Заметка о количестве ракаатов в таравихе с точки зрения четырех мазхабов ахли сунна

Администратор 08.05.2019 0
Заметка о количестве ракаатов в таравихе с точки зрения четырех мазхабов ахли сунна

Намаз таравих состоит из двадцати ракаатов (не считая витра), на основании консенсуса (иджма, единогласного мнения) сподвижников, да будет доволен ими Аллах

Большинство обладателей знания (и это мнение также подтверждается консенсусом сподвижников), считает, что лучше совершать намаз таравих в 20 ракаатов.

Консенсус (иджма) сподвижников (по поводу того что таравих 20 ракаатов) передают Ибн Абдульбарр в «аль-Истизкар» V/157, Ибн Кудама в «аль-Мугни» II/604, аль-Касани в «Бадаи’ ас-санаи’» I/288, аз-Зайляи в «Табйин аль-хакаик» I/178, и аль-Бухути «Кашшаф аль-кына’» I/425, да смилуется над ними Аллах.

Сообщается от ас-Саиба бин Язида, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

«[Люди] совершали таравих во времена Умара бин аль-Хаттаба по двадцать ракаатов». Этот асар передал аль-Байхакы в «ас-Сунан» (II/496). На его достоверность указали ан-Навави в «аль-Маджму’» (IV/32), аз-Зайляи в «Табйин аль-хакаик» (I/178), аль-Иракы в «Тарх ат-тасриб» (III/97), Ибн аль-Муляккын в «аль-Бадр аль-мунир» (IV/350), и ас-Субки, как это передал от него ас-Суютый в «аль-Масабих фи салят ат-таравих» (стр. 28).

Также имам Малик передал от Язида бин Руумана, который сказал: «[Люди] совершали таравих во времена Умара бин аль-Хаттаба по двадцать три ракаата», см. «аль-Муватта» (хадис № 303).

Также передал Ибн Абу Шейба от Яхьи бин Саида: «Что, Умар бин аль-Хаттаб приказал одному человеку встать и совершать с ними по двадцать ракаатов», см. «аль-Мусаннаф» (II/393).

В пользу этих двух асаров – асар Ибн Руумана и асар Яхьи бин Саида (даже если в их иснадах есть разрыв), свидетельствуют асары, приведённые ранее, и те, что будут приведены ниже по тексту.

Также передал Абдурраззак от ас-Саиба бин Язида, что он, да будет доволен им Аллах, сказал: «Умар, да будет доволен им Аллах, собрал людей в рамадан, поставив для них в качестве имамов Убайя бин Ка’ба и Тамима ад-Дари, и они совершали двадцать один ракаат», см. «аль-Мусаннаф» (хадис № 7730).

Имам Мухаммад бин Наср аль-Марвази, да смилуется над ним Аллах, в книге «Мухтасар кыйам аль-ляйль» (стр. 95) привел множество асаров (преданий) относительно этого.

Ата бин Абу Рабах, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я застал людей, [из сподвижников] которые совершали двадцать три ракаата вместе с витром», это передал Ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» (II/393).

Аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Вот так я застал в нашем городе Мекке. (Таравих) совершали по двадцать ракаатов», см. «Сунан ат-Тирмизи» (хадис № 806).

Ат-Тирмизи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Большинство обладателей знания считало – на основании того, что передано от Умара, Али и других сподвижников – что таравих двадцать ракаатов», см. «Сунан ат-Тирмизи» (хадис № 806).

Ибн Абдульбарр, да смилуется над ним Аллах, сказал: «И относительно этого не было разногласий среди сподвижников», см. «аль-Истизкар» (V/157).

Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах, сказал: «И это подобно (иджма) консенсусу… То, что сделал Умар, и сподвижники в его время единогласным мнением в отношении этого — более чем кто-либо заслуживают того чтобы им следовать», см. «аль-Мугни» (II/604).

Аль-Касани, да смилуется над ним Аллах, сказал: «И это (то есть поступок Умара и других сподвижиков) будет их консенсусом в отношении данного вопроса», см. «Бадаи’ ас-санаи’» (I/288).

Тоже самое сказал Аз-Зайляи и Аль-Бухути, да смилуется над ними Аллах. См. «Табйин аль-хакаик шарх канз ад-дакаик» (I/178), «Кашшаф аль-кына’» (I/425).

