Что предпочтительней – произносить «аминь» про себя или вслух?

Модератор 25.07.2014 3

***

Мы не преувеличим, если скажем, что рассматриваемый вопрос является одним из самых популярных вопросов в разногласиях внутри мусульман. Конечно, у нас вопрос не ставился именно в такой формулировке. А вопрос был поставлен так: «Произносится ли в намазах «аминь» вслух или не произносится?» В действительности, все наши ученые-основатели мазхабов, наши муджтахиды были единодушны во мнении: «Произнесение в намазе «аминь» после суры «Фатиха» является сунной». Однако в вопросе о том, что лучше – произносить «аминь» про себя или вслух, они пошли двумя путями. Некоторые из них, в том числе улемы шафиъитского и ханбалитского мазхабов отмечали, что предпочтительно произносить «аминь» вслух.
Другая группа наших улемов, в частности ученые мазхабов Ханафийа и Маликийа, отмечали, что предпочтительно произносить «аминь» про себя.
Ибо в переданных от Пророка саллаллаху алайхи васаллам хадисах найдены доказательства в пользу обоих этих действий. Впоследствии каждая из сторон приводила свои доводы дабы пояснить, почему они признали именно одну из этих двух форм произнесения. При этом они высказывались и о своих соображениях относительно доводов другой стороны. Знаем ли мы об этих доводах и аргументах или нет, неизвестно. Но известно одно – мы учинили разногласия именно по этим вопросам. И теперь, даже когда все неприятности уже произошли, прося помощи у Аллаха, мы надеемся, все же будет только польза в попытке понять, что же на самом деле произошло по этому вопросу.
Прежде чем приступим к рассмотрению этой темы, я бы хотел засвидетельствовать свое уважение и к тем, кто согласно мазхабу, последователем которой является и ваш покорный слуга, произносит «аминь» в намазе про себя, и к тем, кто совершая намаз, произносит «аминь» вслух. В особенности, выражаю глубокое почтение тем нашим праведным предкам-улемам , совершавшим иджтихад в этом вопросе.

В последующих строках мы абсолютно далеки от намерения высказать даже малейшие неуместные мнения или подобные им высказывания относительно этих почтенных и дорогих людей. Ибо, если их иджтихад был верным, то они заслужили и забрали с собой двойную награду, если были неверными, то забрали одну награду. Наш долг оказывать уважение прошедшим нашим улемам.

АРГУМЕНТЫ УТВЕРЖДАЮЩИХ О ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗНЕСЕНИЯ «АМИНЬ» ВСЛУХ И ОБСУЖДЕНИЕ ИХ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Теперь приведем доводы тех, кто утверждает, что после чтения суры «Фатиха» в намазе «аминь» следует произносить вслух. Наиболее известными представителями этой стороны, как было упомянуто выше, являются мазхабы Шафиъийа и Ханбалийа. В наших древних книгах в этом вопросе они в этом смысле также упоминаются первыми. Поэтому, когда мы пишем «утверждающие о предпочтительности произношения «аминь» вслух», мы подразумеваем и шафиъитов, и ханбалитов, а также и других, помимо них.

Первый аргумент:
Передается от Абу Хурайры радияллаху анха:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда имам произнесет «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин», говорите «аминь». И поистине, тот, чье слово совпадет со словом ангелов, тому будут прощены прошлые грехи».
Передал имам Бухари.
Шафиъиты, ханбалиты и их единомышленники говорят, что в этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам повелевает нам говорить «аминь» вслед за произнесением «аминь» имамом. На этом основании мы должны произнести «аминь».
А те, кто считает преемлимым произнесение «аминь» про себя, а это в основном ханафиты и маликиты, говорят: «Совершенно правильно, что необходимо сказать “аминь” и поэтому мы тоже произносим его. Но в благородном хадисе нет повеления о том, что “аминь” следует произносить вслух! Поэтому вы не можете приводить этот хадис в качестве аргумента в пользу произнесения “аминь” вслух».
И в самом деле, этот хадис может служит аргументом для обеих сторон.

