Чтение Корана за имамом в намазе (в свете Ханафитского мазхаба).

Администратор 07.07.2017 0
Чтение Корана за имамом в намазе (в свете Ханафитского мазхаба).

Примечание: Тем, кто следует другому мазхабу не советую читать эту статью, чтобы не усомниться в правильности своего мазхаба. А советую прочитать ханафитам, чтобы убедится в достоверности решения ханафитских ученых, а также тем, кто решает, какой мазхаб выбрать.

Вопрос: Нужно ли читать Коран за имамом?(“Кыраат хальфаль имам”?)

В кыраат входит обычно два пункта: первое – это чтение суры “ Фатиха”, а второе – чтение другой суры или нескольких аятов после «Фатихи». Разногласие заключается только в том, должен ли муктади читать суру “ Фатиха” за имамом или нет? Другую же суру или несколько аятов после “Фатихи” для муктади не разрешает читать никто. Чтения Корана имамом, по мнению всех имамов, для муктади достаточно. Муктади не должен повторять суру или аяты, которые читает имам, или читать другую суру или аяты сам. Ему надо просто стоять молча. Если это джихри намаз, тогда надо внимательно слушать кыраат имама, иначе, надо стоять, сосредоточившись на Аллахе Та‘аля.

Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что в обоих: и в сирри, и в джихри намазах, как в случае с дополнительной сурой или аятами, чтения суры “Фатиха” имамом для муктади будет достаточно. Поэтому муктади читать “Фатиху” не разрешается («Муатта имама Мухаммада» стр. 94, «Фейзуль Бари» т.1, стр. 247).

Это было сказано про джихри намазы, в сирри (про себя) намазах все четыре имама в некоторых случаях считают кыраат имама достаточным для муктади. Например, если человек пришёл в мечеть в такое время, когда намаз с джама‘атом уже начался и имам находится в руку‘е, то ему надо немедленно совершить “ ният ” и сделать руку‘ (несмотря на то, джихри намаз это или сирри). В этом случае все четыре имама единодушно согласны с тем, что этот человек успел на этот рака‘ат и для него кыраат не является ваджибом («Умдатуль Кари» т.2, стр. 13, «Фатхуль Мульхим» т.2, стр. 21).

Очевидно, кыраат не является ваджибом для муктади, кыраат имама является достаточным для него, этот рака‘ат засчитывается, хотя муктади сам не читал суру “Фатиха” и т.д.

После данного рассмотрения становится ясно, что не только один имам Абу Ханифа запрещает читать суру “ Фатиха” за имамом (кыраат хальфаль имам) и считает кыраат имама достаточным для муктади.

Другое дело, что Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) считает кыраат имама достаточным для муктади в обоих намазах, в джихри и сирри, а другие имамы — только в джихри намазах. Но в вопросе “мудрик фир-руку‘” [1] все вынуждены следовать за имамом Абу Ханифой (рахматуллахи ‘алейхи).

[1] — Мудрик фир-руку‘ – тот, кто присоединился к имаму до выхода имама из первого руку‘а и завершил намаз вместе с ним.

Теперь давайте посмотрим доказательства и причину предпочтения мазхаба Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейхи).

Доказательство из Корана:

В суре “Аль-А‘раф” Аллах Та‘аля говорит:

وَإِذَا قُرِئَ الْقُرْآنُ فَاسْتَمِعُوا لَهُ وَأَنْصِتُوا لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ

(смысл): «А когда читается Коран, то вслушивайтесь в него и молчите, может быть, будете помилованы» («Преграды», 204).

По мнению большинства толкователей Корана, этот аят был ниспослан относительно намаза, а другие говорят, что он был ниспослан относительно хутбы, т.е. когда читается Коран, то надо молчать и внимательно слушать. Таким образом, во время хутбы джум‘а не разрешается читать намаз или разговаривать, а надо слушать только хутбу.

В “Тафсире Кабир” имам Рази (рахматуллахи ‘алейхи) пишет:

قال ابن عباس: قرأ رسول الله صلي الله عليه و سلم في الصلاة المكتوبة و قرأ أصحابه وراءه رافعين أصواتهم فخلطوا عليه فنزلت هذه الآية.

(التفسير الكبير للرازي: ج1، ص500)

«‘Абдуллах ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в намазе читал Коран, и сахабы (радиаллаху ‘анхум) за ним тоже читали Коран вслух. Их голоса смешались, после чего был ниспослан этот аят» (т.4, стр. 500).

