Закят – крепость имущества. По мазхабу имама Абу Ханифы

Модератор 09.11.2014 1
Закят – крепость имущества. По мазхабу имама Абу Ханифы

zakyat05

Пророк (мир ему и благословение) наставлял: «Сохраняйте своё имущество выплатой закята, лечите своих больных раздачей милостыни, и вы можете не бояться всевозможных бед, если будете делать дуа и будете смиренными».

Рассказывают, что, когда Пророк (мир ему и благословение) говорил это своим сподвижникам, мимо них проходил христианин. Услышав эти слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение) , он пошёл и отдал закят из своего имущества. Но подумал: «Если он сказал правду, то моё имущество, находящееся на пути в Египет, будет сохранено, и тогда я приму Ислам и уверую в него. Если же он солгал, то я приду к нему с мечом и убью его».

Прошло совсем немного времени, как к нему пришло письмо от одного из тех, кто шёл вместе с торговым караваном. В нём говорилось, что на них напали грабители и забрали имущество, верблюдов и всё, что у них было. Христианин, прочитав это, решил, что слова «сохраняйте своё имущество выплатой закята» – ложь. Взяв острый меч, он поспешил к Пророку (мир ему и благословение) с намерением убить его.

Но, не успев выйти из дома, получил ещё одно письмо, уже от своего компаньона, сопровождавшего товар. Тот просил не переживать: он отстал от каравана из-за того, что у одного из верблюдов повредилась нога. А когда тот смог идти, то они догнали караван, который к тому времени был ограблен. Он же и всё имущество благодаря недугу верблюда остались целыми и невредимыми». Христианин, закончив читать письмо, воскликнул: «Правду сказал тот человек, что он истинный пророк!» После чего отправился к нему и попросил: «О Мухаммад! Мир тебе и благословение. Выяви для меня Ислам». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рассказал ему всё о нашей религии. И этот человек стал мусульманином, и был красивым его Ислам. Так сказано в книге «Ар-Рауда».

Слово «закят» в Священном Коране всегда употребляется вместе со словом «салят», то есть вместе с намазом. Передано, что Аллах Всевышний, обращаясь к Пророку Мусе , сказал: «О Муса , воистину намаз и закят связаны между собой, я не приму одно без другого. Если закят смешается с имуществом, то только погубит его». От матери правоверных Айши передано: «Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если закят смешается с имуществом, то только испортит его»». Этот хадис несёт в себе два значения.

Первое: невыплаченный и оставленный в имуществе закят приведёт к тому, что данное имущество будет погублено. На это указывает следующий хадис: «Не испортится имущество ни на суше, ни на море, если с него выплачен закят».

Второе: если человек, не имеющий права на закят, получает его и смешивает со своим имуществом, то оно будет погублено.

В книге «Танбихуль Гафилин» сказано следующее: «Того, кто не выплачивает закят, Аллах лишает сохранности его имущества; того, кто не даёт садака, Аллах лишает его личной сохранности; землю того, кто не выплачивает десятую часть от своих посевов, Аллах лишает бараката; того, кто не делает дуа, Аллах лишает ответа на его просьбы; того, кто проявляет халатность в отношении намазов, Аллах лишает произнесения перед смертью слов «Ля иляха илля ллах, мухаммаду ррасулу ллах» («Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад – Посланник Аллаха»). Да сохранит нас Аллах от этого!

Сунной является, чтобы имам назначил людей, которые будут собирать закят и распределять его среди бедняков. Им будет дано вознаграждение, равное вышедшему на газават ради Аллаха . Сборщик должен облагать закятом только среднее по цене имущество. Нельзя насильно отнимать самое лучшее, как нельзя брать и самое худшее. Так как в этом случае сохраняется право обеих сторон. Хозяину имущества, с которого требуется выплата закята, не следует откладывать её дольше месяца, так как дать обязательство и не выполнить его является грехом, и по этой причине его свидетельства не будут приниматься.

Выдающий закят должен постараться, чтобы в его сердце не прокрались недовольство и скупость. А напротив, должен быть рад тому, что Аллах дал ему такое имущество, с которого он может выплатить закят, и возможность исполнить этот фарз. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Бойтесь скупости, воистину скупость погубила тех, кто был до вас». А что касается желательного садака, то оно тушит огонь грехов, подобно тому, как вода тушит огонь костра. В другом хадисе сказано: «Есть три качества, и тот, в ком они будут, чист от скупости: тот, кто выдаёт со своего имущества закят и при этом радуется этому; тот, кто почтительно относится к гостю; и тот, кто помогает средствами для освобождения мусульман из плена».