Второй аргумент:
Абу Муса Ашъари радияллаху анху сказал:
«Поистине, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произнес нам хутбу , изложил нам нашу сунну, обучил нас нашим намазам и сказал: “Когда совершаете намаз, становитесь в ряд, пусть один из вас будет вам имамом. Когда он произнесет такбир , вы также произнесите такбир. Когда он произнесёт «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин», скажите «аминь», Аллах примет”».
Передал Муслим.
Об этом благородном хадисе стороны высказывают те же самые слова, что и относительно первого хадиса. Когда же дело доходит до вывода, обнаруживается, что здесь нет никакого утверждения о произнесении «аминь» вслух. В действительности, учитывая то обстоятельство, что произнесение про себя лежит в основе, а произнесение вслух отдельно не оговорено, превалирует утверждение тех, кто за «предпочтительность произносения «аминь» про себя». Также приводятся еще несколько схожих передач хадисов. Хотя в них расходятся некоторые фразы, но в целом смысл идентичен.

Третий аргумент:
Утверждающие о «предпочтительности произнесения «аминь» вслух» приводят еще и другой, нижеприводимый хадис, где Пророк саллаллаху алайхи васаллам произнес «аминь».
Передается от Ваила ибн Худжра ал-Хазрами радияллаху анху:
«Я видел Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, освободившегося после намаза. Я видел Его лицо с этой стороны и с той стороны. И он прочитал «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин», затем протяжно произнес «аминь». Думаю, что он сделал это только для того, чтобы научить нас».
Передал хафиз Абу Бишр ад-Давалиби.
Противоположная же сторона (те, кто за произнесение «аминь» про себя) утверждает, что в этом и других подобных с ним хадисах речь идет о том, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произносил «аминь» будучи имамом. А это, в свою очередь, не может быть основанием для утверждения, что совершающие намаз за спиной имама тоже должны произносить «аминь» вслух. К тому же, в этом хадисе говорится, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам произнес «протяжно», но не «громко». Обычно выговаривание имамом в намазе фраз так, что это слышно тем, кто находится в непосредственной близости от него, не считается произнесением вслух. Ибо как передается во многих сахих (достоверных) хадисах, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в намазах зухр прошептывал некоторые аяты так, что их было слышно тем, кто стоял вблизи от него. А между тем, всем известно, что в полуденном зухр намазе кираат не совершается вслух.
Во-вторых. В другой передаче того же самого хадиса, имам Ахмад, Абу Давуд ат-Тайалуси, Абу Йаъла ал-Мусили, имам Дара Кутни и имам Хаким приводят фразу: «Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам дошел до «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин», он произнес «аминь», понизив голос». Значит, то был намаз, в котором аяты должны были читаться вслух и Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам завершив чтение суры «Фатиха» вслух громким голосом, понижал голос при произнесении «аминь» так, что это могли слышать только те, кто был в первых рядах. К тому же, используя в качестве доказательства слова Ваила ибн Худжра ал-Хазрами радияллаху анху: «Думаю, что он [Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам] сделал это только для того, чтобы научить нас», отмечают, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам если и произнес «аминь» вслух, то только для обучения мусульман. Дело в том, что Ваил ибн Худжр ал-Хазрами радияллаху анху был одним из властных людей Йемена и услышав известие о Пророке саллаллаху алайхи васаллам, он прибыл в Лучезарную Медину чтобы встретиться с ним. Приняв Ислам, он в течение недели учился у Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в том числе обучался и совершению намаза, а затем вернулся на родину. В последующем он рассказал обо всем, что видел и слышал в связи с тем недельным пребыванием.
Самое главное, как это было упомянуто выше, ханафиты утверждают, что даже если Пророк саллаллаху алайхи васаллам и произносил «аминь» вслух, он делал это будучи имамом, и какое же это имеет отношение к произносению «аминь» вслух остальными мусульманами общины?
Видимо поэтому в наши дни даже те, кто в своих действиях руководствуются правилами «для чего нам фикх, когда есть сунна», в своих спорах не приводят вышеупомянутый хадис в пользу произнесения «аминь» вслух.
Саййид Сабик в своей книге «Фикхус сунна» пишет следующее: «Произнесение совершающим намаз «аминь» после суры «Фатиха» есть сунна. В намазах джахрийа (аяты читаются вслух), «аминь» произносится вслух, а в намазах сиррийа (аяты читаются про себя) «аминь» произносится про себя. Как передается от Нуъайма ал Муджмира, он сказал: «Я совершил намаз за спиной Абу Хурайры, он произнес: “Бисмиллахир Рахманир Рахим”, затем прочитал суру “Фатиха”, а когда дошёл до слов “валаз-зооллиин”, он произнес “аминь”. И люди тоже произнесли “аминь”».
Один из улемов хадисоведения Насируддин Албани, кто действует также, как и сам Саййид Сабик, опровергает эти слова, утверждая, что они сказаны не к месту, так как в приведенном предании не отмечено, что слово «аминь» было произнесено вслух. И возможно, повествователь предания стоял близко к имаму и слышал «аминь», произнесенное шепотом.
Затем Саййид Сабик приводит такую цитату: «Когда Ибн Зубайр и те, кто был с ним, произносили «аминь», в мечети слышался громкий голос».
В ответ же Насируддин Албани пишет следующее: «Других произведений, помимо этого, указывающих на произнесение в намазе “аминь” вслух муктадийами нет. А этот не может служить доказательством, так как оно не восходит до Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Поистине, переданы много хадисов о том, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произносил “аминь” вслух. Однако ни в одном из них не сказано, что его сподвижники стоя в намазе за ним тоже произносили “аминь” вслух».
Шейх Насируддин Албаний в продолжении своих слов об этом отмечает, что имам Шафиъи тоже в последующем вернулся к предпочтительности произнесения «аминь» про себя и в своей книге «Умм» написал: «Мне не по нраву, когда произносят его (“аминь”) вслух» .
А это указывает, как самый главный человек, кто утверждал, что «аминь» следует произносить вслух, в последующем, ознакомившись с другими доводами и аргументами, отказался от своего первоначального утверждения.
Мы также хотели бы особо подчеркнуть, что всех часто упоминаемых ныне хадисов, преданий о произносимых наполняя мечеть вслух слова «аминь», ученые мухаддисы детальным описанием отнесли в категорию заиф («слабых») .
Хотя мы и изложили доводы об этом в общих чертах, улемы прошлого провели обстоятельный анализ вопроса, приводя по этому вопросу каждую передачу хадисов. Даже в тех случаях, когда тексты оказывались равносильными, они выясняли, кто из передатчиков более достоверен, и таким образом, пришли к выводу, что «лучше всего произносить «аминь» про себя. Те, кто имеет возможность, могут обратиться к специальной литературе.

