ﺍﻟﻜﺒﻴﺮ ‏(6142 ‏) ، ﻭﻗﺎﻝ ﺍﻟﻬﻴﺜﻤﻲ ﻓﻲ ﻣﺠﻤﻊ ﺍﻟﺰﻭﺍﺋﺪ ‏( 10/169 ‏) : ﺭﺟﺎﻟﻪ ﺭﺟﺎﻝ ﺍﻟﺼﺤﻴﺢ
    «Не поднимут свои ладони какая нибудь группа людей к Аллаху, прося что либо, кроме как хакком для Аллаха будет чтобы он положил им в руки то что они просили». Передал Табарани в Муъджам аль Кабир 6142, Хайсами в Муъджаъ аль Заваид 10/169 назвал передатчиков этого хадиса достоверными.

     Абдуллах ибн Джахш и Са’д ибн Аби Ваккас встретились перед битвой при Ухуде, и Абдуллах сказал: “Давай попросим Аллаха и сделаем дуа». Итак, один из них делал дуа, а другой говорил «Амин»

    ﻭﻓﻲ ﻣﺠﻤﻊ ﺍﻟﺰﻭﺍﺋﺪ 9/497 : ‏( ﻋﻦ ﺳﻌﺪ ﺑﻦ ﺃﺑﻲ ﻭﻗﺎﺹ ﺃﻥ ﻋﺒﺪ ﺍﻟﻠﻪ ﺑﻦ ﺟﺤﺶ ﻗﺎﻝ ﻟﻪ ﻳﻮﻡ ﺃﺣﺪ : ﺃﻻ ﺗﺪﻋﻮ ﺍﻟﻠﻪ ؟ ﻓﺨﻠﻮﺍ
    ﻓﻲ ﻧﺎﺣﻴﺔ ﻓﺪﻋﺎ ﺳﻌﺪ ﻓﻘﺎﻝ : ﻳﺎ ﺭﺏ ﺇﺫﺍ ﻟﻘﻴﺖ ﺍﻟﻌﺪﻭ ﻓﻠﻘﻨﻲ ﺭﺟﻼ ﺷﺪﻳﺪﺍ ﺑﺄﺳﻪ ، ﺷﺪﻳﺪﺍ ﺣﺮﺩﻩ ، ﺃﻗﺎﺗﻠﻪ ﻭﻳﻘﺎﺗﻠﻨﻲ ﻓﻴﻚ ، ﺛﻢ
    ﺍﺭﺯﻗﻨﻲ ﺍﻟﻈﻔﺮ ﻋﻠﻴﻪ ﺣﺘﻰ ﺃﻗﺘﻠﻪ ﻭﺁﺧﺬ ﺳﻠﺒﻪ . ﻓﺄﻣﻦ ﻋﺒﺪ ﺍﻟﻠﻪ ﺑﻦ ﺟﺤﺶ … ﺭﻭﺍﻩ ﺍﻟﻄﺒﺮﺍﻧﻲ ﻭﺭﺟﺎﻟﻪ ﺭﺟﺎﻝ ﺍﻟﺼﺤﻴﺢ . ‏) ﺍﻩ ﻭﺭﻭﺍﻩ ﺍﻟﺤﺎﻛﻢ 2/86 ﻭﻗﺎﻝ : ﻫﺬﺍ ﺣﺪﻳﺚ ﺻﺤﻴﺢ ﻋﻠﻰ ﺷﺮﻁ ﻣﺴﻠﻢ ﻭﻟﻢ ﻳﺨﺮﺟﺎﻩ ﻭﻗﺎﻝ ﺍﻟﺬﻫﺒﻲ ﻓﻲ ﺍﻟﺘﻠﺨﻴﺺ : ﻋﻠﻰ ﺷﺮﻁ ﻣﺴﻠﻢ
    Са’д ибн Аби Ваккас сказал: “О Аллах! Если я встречу врагов, помоги мне встретить сильного противника (во время военного сражения прим.перев.), который будет сражаться против меня, и я буду сражаться против него, и затем даруй мне победу над ним, помоги мне повергнуть его и удостоюсь трофеев». Абдуллах ибн Джахш сказал: «Амин».