В “Рухуль Ма‘ани” приводится:

فقد أخرج عبد ابن حميد و ابن أبي حاتم و البيهقي في سننه عن مجاهد قال: قرأ رجل من الأنصار خلف رسول الله صلي الله عليه و سلم في الصلاة فنزلت:»و إذا قرئ القرآن… ألخ، و أخرج ابن جرير و غيره عن ابن مسعود أنه صلي بأصحابه فسمع أناسا يقرءون خلفه فلما إنصرف قال إما ان لكم أن تفهموا إما أن تعقلوا «و إذا قرئ القرآن فاستمعوا له و أنصتوا…»كما أمركم الله تعالي . (روح المعاني: ج1، ص150)

«‘Абд ибн Хамид (рахматуллахи ‘алейхи), ибн Аби Хатим и Бейхаки (рахматуллахи ‘алейхи) в своих сборниках передали хадис от Муджахида (рахматуллахи ‘алейхи). Один человек из ансаров в намазе за Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал Коран, после чего был ниспослан аят… .

Ибн Джарир и т.д. передают от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вёл намаз и сахабы стояли за ним. Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) слышал, что некоторые люди за ним читают Коран в намазе. Когда он совершил салям, то сказал: «Что с вами случилось, разве вы не размышляете и не понимаете? Когда читается Коран, вслушивайтесь в него и молчите, как это приказал Аллах Та‘аля» (т.9, стр. 150).

‘Алляма ибн Касир (рахматуллахи ‘алейхи) пишет то же самое. Он привёл имена: среди сподвижников Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, Абу Хурайра, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, ‘Абдуллах ибн Магфил (радиаллаху ‘анхум), а среди таби‘инов Са‘ид ибн Джубейр, ‘Ата ибн Рабах, ‘Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслам, Ибрахим Нах‘и, Ша‘би, Хасан Басри, Ибн Шахаб Зухри, Муджахид, Катада и ‘Убейд ибн ‘Умейр (рахматуллахи ‘алейхим). Далее он пишет, что соответственно высказываниям всех указанных хазратов, данный аят касается чтения Корана в намазе и хутбе. («Тафсир ибн Касир» т.2, стр. 280, 281).

В свете Аята и его толкования выясняется следующее:

1. Когда в намазе читается Коран, то всем людям надо слушать его молча. Читать самим не надо, потому что если человек начнёт читать сам, тогда невозможно внимательно слушать и соблюдать тишину.

2. Ясно, что имам является читающим Коран в намазе, а кому приказывается молчать, то это будут муктади.

3. Слово “Коран” имеет общее значение, в него входят как сура “ Фатиха ”, так и другие суры, поэтому какую бы суру ни читалит — “Фатиху” или другую, в любом случае муктади должен молчать. Не так, что, когда имам читает суру “ Фатиха”, муктади должны читать, а при чтении другой суры молчать.

4. В этом аяте есть абсолютный запрет кыраата для муктади без какого-либо ограничения, несмотря на то, джихри это намаз или сирри. Поэтому точно так же, как имам делает кыраат в обоих намазах (как в джихри, так и в сирри – без исключения), таким же образом молчание и внимательное слушание кыраата должно быть общим для обоих типов намаза без исключения.

Но слушать внимательно возможно только в джихри намазе, а не в сирри, поэтому внимательно слушать будет особенностью джихри намаза, а молчать нужно в обоих намазах, поэтому данный приказ будет относиться к обоим намазам.

В общем, кыраат является фарзом для обоих: и для имама, и для муктади. В этом же аяте муктади запретили делать кыраат совсем, и это означает, что в намазе с джама‘атом муктади не делает кыраат. Имам выполняет этот фарз за него, и муктади должен молчать. Кыраата имама для муктади будет достаточно.

В приведённом аяте суры “Преграды”, касающегося несовершения кыраата, было дано указание в общем. Кыраат муктади был запрещён в любом случае, джихри ли это намаз или сирри, читается “Фатиха” или другая сура. Теперь будем рассматривать этот вопрос в свете хадисов Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

عن أبي موسي قال: علمنا رسول الله صلي الله عليه و سلم، قال: إذا قمتم إلي الصلاة فليؤمكم أحدكم و إذا قرأ الإمام فأنصتوا.