В намерении выплачивающего закят и дающего садака должно быть понимание, что этим действием он помогает слабым в поклонении. И выбирает для этого самое лучшее имущество и даёт его богобоязненным, скрывающим свою бедность и при этом не просящим у мусульман.

(Мафатихуль-Джинан Шарху Ширатиль Ислам)

Источник: islamdag.ru

Один комментарий »

  1. Ханафит Ахлю СУННА 27.07.2015 at 2:19 дп - Reply

    Закят – это обязательное отчисление обеспеченных мусульман в пользу бедных. Слово «закят» в переводе с арабского означает «очищение», «умножение». Закят является третьим из пяти столпов Ислама и касается взаимоотношений между людьми. Выплата закята в мекканский период миссии Пророка (мир ему и благословение) имела рекомендательный характер, в виде добровольной милостыни. Религиозной обязанностью (фард) она стала уже в мединский период, во втором году по мусульманскому летоисчислению (хиджре).

    В Священном Коране по обязательности выполнения закят упоминается после пятикратной молитвы.

    «Выстаивайте молитву и выплачивайте обязательную милостыню (закят)» (Св. Коран, 2:83)

    «Совершайте намаз и выплачивайте закят. Все то доброе, что вы приготовите для себя, вы найдете у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (Св. Коран, 2:110).

    Также в Коране предупреждается о наказании за уклонение от выплаты закята:

    «Тех, кто не выплачивают закят и хранят деньги и золото как клад и не расходуют их на пути Аллаха, ты обрадуй горьким и мучительным наказанием» (сура «Ат-Тауба», аят 34).

    Закят связан с правами бедных и слабых на часть имущества богатых и состоятельных людей.

    Человек, имеющий необходимое количество имущества, но уклоняющийся от выплаты закята, считается грешником, тот же мусульманин, кто проявляет сомнение в обязательности закята, совершает вероотступничество.

    С какого имущества выплачивается закят?

    Закят выплачивается с золота, серебра (ювелирных украшений) или эквивалентной им суммы денежных средств (согласно мнению ученых ханафитского мазхаба, но по мнению ученых-шафиитов закят с бумажных денег не выплачивается);

    также закят выплачивается с земледельческих культур, которые произрастают из земли (пшеница, рис, ячмень) и плодовых деревьев;

    со скота, такого как верблюды, коровы и овцы;

    с товаров, приготовленных для продажи (недвижимость, автомобили, ткани, бытовая техника и прочие товары, кроме запретного (харам), например, спиртное, табак и т. п.).

    Для кого закят считается обязательным?

    Закят считается обязательным для каждого разумного, совершеннолетнего мусульманина, у которого в течение лунного года (360 дней) скопилось необходимое количество имущества или эквивалентных ему денежных средств (нисаб).

    Чему равен размер нисаба?

    Размер нисаба эквивалентен стоимости 84,8 г золота или 612, 36 г серебра.

    Эта сумма выводится из следующего хадиса, в котором Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Не выплачивается закят с золота, пока вес его не будет равен двадцати мискалям». (См., например, Аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘, т 2, с. 410).

    Один мискаль, применительно к золоту, равен 4,24 г, что дает в результате 84,8 г.

    С того момента, как в бюджете человека или семьи накопилась сумма, эквивалентная 84,8 г золота, начинается отсчет года. Например, 1 мая 2014 года была отложена такая сумма (эквивалент 84,8 г золота). Через год (1 мая 2015 года) подсчитывается итог откладывавшихся сбережений (см. ниже).

    В каком размере выплачивается закят?

    Закят с золота, серебра и эквивалентных им денежных средств (а также с товаров для продажи) выплачивается в размере 2,5% от их общей стоимости.

    К примеру, в настоящее время, по данным Центрального банка РФ (см. http://www.cbr.ru), учетная стоимость одного грамма золота составила 2037, 37 рублей. Соответственно, нисаб будет равен 2037, 37*84,8 = 172 768, 97 рублей.

    Так что, если за год в бюджете человека (после выплаты долгов и необходимых расходов) образовалась сумма, равная к примеру, 200 000 рублей, размер закята составит 200 000 * 0, 025 = 5 000 рублей.

    Каким категориям людей выплачивается закят?

    В Коране говорится, что закят предназначен для бедных, нуждающихся, работников, занятых сбором и выплатой закята, для тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обременённых долгами, для тех, кто находится на пути Аллаха, и для путников. Рассмотрим это подробнее.

    Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня (прожиточного минимума).

    Вторая категория – нуждающиеся (факир). Это нищие, которые отличаются от бедных ещё худшим положением; это те, которые не владеют ничем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать.

    Под этими двумя категориями людей подразумеваются те люди, которые не в состоянии обеспечить себе прожиточный минимум из пищи, питья и т.п. И не имеет значения, находят ли они меньшую часть половины, того в чем нуждаются или большую ее часть, важно то, что их средств недостаточно для прожиточного минимума.

    Третья категория – люди, связанные со сбором закята (‘амиль), – категория людей, уполномоченных для сбора и распределения закята.

    Четвёртая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муалляфату кулюбихим), – люди, которые ранее исповедовали другую веру, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке.

    Пятая категория получающих закят – это рабы, освобождённые с условием выкупа (рикаб).

    Шестая категория – это люди, обременённые долгами (гарим), разрешёнными Шариатом.

    Седьмая категория – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу (ахлю сабилиллях).

    Восьмая категория – путники (ибн-ус-сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.

    Кому не выплачивается закят?

    Закят не дается немусульманам или мусульманам, происходящим из потомков Аббаса, Хариса, Джафара и Акыля (родственников Пророка, мир ему и благословение).

    Также закят не выплачивают прямым предкам (родителям, бабушкам и дедушкам) или прямым потомкам (детям, внукам). Однако, можно давать закят иным родственникам – братьям, сестрам, братьям и сестрам отца или матери (тетям и дядям), племянникам и прочим.

    Если человек не выплачивал закят в течение многих лет, что ему делать?

    Такому человеку следует примерно подсчитать сумму денежных средств, которыми он обладал в течение прошлых лет и умножив на количество пропущенных лет, выплатить закят.

    Нужно ли выплачивать закят на личное имущество (дом, машину)?

    Нет, закят не выплачивается с личного имущества – дома, машины, квартиры, посуды, мебели, бытовой техники и прочего, если только эти вещи не являются товарами для продажи (к примеру, человек торгует недвижимостью или сдает ее в аренду).

    Необходимо ли намерение для выплаты закята?

    Намерение во время выплаты закята является предпосылкой для полноценного выполнения этой обязанности.

    Может ли муж выплатить закят от имени своей жены?

    Допустимо выплатить закят за другого человека из собственного имущества при условии его согласия и одобрения.

    Необходимо ли выплачивать закят с личных ювелирных украшений (золота, серебра)?

    Закят обязательно выплачивать с золотых и серебряных украшений, находящихся в собственности, если их стоимость достигает размера нисаба.

    Нужно ли выплачивать закят с денежных средств, положенных в банк?

    Закят является обязательным для всех денежных средств, достигших размера нисаба, независимо от того, находятся ли они у человека в виде наличных денег или положены на банковский счет.

    Необходимо ли выплачивать закят с денежных средств, данных кому-то в долг?

    Закят обязателен с тех денежных средств, которые человек отдал кому-то в долг.

    Если человек имеет долги, нужно ли вычесть эту сумму при расчете закята?

    Долги вычитаются общей суммы имущества, подлежащего обложению закятом, если они будут погашены в полном объеме в течение следующих 12 месяцев.

    Задолженность, которая не погашается целиком в ближайшие 12 месяцев, не вычитается. Если долг выплачивается в рассрочку, то вычитается та сумма долга, которая будет выплачена в ближайшие 12 месяцев.

    Является ли обязательным закят на пособия социального обеспечения?

    Закят выплачивается пособия на ребенка и всех других форм пособий социального обеспечения (если они достигают необходимой суммы).

    Каким образом выплачивается закят с товаров, приобретенных для продажи?

    Закят является обязательным с товаров (произведенных или приобретенных для продажи) и будет рассчитываться в соответствии с розничной ценой товара. Однако закят не выплачивается с фиксированных активов бизнеса (недвижимость и прочее).

    Должен ли я платить закят на акции?

    Стоимость приобретенных для перепродажи акций подлежит обложению закятом.

    Мы производим товары. Должны мы платить закят за произведенные нами товары?

    Для предприятий, участвующих в производстве товаров, все готовые изделия должны быть оценены по их продажной цене, и все полуфабрикаты на рыночной цене.

    Каким образом можно выплатить закят?

    Закят можно отдать лично нуждающемуся человеку (или нескольким людям) или отнести в мечеть или соответствующие организации, занятые сбором и распределением закята.

Оставить отзыв »

Просмотров: 1 440
Яндекс.Метрика