АРГУМЕНТЫ УТВЕРЖДАЮЩИХ О ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗНЕСЕНИЯ «АМИНЬ» ПРО СЕБЯ

Как было сказано выше, эта точка зрения отстаивается преимущественно ханафитами. Теперь приведем доводы ханафитских улемов. Прежде всего должно быть отмечено, что улемы ханафитов не стремились побуждать людей последовать только своему мнению, как притязают на то некоторые люди. Для каждого положения они старались приводить ясные доказательства из Куръана и Сунны. Вернее, они старались довести до простых верующих положения, которые были подкреплены аргументами из Куръана и Сунны. Мы можем убедится в этом из приведенных ниже примеров.

Первый аргумент:
«Аминь» — это молитвенное слово. Оно буквально означает «прими», то есть «прими мольбу, прошение». О том, как следует совершать мольбу – произносить дуа , Всевышний Аллах смилостивился известить нас в суре «Аъраф»:
«Молитесь вашему Господу смиренно и скрытно. Поистине, Он не любит преступающих!» (аят 55).
Следовательно, если мы станем произносить «аминь» про себя, тем самым мы последуем этому аяту.

Второй аргумент:
Всем известно, что слово «аминь» не из Куръана. К тому же, оно и не арабское слово. А фраза «аъузу биллахи минаш шайтанир раджим» – из Куръана. И Всевышний Аллах еще предписал ваджибом (обязательным) произносить эту фразу перед чтением Куръана. Тем не менее во время намаза мы произносим «аъузу биллахи минаш шайтанир раджим» про себя. Так почему же тогда слово «аминь» мы должны произносить вслух?!