(مسند أحمد ابن حنبل : ج4، ص415)

Абу Муса Аш‘ари (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) научил нас, сказав: «Когда вы встаёте на намаз, пусть кто-нибудь из вас становится имамом. И когда он читает Коран, вы молчите»

(«Муснад Ахмад ибн Ханбаль» т.4, стр. 415).

عن ابي هريرة قال: قال رسول الله صلي الله عليه و سلم : إنما جعل الإمام ليؤتم به فإذا كبر فكبروا و إذا قرأ فأنصتوا و إذا قال:»غير المغضوب عليهم و لا الضالين»فقولوا: آمين

(مسلم : ج1،ص174، 144، أبو داؤد:ج1 ص105، ابن ماجه: ص61، نسائي ج1 ص146،مسند أحمد: ج2 ص 376)

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Имама и сделали для того, чтобы за ним следовали. Когда он говорит: “Аллаху акбар”, — (и начинает намаз), вам также следует возвеличить Аллаха (и начать намаз). Когда он читает Коран, вам надо молчать. Когда он скажет “уа ляддааллин”, то вы скажите “амин”» (Муслим т.1, стр. 174, 144, Абу Дауд т. 1, стр. 105, Ибн Маджа стр. 61, Насаи т. 1, стр. 164, «Муснад Ахмад» т. 1, стр. 376).

ﻋﻦ ﺳﻔﻴﺎن ﺑﻦ ﻋﻴﻴﻨﻪ ﻋﻦ اﻟﺰﻫﺮى ﻋﻦ اﺑﻦ اﻛﻴﻤﺔ ﻗﺎل ﺳﻤﻌﺖ اﺑﺎﻫﺮﻳﺮة ﻳﻘﻮل ﺻﻠﻰ اﻟﻨﺒﻰ ﷺ

ﺑﺎﺻﺤﺎﺑﻪ ﺻﻠﻮة ﻧﻈﻦ اﻧﻬﺎ اﻟﺼﺒﺢ ﻓﻘﺎل ﻫﻞ ﻗﺮأﻣﻨﻜﻢ اﺣد قال رجل: اﻧﺎ،ﻗﺎل: اﻧﻰ اﻗﻮل ﻣﺎﻟﻰ اﻧﺎزع

القرآن (ابن ماجه:61)

Суфьян ибн ‘Уейна (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт со слов Зухри (рахматуллахи ‘алейхи), что ибн Акима (рахматуллахи ‘алейхи) сказал: «Я слышал, как Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) говорил, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) был имамом сахабов в намазе. Кажется, это был утренний намаз. (После намаза) Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) спросил: «Делал ли кто-нибудь из вас кыраат?». Один человек ответил: «Я». Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Я тоже подумал, кто старается отнять у меня Коран?»» (Ибн Маджа стр. 61).

У Насаи приводится:

«И люди перестали делать кыраат в намазе, в котором Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал вслух, после того как услышали это». (т.1, стр. 146).

Кыраат муктади запрещается как в джихри намазах, так и в сирри намазах:

ﻋﻦ ﻋﻤﺮان ﺑﻦ ﺣﺼﻴﻦ ان رﺳﻮل اﷲ ﷺ صلي الظهر فجعل رجل يقرأ خلفه بسبح اسم ربك اﻻﻋﻠﻰ  ﻓﻠﻤﺎ  اﻧﺼﺮف  ﻗﺎل  اﻳﻜﻢ  ﻗﺮأ  اواﻳﻜﻢ  اﻟﻘﺎرى  ﻗﺎل  رﺟﻞ  اﻧﺎ  ﻓﻘﺎل قد ظننت أن بعضكم

خالجنيها.

(ﻣﺴﻠﻢ ج١ ص١٧٢، ﻧﺴﺎﻧﻰ ج١ ص١٧٦، اﺑﻮداؤد ج١ ص١٣٦)

‘Имран ибн Хусейн (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вёл зухр намаз и один человек начал читать… После саляма Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) спросил: «Кто из вас читал?». Тот человек ответил, что он.

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Я тоже подумал, что кто-то из вас тревожит меня» (Муслим т.1, стр. 172, Насаи т.1, стр. 176, Абу Дауд т.1, стр. 136).

Имам Насаи (рахматуллахи ‘алейхи) назвал эту главу следующим образом:

ﺗﺮك اﻟﻘﺮأة ﺧﻠﻒ اﻻﻣﺎم ﻓﻴﻤﺎ ﻟﻢ ﻳﺠﻬﺮ ﻓﻴﻪ.

