Заперетные времена для совершения намаза.

Администратор 16.11.2016 0
Заперетные времена для совершения намаза.

 

В СЛЕДУЮЩИЕ ПЕРИОДЫ ЧИТАТЬ НАМАЗ НЕЛЬЗЯ

1) Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.

В «Сахихе» Муслима передали хадис:

عن عقبة بن عامر قال ثلٰث ساعات كان رسول الله ﷺ ينها نا ان نصلى فيهن اونقبر فيهن موتانا حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس وحين تضيف الشمس للغروب حتى تغرب (ج١ ص٢٧٦، بلوغ المرام ص١٣)

‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) запретил нам читать намаз или хоронить своих мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью». (Муслим т.1, стр.276, «Булугуль марам» стр. 13).

В этих случаях нельзя читать намаз джаназа, потому что под словами хадиса او نقبر فيهن موتانا («хоронить своих мёртвых») единодушно понимается намаз джаназа, иначе во всех вышеуказанных периодах никто не запрещает хоронить мёртвых. Совершать сажда тилават тоже не разрешается, потому что оно входит в значение намаза1.

Конечно же, ‘аср намаз текущего дня разрешается читать во время захода солнца, но нельзя читать фаджр намаз во время восхода солнца по той причине, что время фаджр намаза заканчивается, как только солнце начинает подниматься, а время ‘аср намаза, когда солнце начинает садиться, не заканчивается, пока оно полностью не зайдет. Нет сомнения, что во время захода солнца время ‘аср намаза становится неполноценным и совершение какого-то ваджиба зависит от времени, потому что ваджиб, совершенный в неполноценное время, также становится неполноценным. И выполнение его тоже становится неполноценным. В случае фаджра перед восходом солнца время фаджра является полноценным, поэтому совершение фаджра в это время является полноценным, и сразу, после того как солнце начинает подниматься, время фаджра истекает, по этой причине совершенный ваджиб совершать неполноценным образом не разрешается.

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

اذا ادرك احد كم سجدة من صلوٰة العصر قبل ان تغرب الشمس فليتم صلوٰته (بخارى ج١ ص٦٨

«Если кто-нибудь из вас успеет совершить хоть одно сажда ‘аср намаза до захода солнца, пусть доводит этот намаз до конца2». (Бухари т.1, стр.79).

ПОСЛЕ ФАДЖР И АСР НАМАЗА

После фаджра до восхода солнца и после ‘асра до захода солнца не разрешается читать никакой суннат или нафль намаз.

عن ابى سعيد الخدرى قال قال رسول الله ﷺ لاصلوٰة بعد الصبح حتٰى ترتفع الشمس ولاصلوٰة بعد العصر حتى تغيب الشمس(بخارى ج١ ص٧٢، مسلم ج١ ص٢٧۵

Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра, пока солнце полностью не зайдет». (Бухари т.1, стр.82, Муслим т.1, стр.275).

‘Умар ибн Хаттаб, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас и Абу Хурайра (радиаллаху ‘анхум) также передали хадисы о запрещении совершения намаза в данное время. (Бухари т.1, стр.82, Муслим т.1, стр.275).

В другом хадисе сказано:

عن معاوية قال انكم لتصلون صلوٰة لقد صحبنا رسول الله ﷺ فمارأيناه يصليهما وقد نهى عنهما يعنى الركعتين بعد العصر(بخارى ج١ ص٨٣

Муавия (радиаллаху ‘анху) (обращаясь к людям) сказал: «Вы совершаете сейчас намаз, а мы сопровождали Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), но никогда не видели, чтобы он читал намаз в это время, т.е. два рака‘ата после ‘аср намаза». (Бухари т.1, стр.83).

После фаджра до восхода солнца не разрешается читать суннаты фаджра, как это очевидно из вышеприведённых хадисов. Кроме них, посмотрите следующий хадис.

عن ابى هريرة قال قال رسول الله ﷺ من لم يصل ركعتى الفجر فليصلهما بعد ماتطلع الشمس (ترمذى ج١ ص۵٧

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто не успел читать два рака‘ата суннат утреннего намаза, тот пусть читает их после восхода солнца». (Тирмизи т.1, стр. 57).

Все хадисы, в которых подтверждается чтение сунната после фаджр намаза, являются слабыми. (см. Тирмизи т.1 стр.57, «Асар Ас-сунан» т.1, стр. 34-37 вместе со сноской).

Человек, который пропустил утренний намаз, пусть восполнит его вместе с суннатами после восхода солнца. Сначала надо читать суннат, а затем фарз, как это сделал Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в “лейлатут-та‘рис”3. (Муслим т.1, стр.238, Абу Дауд т1, стр.79, Насаи т.1,стр.135)

ПОСЛЕ РАССВЕТА

После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом. Несмотря на стремление и желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.