Третий аргумент:
Передается от Хасана радияллаху анху:
«Самура ибн Джундуб и Имран ибн Хусойн радияллаху анхума предавались воспоминаниям. Самура ибн Джундуб радияллаху анху сказал, что он запомнил от Пророка саллаллаху алайхи васаллам две сакты : во время произнесения такбирул ихрам и освободившись от произнесения «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин». Имран ибн Хусойн радияллаху анху отверг это. Тогда они вдвоем написали Убайй ибн Каъбу радияллаху анху. В ответе им было сказано: «Поистине, Самура запомнил».
Передал Абу Давуд.
Следовательно, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам обычно делал краткие паузы как после такбира перед началом намаза, так и после кираата суры «Фатиха». И как оказалось эту же самую истину в полемиках по этому вопросу также подтвердили почтенные сподвижники.
Ханафитские улемы для подтверждения своих высказываний приводят еще несколько преданий, близких по смыслу этому хадису.

Четвертый аргумент:
Передается от Абу Ваила радияллаху анху:
«Али и Ибн Масъуд не произносили вслух ни «Бисмиллахир Рахманир Рахим», ни «Аъузу биллахи…», ни «аминь».
Передал Табарани.
То обстоятельство, что такие обладатели знаний из сподвижников, как почтенный Али и Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анхума, которые всегда находились рядом с Пророком саллаллаху алайхи васаллам, произносили «аминь» про себя, считается весомым аргументом. В другом одном предании утверждается, что почтенный Умар радияллаху анху тоже произносил про себя «аминь» в намазе .
Ханафитские улемы приводят также и предания с точно таким же смыслом, но с упоминанием имен других сподвижников.

Пятый аргумент:
Намаз считается самым известным и наиболее распространенным из поклонений Аллаху. Пророк саллаллаху алайхи васаллам регулярно совершал пятикратные намазы в составе джамаата (общины) со дня объявления намаза фардом. За каждым намазом Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам внимательно наблюдали тысячи человек. И если бы было предпочтительно произносить «аминь» вслух, то Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал бы об этом ясно и тогда не осталось бы никаких сомнений. Между тем, нет более никаких доказательств кроме того, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам будучи сам имамом, с намерением обучить других, произносил «аминь» так, чтобы было слышно стоявшим в первом ряду сподвижникам. Более того, нет ни одной передачи хадиса, где было бы сообщено, что последовавшие в намазе имаму люди произносили «аминь» вслух.
Дорогой читатель! Мы в очень краткой форме изложили утверждения улемов прошлого по вопросу: «Что правильно и предпочтительно – произнесение «аминь» вслух или про себя?». Также мы привели по этому поводу мнения двух улемов из числа наших современников. Теперь, естественным образом возникает вопрос: стоило ли вновь поднимать этот настолько так тщательно обсужденный в прошлом вопрос? Разумеется, когда вниманию общественности представляется вопрос без предварительного его всестороннего изучения, то непременно возникают такие неприятные ситуации.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

3 комментария »

  1. Толибуль ъильм 31.07.2014 at 12:35 пп - Reply

    Произношение «аминь» про себя после прочтения в намазе суры «Фатиха»
    Некоторые мусульмане утверждают, что у Ханафитского мазхаба нет веских доказательств и аргументов, вытекающих из Сунны Пророка (с.а.в.) относительно произнесения про себя «аминь» после суры «Фатиха». Следовательно «аминь» надо произносить вслух. Уместно ли данное утверждение?
    Необходимо сразу же подчеркнуть, что все положения и действия в ханафитском мазхабе имеют под собой веские доказательства, проистекающие из Сунны Пророка (с.а.в.). А причина того, что некоторые доказательства и аргументы приводились не полностью, заключалась в желании облегчить книги по фикху, сделать их более доступными простому люду. На самом деле, у ханафитских ученых-богословов имеется достаточно веских доказательств и аргументов, относительно произнесения «аминь» после суры «Фатиха» про себя.

    Например:

    • В одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.а.в.) говорится:

    عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ إِذَا قَالَ الْإِمَامُ {غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ} فَقُولُوا آمِينَ فَإِنَّهُ مَنْ وَافَقَ قَوْلُهُ قَوْلَ الْمَلَائِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِه

    «Когда имам произнесёт «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн» вы также произнесите «Аминь», ибо тому, у кого это произнесение «Аминь» совпадёт с произнесением «Аминь» ангелами, будут прощены прошлые грехи [1].