«Несовершение кыраата за имамом, когда он не читает вслух».

Абуль Ахвас передаёт со слов ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху):

ﻛﺎﻧﻮ اﻳﻘﺮأون ﺧﻠﻒ اﻟﻨﺒﻰ ﷺﻓﻘﺎل ﺧﻠﻄﺘﻢ ﻋلي القراءة.

(ﺷﺮح ﻣﻌﺎﻧﻰ اﻵﺛﺎر ج ص١٠٦ﻃﺒﺮاﻧﻰ )

«Сахабы (радиаллаху ‘анхум) читали Коран в намазе за Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), из-за чего Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Вы смешались с моим кыраатом» («Шархуль Ма‘ани» т.1, стр. 106, Табрани).

Джабир (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

ﻣﻦ ﻛﺎن ﻟﻪ اﻣﺎم ﻓﻘﺮأة اﻻﻣﺎم ﻟﻪ ﻗﺮأة

(ﻣﻮﻃﺎاﻣﺎم ﻣﺤﻤﺪ ص٩٨، ﻃﺤﺎوى ص١٠٦، ﻛﺘﺎب اﻵﺛﺎر ج١ ص١٧٠، دارﻗﻄﻨﻰ ج١ ص١٢٢، ﻣﺴﻨﺪ اﺣﻤﺪ ﺑﻦ ﺣﻨﺒﻞ ج٣ ص٣٢٩)

«У кого есть имам, то кыраат имама является его кыраатом»

(« Муатта имам Мухаммад» стр.98, Тахави, стр. 106, «Китабуль Асар» т.1, стр. 170, «Дар Кутни» т.1, стр. 122, «Муснад Ахмад», т.3, стр. 329).

Данный хадис также передаёт Хафиз Ахмад ибн Мани‘ в своём «Муснаде» («Асар Ас-сунан» часть первая, стр. 87).

Этот хадис также находится в Ибн Маджа на стр. 614., но мы специально не привели хадис ибн Маджи, потому что в цепи передатчиков этого хадиса находится имя Джабира Джа‘фи. Услышав его имя, многие «уважаемые» начинают шуметь. Поэтому, оставив этот хадис, привели хадис из “Муатта имама Мухаммада”, цепь передатчиков которого абсолютно не подлежит спору. Конечно же, если кто-нибудь из-за упрямства хочет противоречить, то кто может заставить его молчать.

До этого были приведены высказывания Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), из которых становится известно, что как в джихри, так и в сирри намазах кыраат имама является достаточным для муктади. И обязанности муктади заключаются в том, чтобы во время кыраата имама стоять молча и не читать “ Фатиху” или какую-нибудь другую суру. Это является толкованием высказываний Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и словам Аллаха:

و أذا قرئ القرآن ﻓﺎﺳﺘﻤﻌﻮا ﻟﻪ وأﻧﺼﺘﻮا

«Когда читается Коран, то слушайте его и молчите».

Теперь дальше передаются действия и высказывания сахабов, которые на самом деле являются практическим толкованием и объяснением данного высказывания Аллаха Та‘аля.

Зейд ибн Сабит (радиаллаху ‘анху)

ﻋﻦ ﻋﻄﺎء ﺑﻦ ﻳﺴﺎراﻧﻪ اﺧﺒﺮه اﻧﻪ ﺳﺎل زﻳﺪﺑﻦ ﺛﺎﺑﺖ ﻋﻦ اﻟﻘﺮأة ﻣﻊ الإمام، فقال: لا قلراءة مع الإمام

في شيء   (ﻣﺴﻠﻢ ج١ ص٢١٥، ﻣﺼﻨﻒ ﻋﺒﺪاﻟﺮزاق ج٢ ص١٣٧، ﻣﺼﻨﻒ اﺑﻦ اﺑﻰ ﺷﻴﺒﻪ ج١ ص٣٧٦)

‘Ата ибн Ясар (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что он спросил у Зейда ибн Сабита (радиаллаху ‘анху) о чтении Корана вместе с имамом.

Тот ответил: «Нет кыраата с имамом ни в коем случае»

(Муслим т.1, стр. 215, «Мусаннаф Абдур-Раззак» т.2, стр. 137, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 376).