    Хайсами в Муъджам аз-Заваид 9/497, и сказал что передал его Табарани с достоверными передатчиками. Так же его передал Хаким 2/86 и сказал: «этот хадис по условиям Имама Муслима», с этим же согласился Имам Аз-Захаби в книге «талхис».  Передается от Ибн Аббаса что Посланник Аллаха сказал:

    ﻭﻓﻲ ﻣﺴﻨﺪ ﺍﻟﺪﻳﻠﻤﻲ 2/225 : ﻋﻦ ﺍﺑﻦ ﻋﺒﺎﺱ ﻣﺮﻓﻮﻋﺎ : ﺍﻟﺪﺍﻋﻲ ﻭﺍﻟﻤﺆﻣﻦ ﺷﺮﻳﻜﺎﻥ ﻓﻲ ﺍﻷﺟﺮ ﻭﺍﻟﻘﺎﺭﻯﺀ ﻭﺍﻟﻤﺴﺘﻤﻊ ﻓﻲ ﺍﻷﺟﺮ ﺷﺮﻳﻜﺎﻥ ﻭﺍﻟﻌﺎﻟﻢ ﻭﺍﻟﻤﺘﻌﻠﻢ ﻓﻲ ﺍﻷﺟﺮ ﺷﺮﻳﻜﺎﻥ
    Обрашающийся к Аллаху с мольбой, и тот кто говорит «Амин» одинаковы в награде, также читающий Коран и слушающий одинаковы в награде, знающий и обучающийся также одинаковы в награде.  Дайлями в Муснаде 2/225

    Анас ибн Малик сообщает, что один бедуин пришел к Посланнику Аллаха в пятницу и
    сказал:

    ﺃﺧﺒﺮﻧﺎ ‏ﺃﺑﻮ ﺍﻟﻘﺎﺳﻢ ﻋﺒﺪ ﺍﻟﺨﺎﻟﻖ ﺑﻦ ﻋﻠﻲ ﺑﻦ ﻋﺒﺪ ﺍﻟﺨﺎﻟﻖ ﺍﻟﻤﺆﺫﻥ ، ﺃﻧﺒﺄ ﺃﺑﻮ ﺑﻜﺮ ﻣﺤﻤﺪ ﺑﻦ ﺃﺣﻤﺪ ﺑﻦ ﺧﻨﺐ ﺍﻟﺒﻐﺪﺍﺩﻱ
    ﺑﺒﺨﺎﺭﻯ ، ﺃﻧﺒﺄ ﺃﺑﻮ ﺇﺳﻤﺎﻋﻴﻞ ﻣﺤﻤﺪ ﺑﻦ ﺇﺳﻤﺎﻋﻴﻞ ﺍﻟﺘﺮﻣﺬﻱ ، ﺛﻨﺎ ﺃﻳﻮﺏ ﺑﻦ ﺳﻠﻴﻤﺎﻥ ﺑﻦ ﺑﻼﻝ ، ﺣﺪﺛﻨﻲ ﺃﺑﻮ ﺑﻜﺮ ﺑﻦ ﺃﺑﻲ ﺃﻭﻳﺲ ،
    ﻋﻦ ﺳﻠﻴﻤﺎﻥ ﺑﻦ ﺑﻼﻝ ﻗﺎﻝ : ﻗﺎﻝ ﻳﺤﻴﻰ ﺑﻦ ﺳﻌﻴﺪ : ﺳﻤﻌﺖ ﺃﻧﺲ ﺑﻦ ﻣﺎﻟﻚ ، ﻳﻘﻮﻝ : ﺃﺗﻰ ﺭﺟﻞ ﺃﻋﺮﺍﺑﻲ ﻣﻦ ﺃﻫﻞ ﺍﻟﺒﺪﻭ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ — ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ — ﻳﻮﻡ ﺍﻟﺠﻤﻌﺔ ، ﻓﻘﺎﻝ : ﻳﺎ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ،
    ﻫﻠﻜﺖ ﺍﻟﻤﺎﺷﻴﺔ ، ﻫﻠﻚ ﺍﻟﻌﻴﺎﻝ ، ﻫﻠﻚ ﺍﻟﻨﺎﺱ . ﻓﺮﻓﻊ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ — ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ — ﻳﺪﻳﻪ ﻳﺪﻋﻮ ، ﻭﺭﻓﻊ ﺍﻟﻨﺎﺱ ﺃﻳﺪﻳﻬﻢ ﻣﻊ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ — ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ — ﻳﺪﻋﻮﻥ . ﻗﺎﻝ : ﻓﻤﺎ ﺧﺮﺟﻨﺎ
    ﻣﻦ ﺍﻟﻤﺴﺠﺪ ﺣﺘﻰ ﻣﻄﺮﻧﺎ ، ﻓﻤﺎ ﺯﻟﻨﺎ ﻧﻤﻄﺮ ﺣﺘﻰ ﺍﻟﺠﻤﻌﺔ ﺍﻷﺧﺮﻯ ، ﻓﺄﺗﻰ ﺍﻟﺮﺟﻞ ﺇﻟﻰ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ — ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ — ﻓﻘﺎﻝ : ﻳﺎ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ، ﻟﺜﻖ ﺍﻟﻤﺴﺎﻓﺮ ، ﻭﻣﻨﻊ ﺍﻟﻄﺮﻳﻖ
    (رواه ﺍﻟﺒﻴﻬﻘﻲ في ﺍﻟﺴﻨﻦ ﺍﻟﻜﺒﺮﻯ 6315، و في ﺻﺤﻴﺢ ﺍﻟﺒﺨﺎﺭﻱ ﻛﺘﺎﺏ ﺍﻻﺳﺘﺴﻘﺎﺀ ‏ ﺑﺎﺏ ﺭﻓﻊ ﺍﻟﻨﺎﺱ ﺃﻳﺪﻳﻬﻢ ﻣﻊ ﺍﻹﻣﺎﻡ ﻓﻲ ﺍﻻﺳﺘﺴﻘﺎﺀ،معلقا.)
    «О Посланник, Аллаха! Скотина мрёт, члены семьи умирают, люди умирают!» После этого Посланник Аллаха поднял руки делая дуа, и люди подняли руки вместе с Посланником Аллаха мир ему и благословение Аллаха…