    В другом хадисе говорится:

    عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا قَالَ الْإِمَامُ { غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ } فَقُولُوا آمِينَ فَإِنَّ الْمَلَائِكَةَ تَقُولُ آمِينَ وَإِنَّ الْإِمَامَ يَقُولُ آمِينَ فَمَنْ وَافَقَ تَأْمِينُهُ تَأْمِينَ الْمَلَائِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

    «Когда имам произнесёт «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн» вы также произнесите «Аминь». Так как и ангелы говорят «Аминь», и имам говорит «Аминь». Тому, у кого это произнесение «Аминь» совпадёт с произнесением «Аминь» ангелами, будут прощены прошлые грехи». Этот хадис является «сахих» (достоверным) и передан Абу Хурайрой.

    Ханафитские ученые-богословы, основываясь на том, что в хадисе говорится «…и имам говорит «аминь…», пришли к выводу, что произнесение слова «аминь» про себя (не вслух) после суры «Фатиха» является Сунной. Так как из контекста, из общего смысла хадиса следует, что если имам произносил бы «аминь» вслух, то не было бы необходимости напоминать совершающим за имамом намаз мусульманам («джамаату»), что «…и имам говорит «аминь» подобно ангелам. Выражаясь иначе, вследствие того, что совершающий за имамом намаз «джамаат», не может услышать произнесение ангелами «аминь», а также произнесение имамом «аминь», Пророк Мухаммад (с.а.в.) сообщил мусульманам о том, что «…и ангелы говорят «аминь», и имам говорит «аминь». Истина ведома только Всевышнему Аллаху!.

    2. Слово «аминь» является мольбой-ду’а, смысл которой означает: «О, Всевышний! Прими наши ду’а, наши обращения к Тебе!». В книге Сахих-и Бухари слово «аминь» растолковано именно как «мольба-ду’а». А всякая мольба-ду’а, как правило, должна произноситься про себя.

    В Священном Коране говорится: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» (сура «А’раф», аят 55).

    Напомним, что в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.а.в.) говорится: «Мольба-ду’а произнесённая про себя, в тайне, равна семидесяти произнесенным вслух». К тому же, произнесение про себя, а не вслух всех остальных «ду’а» намаза, таких как «субханака», «субхана раббияль-агля», «субхана раббияль-азим», «ат-тахият», также является доказательством в пользу произнесения «аминь» про себя.

    3. Мольба-ду’а «аминь» не является предпочтительней и важней «Аузу би-ль-Ляхи мина ш-шайтани р-раджим», упоминаемой в Священном Корана. В 98-ом аяте суры «Нахл» Священного Корана говорится об обязательном произнесении перед чтением Корана ду’а «Аузу би-ль-Ляхи мина ш-шайтани р-раджим». Но несмотря на это, данная ду’а в намазе произносится про себя, а не в слух. Аналогично этому, «аминь» также следовало бы произносить про себя, тем более, что ду’а «аминь» не встречается в Священном Коране, не является словом Священного Писания.

    4. К тому же ни в одном из хадисов Пророка (с.а.в.) открыто не приказывается произносить «аминь» вслух, т.е. ни в одном из хадисов не говорится о необходимости произнесения «Аминь» громко. А то, что в сводах хадисов Имама Бухари и Имама Муслима есть хадисы, в которых говорится «…произнесите «аминь», когда имам произнесёт «аминь», не является доказательством предпочтительности произнесения «аминь» вслух. Ученые-богословы Ханафитского и Маликитского мазхабов, а также такие великие ученые-хадисоведы, как например Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани, толковали примененное в тексте вышеуказанного хадиса выражение «…когда имам произнесёт «аминь» в смысле «когда имам должен произнести «аминь», т.е. после последнего аята суры «Фатиха». Выражаясь иначе, «из-за того что мы не можем услышать произнесение имамом «аминь», нам говорится, что мы должны произнести «аминь» тогда, когда это логически должно произойти, т.е. после завершения чтения «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн» (также как и имам произносить про себя). Чтобы и имам, и «джамаат» произносили «аминь» одновременно, текст хадиса толковали именно таким образом. Если данный хадис не будет растолкован таким образом, то придется заключить, что «аминь» следует произносить после того, как имам произнесет «аминь», т.е. не одновременно с имамом, а после него. Ибо в другом хадисе говорится «произносите «Аллаху Акбар» тогда, когда имам произнесет «Аллаху Акбар». А как известно, «джамаат» произносит «Аллаху Акбар» только после того, как имам произнесет «Аллаху Акбар».