Абу Дарда (радиаллаху ‘анху)

ﻋﻦ اﺑﻰ اﻟﺪرداء  ﺳﻤﻌﻪ ﻳﻘﻮل ﺳﺌﻞ رﺳﻮل اﷲ  ﷺاﻓﻰ ﻛﻞ ﺻﻠﻮة ﻗﺮأة ﻗﺎل ﻧﻌﻢ  ﻗﺎل رﺟﻞ ﻣﻦ اﻻﻧﺼﺎر وﺟﺒﺖ ﻫﺬه ﻓﺎﻟﺘﻔﺖ اﻟﻰ وﻛﻨﺖ ﺳﺎﻗﺮب اﻟﻘﻮم ﻣﻨﻪ ﻓﻘﺎل ﻣﺎارى اﻻﻣﺎم اذا ام اﻟﻘﻮم اﻻﻗﺪ

(ﻧﺴﺎﺋﻰ ج١ ص١٤٦)كفاهم

Абу Дарда (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Однажды у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) спросили: «Разве в каждом намазе надо читать Коран?». Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: «Да». Один человек из ансаров сказал: «(Тогда) это стало ваджибом».

Затем Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обратил на меня внимание, так как я сидел очень близко к нему. Он сказал: «Когда имам какого-нибудь народа сделает кыраат, то я считаю это достаточным для всех» (Насаи т.1, стр.164).

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума)

ﻋﻦ ﻧﺎﻓﻊ ان ﻋﺒﺪاﷲ ٰ  ﺑﻦ ﻋﻤﺮ ﻛﺎن اذاﺳﺌﻞ ﻫﻞ  ﻳﻘﺮأ اﺣﺪﺧﻠﻒ اﻻﻣﺎم ﻗﺎل اذا ﺻﻠﻰ اﺣﺪﻛﻢ ﺧﻠﻒ

اﻻﻣﺎم ﻓﺤﺴﺒﻪ ﻗﺮأة اﻻﻣﺎم واذاﺻﻠﻰ وﺣﺪه ﻓﻠﻴﻘﺮأ وﻛﺎن ﻋﺒﺪاﷲ اﺑﻦ ﻋﻤﺮ ﻻﻳﻘﺮأﺧﻠﻒ اﻻﻣﺎم

موطأ إمام مالك ص31 ، موطا امام محمد ص95 )

Нафи‘ (рахматуллахи ’алейхи) рассказывает, что если у ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) спрашивали, надо ли делать кыраат за имамом, то он отвечал: «Если из вас кто-нибудь читает намаз за имамом, то кыраат имама является достаточным для него, а если читает отдельно, то ему надо делать кыраат». Нафи‘ (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) не читал Коран за имамом («Муатта» имам Малик стр. 31, « Муатта» имам Мухаммад стр. 95).

Анас ибн Сиррин (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт от ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума):

اﻧﻪ ﺳﺌﻞ ﻋﻦ اﻟﻘﺮأة ﺧﻠﻒ اﻻﻣﺎم ﻗﺎل ﺗﻜﻔﻴﻚ ﻗﺮأة اﻻﻣﺎم . (ﻣﺆﻃﺎ اﻣﺎم ﻣﺤﻤﺪ  ص٩٨)

У ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анху) спросили о чтении суры “Аль-Фатиха” за имамом. Он ответил: «Кыраат имама является для тебя достаточным» («Муватта имам Мухаммад» стр. 95).

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху)

ﻋﻦ اﺑﻰ واﺋﻞ ﻗﺎل ﺳﺌﻞ ﻋﺒﺪاﷲ ﺑﻦ ﻣﺴﻌﻮد ﻋﻦ اﻟﻘﺮأة ﺧﻠﻒ اﻻﻣﺎم  ﻗﺎل اﻧﺼﺖ ﻓﺎن ﻓﻰ اﻟﺼﻠﻮة

ﺷﻐﻼ ﺳﻴﻜﻔﻴﻚ ذاك اﻻﻣﺎم

عبدالرزاق ج2 ص 13(ﻣﺼﻨﻒ اﺑﻦ اﺑﻰ ﺷﻴﺒﻪ  ج١ ص٣٧٦، ﻣﺆﻃﺎ اﻣﺎم ﻣﺤﻤﺪ ص١٠٠, ﻃﺤﺎوى  ج1 ,

Абу Ваиль (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что у ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху) спросили о чтении суры “ Фатиха” за имамом. Он ответил: «Соблюдай молчание, потому что надо быть занятым намазом, а для тебя достаточен имам»

(«Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 376, « Муатта имам Мухаммад», стр. 100, «Мусаннаф ‘Абдурраззак» т.1, стр. 138 и Тахави).

