Хадисы об искренности в приобретении знаний.

Модератор 02.08.2014 2
Хадисы об искренности в приобретении знаний.

 

Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:

إنما الأعمال بالنية وفي رواية بالنيات وإنما لكل امرىء ما نوى

«Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям”.

— В другой версии сказано:

«по намерениям» — и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести) 

Передали Ахмад 1/43, аль-Бухари 1, Муслим 1907, Абу Дауд 2201, ат-Тирмизи 1647, ан-Насаи 1/59-60, Ибн Маджах 4227, аль-Байхакъи 1/41.

 

Со слов Абу Амамы аль-Бахили сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

إِنَّ اللَّهَ لا يَقْبَلُ مِنْ الْعَمَلِ إِلاَّ مَا كَانَ لَهُ خَالِصًا وَابْتُغِيَ بِهِ وَجْهُهُ

«Поистине Аллах принимает те дела, которые совершаются искренне и только ради Него».

Достоверный хадис. Передал ан-Насаи (6/26, хадис 3140).

 

Со слов Абу Хурайры передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

من تعلم علما مما يبتغى به وجه الله عز وجل لا يتعلمه إلا ليصيب به عرضا من الدنيا لم يجد عرف الجنة يوم القيامة يعني ريحها

«Стремившийся к приобретению знания, которого (следует искать) только ради лика Всемогущего и Великого Аллаха, только для того, чтобы благодаря (этому знанию) добиться осуществления какой-либо из мирских целей, в День воскресения не ощутит благоухания Рая»

Привел Абу Дауд в «Сунан» (3664), Ибн Маджах 252.
Навави в «Маджму'» (1/23) назвал цепочку хадиса достоверной.

 

Со слов Хузайфы передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لَا تَعَلَّمُوا الْعِلْمَ لِتُبَاهُوا بِهِ الْعُلَمَاءَ ، أَوْ لِتُمَارُوا بِهِ السُّفَهَاءَ ، أَوْ لِتَصْرِفُوا وُجُوهَ النَّاسِ إِلَيْكُمْ ، فَمَنْ فَعَلَ ذَلِكَ فَهُوَ فِي النَّارِ

«He приобретайте знание, чтобы соперничать с учеными, спорить с глупцами и предпочитать одно общество другому. А кто сделает это – тот в огне Ада!»

Передал Ибн Маджа в «Сунан» (№ 259)

Со слов Джабира подобный хадис передали Ибн Хиббан в «Сахих», № 77 и Хаким в «Мустадрак», № 297

Также слов Каъба б. Малика передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

من طلب العلم ليجاري به العلماء أو ليماري به السفهاء أو يصرف به وجوه الناس إليه أدخله الله النار

«Кто познавал знание, чтобы соревноваться им с учеными или спорить с невеждами, или обратить взоры людей на себя, того Аллах введет в Ад»
Вывел ат-Тирмизи в «Сунан», (2654)

 

Слова ученых

Имам аш-Шафи’и говорил: «Я опасаюсь, что тот, кто приобретал знание без правильного намерения, не извлечёт из него пользу». См. «аль-Мадхаль» 1/325.

Имам Ахмад сказал: «Ничто не сравнится со знанием, если намерение изучающего его правильное». Его спросили: «А каким образом его намерение будет правильным, о Абу ‘Абдуллаха?» Он ответил: «Его намерением должно быть — избавление от невежества себя, а затем и других». См. «аль-Макъсад аль-аршад» 3/44.

Ибн ас-Салях, да помилует его Аллах, говорил: «Кто пожелает приступить к изучению хадисов либо к извлечению пользы из какой-либо части наук о хадисах, тот прежде должен исправить свою мотивацию и своё чистосердечие, очистить своё сердце от мирских устремлений и их мусора, а также уберечь себя от вредоносности любви к власти и связанным с ней безрассудством». См. «’Улюм аль-хадис», 213.

Сказал Ибн аль-Джаузи сказал: «Иблис обманул людей, обладающих знанием и использующих его, подойдя к ним с другой стороны. Он внушил им, что гордиться своим знанием, питать зависть к подобным себе людям и совершать свои дела напоказ, чтобы добиться главенствующего положения, уместно. Иногда он показывает им, что таковое является их неотъемлемым правом, а иногда возбуждает в них любовь к этому, и они не перестают этого делать, хотя и знают, что ошибаются. Избежать этого сможет тот, кому удастся непрестанно размышлять о таких грехах, как высокомерие, зависть, показуха, и кто осознает, что знание не избавляет от зла подобных качеств, приобретенных человеком, а, наоборот, еще более увеличивает наказание за них, поскольку знание лишь станет еще большим доводом против него. А кто будет изучать жизнеописания предшественников из числа ученых, использовавших свое знание, тот увидит свою ничтожность и оставит высокомерие». См. «Тальбис иблис» стр. 108.

2 комментария »

  1. Ка 24.02.2017 at 10:13 дп - Reply

    6 وحدثني عن مالك عن نافع مولى عبد الله بن عمر أن عمر بن الخطاب كتب إلى عماله إن أهم أمركم عندي الصلاة فمن حفظها وحافظ عليها حفظ دينه ومن ضيعها فهو لما سواها أضيع ثم كتب أن صلوا الظهر إذا كان الفيء ذراعا إلى أن يكون ظل أحدكم مثله والعصر والشمس مرتفعة بيضاء نقية قدر ما يسير الراكب فرسخين أو ثلاثة قبل غروب الشمس والمغرب إذا غربت الشمس والعشاء إذا غاب الشفق إلى ثلث الليل فمن نام فلا نامت عينه فمن نام فلا نامت عينه فمن نام فلا نامت عينه والصبح والنجوم بادية مشتبكة

  2. Асылхан 20.05.2018 at 5:33 дп - Reply

    МашаАллах подборка, Баракаллаху фикум!

Оставить отзыв »

Просмотров: 1 254
Яндекс.Метрика