    Согласно мнению Хафиза Ибн Хаджара аль-Аскалани, этот хадис следует толковать именно таким образом. В противном случае возникло бы противоречие между этим хадисом и хадисом, в котором говорится «Когда имам произнесёт «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн» вы также произнесите «аминь», т.е. «произнесите «аминь» тогда, когда имам должен произнести «аминь» [2].

    В пользу толкования хадиса «…произнесите «аминь», когда имам произнесёт «аминь», в смысле «произнесите «аминь» тогда, когда имам должен произнести «аминь», можно привести следующий аргумент: все исламские ученые толковали выражение «когда встаете на намаз» (из аята Священного Корана в котором говорится «мойте лица и руки до локтей когда встаете на намаз»), в смысле «когда должны встать на намаз». Ибо, после того как встанут на намаз, тахарат (омовение) не берут.

    5. Тем которые не следуют мазхабам и ограничились во многих вопросах мы приводим сказанное им в своей книге ответом своих шейхов Альбани, в своей книге «Тамам-уль минна фит-талик ала фикх-ус-сунна», по поводу произнесения «аминь» после суры «Фатиха» пишет следующее: «У тех, кто утверждает о необходимости произнесения «аминь» вслух, нет иных доказательств, кроме предания гласящего, что «… Зубайр и совершавшие с ним намаз произносили «аминь» так, что в мечети был слышен гул (громкий голос)». Но это предание не может служить доказательством необходимости произнесения и «джамаатом» «аминь» вслух, так как оно не восходит прямо к Пророку (с.а.в.), т.е. не является «марфуг». Да, до нас дошли хадисы, в которых говорится о произнесении Пророком (с.а.в.) «аминь» вслух. Но ни в одном из них не говорится о произнесении и «джамаатом» (сахабами, совершавшими намаз вместе с Пророком (с.а.в.)) «аминь» вслух. Известно и то, что слово «аминь» является мольбой-ду’а, а мольба- ду’а как правило произносится про себя. Ибо Всевышний говорит в Священном Коране «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» [3].

    Вышеприведенные высказывания являются прямыми, без каких-либо комментариев словами Альбани. Согласно его мнению, нет достоверных («сахих») хадисов Пророка (с.а.в.) доказывающих, что сахабы вместе с Пророком (с.а.в.) произносили «аминь» вслух.

    В риваяте переданном от Атаа говорится:

    وقال عطاء : أدركت مائتين من الصحابة في هذا المسجد إذا قال الإمام : ولا الضالين سمعت لهم رجة آمين «

    «В этой мечети я видел около двухсот сахабов. Когда имам произносил «аминь», я слышал гул произнесения и сахабами «аминь». Насруддин Альбани охарактеризовал его в качестве «слабого» (даиф) [4].

    Имея в виду, что ни в одном из хадисов Пророка (с.а.в.) открыто не указывается произносить «аминь» вслух, поясним почему ученые-богословы ханафитского мазхаба толкуя хадисы заключили, что только Пророк (с.а.в.) когда предстоял в качестве имама на намазе произносил «аминь» вслух.

    1. Возможно что, только те сахабы, которые во время намаза стояли ближе к Пророку (с.а.в.) и имели возможность слышать его произнесение «аминь», в последующем и передали высказывания, гласящие, что Пророк (с.а.в.) произносил «аминь» вслух. Но то, что могут услышать только стоящие по близости, не может быть растолковано в качестве «произнесения вслух», подобно чтению вслух Корана во время намаза. Так как в некоторых случаях даже произнесённое шепотом может быть услышано находившимися по близости. В книге «Дурруль-мухтар» сказано: «Если произнесенное может быть услышано только одним или двумя, то это не считается произнесенным вслух» [5]. То есть, если произнесенное Пророком (с.а.в.) было услышано только несколькими находившимися поблизости, это не будет означать, что он произнес это вслух. Не существует ни одного «сахих» (достоверного) хадиса, в котором говорилось бы о произнесении Пророком (с.а.в.) «аминь» во всеуслышание, или как было передано выше со слов Насруддина Альбани, не существует ни одного «сахих» (достоверного) хадиса, в котором говорилось бы о произнесении «аминь» вслух сахабами, совершавшими намаз за Пророком (с.а.в.). К тому же Альбани охарактеризовал переданный Абу Хурайрой (р.а.) и приведенный ниже хадис из свода хадисов Абу Дауда как «слабый» (даиф):

    عن أبي هريرة قال ترك الناس التأمين وكان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا قال (غير المغضوب عليهم ولا الضالين) قال آمين حتى يسمعها أهل الصف الأول فيرتج بها المسجد .