    Передал Байхаки в Сунан аль Кубра 6315, так же Имам Бухари в Сахихе, книга о прошении дождя, глава о подънятии рук людьми вместе с имамом в молитве о дожде.

     От Асвада ибн Хиляля Аль Махариби передается:

    ﻭﻋﻦ ﺍﻷﺳﻮﺩ ﺑﻦ ﻫﻼﻝ ﺍﻟﻤﺤﺎﺭبي ﻗﺎﻝ: «ﻟﻤﺎ ﻭﻟﻲ ﻋﻤﺮ ﻗﺎﻡ ﻋﻠﻰ ﺍﻟﻤﻨﺒﺮ ﻓﺤﻤﺪ ﺍﻟﻠﻪ ﻭﺃﺛﻨﻰ ﻋﻠﻴﻪ، ﺛﻢ ﻗﺎﻝ : » ﺃﻳﻬﺎ ﺍﻟﻨﺎﺱ ﺇﻧﻲ
    ﺩﺍﻉٍ فامنوا : ﺍﻟﻠﻬﻢ ﺇﻧﻲ ﻏﻠﻴﻆ ﻓﻠﻴّﻨﻲ، ﻭﺷﺤﻴﺢ ﻓﺴﺨّﻨﻲ، ﻭﺿﻌﻴﻒ ﻓﻘﻮّﻧﻲ
    ﺃﺑﻮ ﻧﻌﻴﻢ : ﺍﻟﺤﻠﻴﺔ 1/53، ﺍﺑﻦ ﺳﻌﺪ: ﺍﻟﻄﺒﻘﺎﺕ 3/274 ، ﻭﺍﺑﻦ ﺃﺑﻲ ﺷﻴﺒﺔ : ﺍﻟﻤﺼﻨﻒ 10/321 ، ﺍﺑﻦ ﺍﻟﺠﻮﺯﻱ: ﻣﻨﺎﻗﺐ ﺹ 171. ﻭﻓﻲ ﺍﻟﻌﻘﺪ ﺍﻟﻔﺮﻳﺪ ﻻﺑﻦ ﻋﺒﺪ ﺭﺑﻪ 4 /

    Когда халифом стал Умар да будет доволен им Аллагь, он встал на минбар, воздал хвалу Аллахуу, затем сказал: О люди, я буду делать дуа,а вы говорите Амин, (и начал делать дуа…)
     Передал Абу Нуайм в Хулья 1/53, Ибн Саъд в Табакат 3/274, Ибн Аби Шейба в Мусаннафе 10/321, Ибн Джавзи в Манакиб стр. 171, Абд аль Рабах в Акд аль Фарид 4/65.

Оставить отзыв »

Просмотров: 3 144
Яндекс.Метрика