‘Алькама ибн Кайс (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает:

ان ﻋﺒﺪاﷲ ﺑﻦ ﻣﺴﻌﻮد ﻛﺎن ﻻﻳﻘﺮأ ﺧﻠﻒ اﻻﻣﺎم ﻓﻴﻤﺎ ﻳﺠﻬﺮﻓﻴﻪ وﻓﻴﻤﺎ ﻳﺨﺎﻓﺖ ﻓﻴﻪ  (ﻣﻮﻃﺎ اﻣﺎم ﻣﺤﻤﺪ )

«‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) не делал кыраат за имамом ни в джихри, ни в сирри намазах» («Муатта имам Мухаммад», стр. 100).

В “Тафсире ибн Касир” передаётся со слов ибн Джарира (рахматуллахи ‘алейхи):

ﺻﻠﻰ اﺑﻦ ﻣﺴﻌﻮد رﺿﻰ اﷲ ﻋﻨﻪ ﻓﺴﻤﻊ ﻧﺎﺳﺎ ﻳﻘﺮأون ﻣﻊ اﻻﻣﺎم ﻗﺎل اﻣﺎ ان ﻟﻜﻢ ان ﺗﻔﻬﻤوا اما ان

لكم أن تعقلوا «و إذا قرئ القرإن فاستمعوا له و أنصتوا «كما أمركم الله .

(تفسير ابن كثير ج2 ص280)

«‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) читал намаз и услышал, что некоторые люди делают кыраат за имамом. Он сказал: «Когда же вы начнёте понимать, и когда же вы станете благоразумными? Когда читается Коран, то слушайте его внимательно и молчите, как это вам приказал Аллах Та‘аля» («Тафсир ибн Касир» т 2, стр. 280).

Са‘д ибн Аби Ваккас (радиаллаху ‘анху)

اﺧﺒﺮﻧﻰ ﺑﻌﺾ وﻟﺪ ﺳﻌﺪ ﺑﻦ اﺑﻰ وﻗﺎص اﻧﻪ ذﻛﺮﻟﻪ ان ﺳﻌﺪا ﻗﺎل وددت ان اﻟﺬى ﻳﻘﺮء ﺧﻠﻒ اﻻﻣﺎم

و فيه جمرة.

(ﻣﺆﻃﺎ اﻣﺎم ﻣﺤﻤﺪ ص١٠١، ﻣﺼﻨﻒ اﺑﻦ اﺑﻰ ﺷﻴﺒﻪ ج١ ص٣٧٦)

Дауд ибн Кайс рассказывает, как ему рассказали дети Са‘да ибн Ваккаса (радиаллаху ‘анху), что он говорил: «Я бы пожелал (положить) горящий уголь в рот тому, кто делает кыраат за имамом» («Муатта имам Мухаммад», стр.101, «Мусаннаф ибн Аби Шейба » т.1, стр. 376).

ﻗﺎل اﻟﺸﻌﺒﻰ ادرﻛﺖ ﺳﺒﻌﻴﻦ ﺑﺪرﻳﺎ ﻛﻠﻬﻢ ﻳﻤﻨﻌﻮن اﻟﻤﻘﺘﺪى ﻣﻦ اﻟﻘﺮأة ﺧﻠﻒ اﻻﻣﺎم

(روح المعاني ج9 ص154)

Семьдесят сподвижников участвовавших в битве при «Бадре»

Ша‘би (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что он встречал семьдесят бадрских сахабов, все они запрещали кыраат за имамом

(«Рухуль Ма‘ани» т.9, стр. 152).

ﻋﻦ اﻻﺳﻮدﺑﻦ ﻳﺰﻳﺪ وددت ان اﻟﺬى ﻳﻘﺮأﺧﻠﻒ اﻻﻣﺎم  ﻣﻠﺌﻰ ﻓﻮه ﺗﺮاﺑﺎ (مصنف عبد الرزاق ج2 ص138)

Асвад ибн Язид (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «Мне бы хотелось, чтобы рот человека, который делает кыраат за имамом, заполнили землёй» («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр.377, «Мусаннаф Абдур-Раззак» т.2, стр. 138).

Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль Ханафи

А Аллаах знает лучше!

Оставить отзыв »

Просмотров: 966
Яндекс.Метрика