    «Люди перестали произносить «аминь», хотя Пророк (с.а.в.) произносил «аминь» после «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн». Стоявшие в передних рядах слышали это …. (и в мечети стоял гул от произнесения сахабами «аминь») [6].

    Следовательно, этот риваят не может быть доказательством произнесения «джамаатом» ду’а «аминь» вслух. Этот хадис не достоверный.

    2. Возможно Пророк (с.а.в.) произносил «аминь» вслух до определенного времени, чтобы научить мусульман произносить ду’а «аминь» после суры «Фатиха». Например, с целью научить других мусульман Омар ибн Хаттаб (р.а.) мольбу-ду’а «Субханака», а Абу Хурайра (р.а.) «Аузу би-ль-Ляхи мина ш-шайтани р-раджим» иногда произносили вслух [7].

    عن أبي سكن حجر بن عنبس الثقفي قال : سمعت وائل بن حجر الحضرمي يقول:

    « رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم حين فرغ من الصلاة حتى رأيت خده من هذا الجانب ومن هذا الجانب وقرأ (غير المغضوب عليهم ولا الضالين) فقال : » آمين « يمد بها صوته ما أراه إلا يعلمنا »

    Было передано от Абу Сакана Худжра ибн Ганбаса ас-Сакафи: «Я слышал, что Уайл ибн Худжра аль-Хадрами сказал: «Я увидел Пророка (с.в.в.) после молитвы. Он, после «Гайри-л-магдуби ‘алайхим ва ла-д-даллийн», произнес «аминь» несколько растянув его. По-моему, он сделал так только с целью научить нас» [8]. Все передатчики данного хадиса являются «надежными». Только Яхия ибн Салама, согласно мнению некоторых ученых, был охарактеризован как «ненадежный», хотя такие известные ученые как Хаким, ибн Хиббан, охарактеризовали его в качестве «надежного». Как видно, передавший этот хадис Уайл ибн Худжр, объясняет причину того, почему Пророк (с.а.в.) после суры «Фатиха» произнес «аминь» вслух, его намерением научить сахабов произносить «аминь» после чтения суры «Фатиха» в намазе.

    Если мы учтем тот факт, что большинство хадисов сообщающих нам о том, что Посланник Аллаха (с.а.в.) произосил «аминь» вслух, дошли до нас именно от Уайл ибн Худжра, то можно увидеть насколько обоснованы мнения ученых ханафитского мазхаба относительно того, что Пророк (с.а.в.) произносил «аминь» вслух в целях обучения сахабов. Если Пророк (с.а.в.) постоянно произносил бы «аминь» вслух, то такие известные и близкие к Посланнику Аллаха (с.а.в.) сахабы, как Омар ибн Хаттаб (р.а.), Али ибн Абу Талиб (р.а.), Ибн Масуд (р.а.) не стали бы произносить «аминь» про себя.

    Абу Саид передал нам следующее: «Ни Омар ибн Хаттаб, ни Али ибн Абу Талиб не произносили «Бисмиллахир-рахманир-рахим» и «аминь» вслух». Все «равии» передавшие этот хадис, считаются надежными. Но только Абу Саид аль-Баккал считался «мудаллисом», однако и он был охарактеризован как «надежный». А риваяты переданные «надежными мудаллисами» согласно мнению многих ученых- хадисоведов, например согласно мнению Ибн Хаджара, оцениваются как «правильные».

    У ученых ханафитского и маликитского мазхабов есть еще множество других доказательств относительно предпочтительности произнесения «аминь» про себя. Но в связи с ограниченностью объемов статьи мы вынуждены ограничиться приведенными выше доказательствами.