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Он (то есть сподвижник Умар) приказал совершать его (таравих), таким образом, среди мухаджиров и ансаров и никто не возразил ему», см. «Маджму’ аль-фатава» (XXIII/288).

Основываясь на этом можно сказать, что данное мнение и положение и есть мазхаб ханафитов, шафиитов и ханбалитов, а также одно из двух мнений маликитов, см. «аль-Мабсут» ас-Сарахси (II/144), «Бадаи’ ас-санаи’» аль-Касани (II/604), «Хашия» Ибн Абидина (II/45), «Бидайат аль-муджтахид» Ибн Рушда (I/219), «аль-Фаваких ад-давани» ан-Нафрави (I/318), «Шарх мухтасар Халиль» аль-Хараши (II/8), «Фат аль-Азиз» ар-Рафи’и (IV/264), «аль-Маджму’» ан-Навави (IV/31), «аль-Фуру’» Ибн аль-Муфлиха (II/372), и «аль-Инсаф» аль-Мардави (II/180).

Аль-Касани даже сказал: «И это мнение преобладающего большинства обладателей знания».

Ибн Таймийя сказал: «И это то, что исполняется большинством мусульман».

Ан-Нафрави сказал: «И это сейчас выполняется в большинстве стран».

Абу аль-Хасан аль-Адави аль-Малики в своем труде «Хашийа аля Мухтасар Халиль» аль-Хараши (II/9) сказал: «То, что стало выполняться людьми и дошло до нашего времени во всех странах, это именно то, вокруг чего собрал людей Умар бин аль-Хаттаб, то есть: двадцать три ракаата вместе с витром».

Ибн Абидин сказал: «И это выполняется людьми на востоке и на западе».

От Имам Малика передается другое мнение, которое считается более известным в маликитском мазхабе, что [таравих] состоит из тридцати шести ракаатов. Это передает от него автор «аль-Мудаввана» (I/287), также Ибн Рушд в «Бидаят аль-муджтахид» (I/219)

Маликиты считают, что оба этих мнения допускаются – и двадцать три, и тридцать шесть ракаатов, об этом также рассказал Ибн Абу Зейд аль-Кайравани в «ар-Рисаля» и подробно разъяснил ан-Нафрави в её комментарии. Доказательством Малика является то, что так совершали [таравих] жители Медины. В своих комментариях маликиты разъяснили, что жители Медины совершали двадцать три ракаата, а затем, после смуты «ал-харра» пришёл Умар бин Абдульазиз и установил [таравих] в тридцать шесть ракаатов, когда людям стало тяжело выстаивать продолжительные двадцать ракаатов. Также это основано на том, что ад-Дардир аль-Малики в «аш-Шарх аль-кабир аля Мухтасар Халил» упомянул эти слова и затем сказал: «Однако то, как поступали предшественники и их первые последователи, это двадцать три [ракаата]» (I/316).

Абуль-Аббас аль-Карафи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Обычно истина не ускользает от подавляющего большинства», см. «аль-Фурук» (II/216).

Интересная история: Абу Зур’а аль-Иракы, да смилуется над ним Аллах рассказывает: «Когда мой отец, да смилуется над ним Аллах, (аль-Хафиз Зейнуд-дин аль-Иракы), стал имамом мечети Медины, он возродил их старую сунну в отношении этого – то есть тридцать шесть ракааата – принимая во внимание то, чего придерживается большинство. Он совершал привычный таравих в первую часть ночи в двадцать ракаатов, а затем в последнюю треть ночи совершал шестнадцать ракаатов, и дважды полностью прочитывал весь Коран в коллективном намазе. Так продолжали поступать жители Медины после него, и они поступают так и до сих пор», см. «Тарх ат-тасриб» (III/98).

Совершать более одиннадцати ракаатов в рамадан разрешается, относительно этого существует консенсус (иджма) обладателей знания, этот консенсус передают Ибн Абдульбарр, Ибн Таймийя, Ибн Дакык аль-Ид, аль-Иракы, Ибн аль-Муляккын, кадий Ийад и другие ученые. См. «аль-Истизкар» (V/244), «Тарх ат-тасриб» (III/50), «аль-И’лям би-фаваид умдат аль-ахкам» (III/545), «Икмаль аль-му’лим» (III/82) и «Шарх Муслим» ан-Навави (VI/19).

Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «А кто полагает, что относительно ночного намаза в рамадан есть точно установленное количество ракаатов от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое не может быть увеличено или уменьшено, тот ошибся», см. «Маджму’ аль-фатава» (XXII/272).

Что же касается асара, переданного у Малика в «аль-Муватта» (хадис № 302) и у Ибн Абу Шейбы в «аль-Мусаннаф» (II/393) от ас-Саиба бин Зейда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Умар бин аль-Хаттаб приказал Убайю бин Ка’бу и Тамиму ад-Дари совершать с людьми по одиннадцать ракаатов», то на это ответили целый ряд обладатель знания:

Умар, да будет доволен им Аллах, в начале объединил людей вокруг совершения одиннадцати долгих ракаатов, так как их совершал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Когда люди стали слабыми и им оказалось тяжело совершать долгий таравих, он велел им совершать двадцать три ракаата, делая намаз менее утомительным. Таким образом никакой асар не противоречит друг другу в данном вопросе. Это упоминает целый ряд учёных, такие как хафиз аль-Байхакы в «ас-Сунан аль-кубра» (II/496), Ибн Хабиб аль-Малики в «ан-Навадир уа-з-зийадат» (I/522), Ибн Абдульбарр в «аль-Истизкар» (V/154), ат-Тартуши в «аль-Хавадис уа-ль-бида’» (стр. 39), Ибн Таймийя в «Маджму’ аль-фатава» (XXIII/113), Санад аль-Малики в «ат-Таудых шарх Мухтасар Ибн аль-Хаджиб» (II/98), ас-Суюты в «аль-Масабих фи салят ат-тарафих» (стр. 39) от ас-Субки, Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (IV/253), и другие, да смилуется над всеми ними Аллах. Поэтому Ибн Таймийя упомянул, что жители Медины, когда стали слабы и оказались не в состоянии выстаивать подолгу на намазах, увеличили количество ракаатов настолько, что оно достигло тридцати шести, см. «Маджму’ аль-фатава» (XXIII/113).

Также на это есть и другой ответ: то, что эта версия «об одиннадцати ракаатах» в хадисе ас-Саиба имеет слабые места, и это упомянул Ибн Абдульбарр, да смилуется над ним Аллах, см. разъяснение слабости этой версии в «аль-Истизкар» Ибн Абдульбарра (V/154), и работу «Адад ракаат ат-таравих» шейха Ибрахима ас-Субайхи (стр. 80).

Вывод:

Шейх Салих бин Абдуллах аль-Усайми (член Комитета крупнейших учёных), упомянул, что положение людей относительно намаза таравих имеет три степени:

Первая: пророческое состояние, когда совершается меньше ракаатов, но намаз совершается подолгу;

Вторая: состояние праведных предшественников, когда совершается большее количество ракаатов, но сами ракааты намаза короче;

Третья: состояние поздних (в том числе современных) поколений, когда совершается меньшее количество ракаатов и короче совершается сам намаз, и это – порицаемое состояние, достойное осуждения.

Тот, кто желает совершать намаз так, как совершал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по объёму и по содержанию, совершает одиннадцать долгих ракаатов (по несколько часов); а кто не может – пусть поступает так, как поступали праведные предшественники из числа сподвижников и их последователей: они увеличили количество ракаатов, но сделали их продолжительность короче. Что же касается того новшества, которое придумали жившие позже них, начав совершать намаз в одиннадцать коротких ракаатов, и говоря при этом «Мы совершаем их так, как их совершал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует» то это ошибка, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал по количеству и по содержанию, а не только по количеству.

См. его пояснение к работе Ибн База «О достоинствах поста рамадана и его намаза» (стр. 38).

Автор статьи: Абдульазиз бин Сулейман аль-Харбуш, в предвечернее время среды, 27-ого шабана, 1438-ого года хиджр.

Исправления и дополнения к тексту были закончены в ночь на среду 23-его шабана 1439-ого года хиджры.

Оставить отзыв »

Просмотров: 534
Яндекс.Метрика