عن عبدالله بن عمر عن اخته حفصة قالت كان رسول الله ﷺ اذا طلع الفجر لايصلى الاركعتين خفيفتين (بخارى ج١ ص١۵٧، مسلم ج١ ص٢۵٠، واللفظ له و ترمذى ج١ ص۵٦)

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари т.1, стр.157, Муслим т.1, стр.250, Тирмизи т.1, стр. 56)

ПОСЛЕ ЗАХОДА СОЛНЦА

Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше.

عن ابي ايوب قال قال رسول الله ﷺ لايزال امتى بخير او قال على الفطرة مالم يؤخروا المغرب (ابو داؤد ج١ ص٧۵)

Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:«Моя община всегда будет во благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз». (Абу Дауд т.1, стр.75, Ибн Маджа, стр.50, передал ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху), «Мишкат» т.1, стр.61).

В хадисе, переданном Таусом (рахматуллахи ‘алейхи), сказано:

سئل ابن عمر عن الركعتين قبل المغرب فقال مارأيت احدا يصليها على عهد رسول الله ﷺ (ابو داؤد ج١ ص١٩٨

У ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) спросили о двух рака‘атах перед магрибом. Он сказал: «Я не видел во время Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) никого, кто бы читал эти два рака‘ата».(Абу Дауд т1. стр.198).

Праведные халифы Абу Бакр (радиаллаху ‘анху), ‘Умар (радиаллаху ‘анху), ‘Усман (радиаллаху ‘анху) и т.д. перед магрибом не читали никакой нафль намаз, а читали только магриб намаз. («Асар Имам Мухаммад», стр. 374, «Канзул ‘Уммаль» т.4, стр. 192, передал Мансур от своего отца).

ВО ВРЕМЯ ХУТБЫ

Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Надо внимательно слушать хутбу.

В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано:

ثم يصلى ماكتب له ثم ينصت اذا تكلم الامام (بخارى ج١ ص١٢١ و ١٢٤

«Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам читает хутбу». (Бухари т.1, стр.121, 124).

Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт:

اذاقعد الامام على المنبر فلاصلوٰة (مصنف ابن ابى شيبه ج٢ ص١١١

«Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на минбар». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр.111).

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

اذا دخل احدكم المسجد والامام على المنبر فلا صلوٰة ولا كلام حتى يفرغ الامام رواه الطبرانى فى المعجم الكبير (مجمع الزوائد ج٢ ص١٨٤

«Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу». (от Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз заваид» т.2, стр.184).

Хадисы по этой теме приводятся на следующих страницах.

Примечание

1. Но если как раз в данное время было подготовлено джаназа или прочитали аят саджда в это время, то в этом случае совершить намаз джаназа и сажда тилават разрешается. Если приготовили джаназа или прочитали аят сажда в запрещённое время, то их надо будет совершать в текущее запрещённое время, (так как они стали обязательными в запрещённое время, поэтому совершать их можно в запрещённое время).

2. Человек может сказать, что тот же самый приказ относится к намазу фаджр, тогда почему нельзя совершать фаджр намаз во время восхода солнца? Ответ на этот вопрос следующий. Возникло противоречие с хадисом, переданным ‘Укбой ибн ‘Амиром (радиаллаху ‘анху): первый хадис запрещает намаз во время захода и восхода солнца, а последний хадис разрешает. В связи с этим сделали принципиальный вывод. При восходе солнца время фаджр намаза заканчивается, а при заходе время ‘аср намаза не заканчивается, пока оно полностью не зайдет. Поэтому в случае времени ‘аср намаза из-за предпочтения части хадиса можно допускать неполноценность времени, а в случае фаджр намаза нет причины допускать неполноценное время, так как это будет противоречить хадисам о времени фаджр намаза.

3. Под «лейлятут-та‘рис» подразумевают остановку на привале в последней части ночи. Однажды ночью Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в пути со сподвижниками. В конце ночи перед рассветом они разбили лагерь в одном месте. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Билялю (радиаллаху ‘анху) не спать, чтобы после наступления рассвета дать азан и разбудить всех людей. После этого Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и все сподвижники заснули, и Биляль (радиаллаху ‘анху) прислонился спиной к своей верблюдице лицом в сторону востока, так как оттуда появляется рассвет, но, как и другие, он тоже был уставшим и, прислонившись, также уснул. Все уснули, никто не смог проснуться, пока солнце не взошло. Самый первый проснулся Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он сразу разбудил всех и спросил у Биляля (радиаллаху ‘анху): «Почему, Биляль, что с тобой случилось?». Биляль (радиаллаху ‘анху) ответил: «О Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Кто усыпил тебя, Тот усыпил и меня». Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Пойдемте отсюда, это место обитания шайтанов», после этого все люди отошли оттуда и, немного пройдя, дали азан для фаджр намаза. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и все его сподвижники прочитали два рака‘ата суннат, а затем читали фаджр с джама‘атом.

Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»

Оставить отзыв »

Просмотров: 480
Яндекс.Метрика