    Примечание:

    В настоящее время среди мусульман Казахстана довольно часто происходят споры на тему, как предпочтительней произносить «аминь» после суры «Фатиха», вслух или же про себя? Прежде всего не следует забывать о том, что ученые-богословы четырех мазхабов по-разному толковали Сунну Пророка (с.а.в.) касающейся произнесения «аминь». Так, ученые-богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов пришли к выводу о предпочтительности (т.е. о соответствии Сунне) произнесения «аминь» вслух, а ученые-богословы ханафитского и маликитского мазхабов заключили о предпочтительности (т.е. о соответствии Сунне) произнесения «аминь» про себя. У каждого из мазхабов есть свои аргументы и доказательства, вытекающие из шариата, точнее из толкования соответствующих хадисов. Следовательно, когда мы приводили аргументы ученых-богословов ханафитского мазхаба, мы не ставили перед собой цели опровержения аргументов других мазхабов, утверждающих о соответствии Сунне произнесения «аминь» вслух. Нашей единственной целью было показать, что мнение ученых-богословов ханафитского мазхаба о желательности произнесении «аминь» про себя не является чем-то необоснованным или тем более «нововведением» (бид’ат), а наоборот основано на веских аргументах и доказательствах, вытекающих из толкования соответствующих хадисов.

    Откровенно говоря, тема касательно метода произнесения «аминь» не является столь первостепенной и основополагающей в Исламе, чтобы на ней зацикливать свое внимание, «ломать копья», сеять семена непонимания и еще хуже, раздора между братьями по вере. А то, что на самом деле является важным, так это искреннее произнесение ду’а «аминь» после суры «Фатиха» и, чтобы это искреннее произнесение совпало с произнесением его ангелами, дабы были прощены наши прошлые грехи. В целях сохранения единства мусульманской общины, а также, чтобы не вызывать у мусульман, только начавших изучать основы Ислама и совершать намаз, смятение, и вследствие того, что мусульмане Казахстана веками придерживались ханафитского мазхаба, всем мусульманам Казахстана вне зависимости от мазхаба было бы правильным произносить «аминь» про себя.

    Произнесение слова «аминь» после суры «Фатиха» является Сунной, а метод произнесения «аминь» вслух или же про себя, является толкованием, пониманием Сунны. Однако установление и сохранение единства и сплоченности мусульманской общины Казахстана, да и всей исламской уммы, является одной из наиважнейших обязанностей («фард») каждого верующего. Следовательно, непозволительно нарушать единство общины последнего Посланника Всевышнего (с.а.в.) ради утверждения определенного толкования Сунны.

    [1] Бухари/1-108. Хадис привел Абу Хурайра.
    [2] Мухаддис Зафар Ахмад, Илаус-сунан, 2-й том, стр.231
    [3] Мухаммад Насруд-дин Альбани, «Тамам-уль минна фит-талик ала фикх-ус-сунна», Мактабат-уль-Исламия, Дарур-райа лин-нашр, 1988 г., 2-ое издание, стр.177
    [4] Мухаммад Насруддин Албани, Тамамул-минна фит-та’лик ала фикхус-сунна, 177-стр, Мактабатул-исламия, «Дарур-райа лин-нашр», 2-издание, 1988 г.
    [5] Мухаддис Зафар Ахмад. «Илаус-сунан», 2-й том, 247 стр
    [6] Мухаммад Насруддин Албани, Сахих уа даиф Ибн Маджа.
    [7] Мухаддис Зафар Ахмад, Илаус-сунан, 2-том, 240-стр.
    [8] Мухаддис Зафар Ахмад, Илаус-сунан, 2-том, 237-стр.

  2. Биляль 31.10.2014 at 11:29 пп - Reply

    Ассаляму алейкум! Я живу в местности где ДУМ придерживается ханафитского мазхаба, сам я шафиит и в нашем мазхабе аминь произносится вслух, но когда я читаю в мечетях где имам ханафит я следую ему и произношу аминь про себя, как делают ханафиты, я делаю так изза уважэния к имаму . Вопрос: правильно ли я делаю ил мне надо придерживаться своего мазхаба всегда???

  3. На пути Аллаhа 27.12.2014 at 12:20 дп - Reply

    Пророк салляллаху алейхи ва саллям сказал:’Имам поставлен для того, что бы за ним следовали!’ Сахих хадис передает Муслим. Для мусульман следующих Корану и Сунне после этого хадиса не должно быть вопросов следовать за имамом или нет! Нет ни одного далеля что можно не следовать за имамом! Сахабы всегда следовали своим имамам даже если те, ошибались, а сегодня сектанты даже за имамами ханафитами которые следуют сунне не хотят следовать.

Оставить отзыв »

Просмотров: 1 490
Яндекс.Метрика