Этика и нравственность сподвижников Пророка Мухаммада (ﷺ)

Администратор 30.03.2016 0
Этика и нравственность сподвижников Пророка Мухаммада (ﷺ)

Всевышний Аллах в Священном Куръане говорит:

وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ

«И, поистине, ты обладаешь совершенным нравом» (Куръан, 68/4)

Также Любимец Всевышнего Аллаха – пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих изречений сказал:

بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ مَكَارِمَ الْأَخْلَاقِ

«Я был послан, чтобы довести до совершенства праведный нрав».

Всем известно, что в Исламе самым наилучшим образом определено, какой должна быть вера и понимание Всевышнего Аллаха, как должен относиться человек к таким же, как он людям, и какое отношение должно проявляться с его стороны к иным созданиям и к другим аспектам жизни. Следовательно, Ислам научил человека всему тому, что ему необходимо в этой жизни.

Эти бесценные знания мы получаем от людей, которые росли и воспитывались рядом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Они сидели на голой земле и камнях, а над головой у них была крыша, сделанная из листьев финиковых пальм. И мы внимательно прислушиваемся к словам сподвижников, которые получали своё воспитание только тем, что было услышано из уст Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Сподвижники выросли, воспитываясь рядом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Некоторые, например, Достопочтенный Умар (радыяллаху ‘анху) отличался своей справедливостью среди других людей. Усман (радыяллаху ‘анху) был робким и застенчивым. Али (радыяллаху ‘анху) называли воротами знаний. Аббас (радыяллаху ‘анху) был уважаемым среди людей, как большой учёный. Обладающим глубокими знаниями и проницательностью при решении религиозных вопросов был Ибн Умар (радыяллаху ‘анху). Великим полководец был Халид бин Валид (радыяллаху ‘анху). Одним из самых больших передатчиков хадисов был Абу Хурайра (радыяллаху ‘анху). Великолепный мыслителем, знатоком сокровенных знаний был Сальман аль-Фариси (радыяллаху ‘анху). Пусть будет доволен ими всеми Всевышний Аллах.

Как говорится в книге «Рисаля Кудсия», автором которой является великий шейх Мустафа Исмет Гарибуллах, «все эти личности (сахабы) являются сокровищницей Господа миров». Действительно, Аллах возвысил этих людей, их воспитание прошло под руководством самого Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Поэтому мы должны обо всех них говорить только лишь хорошее.

Одним из известных сподвижников является Джарир бин Абдуллах аль-Баджали (радыяллаху ‘анху). В этой статье, на его примере, хочу показать какими должны быть отношения между мусульманами.

Однажды Джарир (радыяллаху ‘анху) отправил на рынок своего служащего, чтобы тот купил коня. Служащий, отправившийся на рынок, подошёл к продавцу и спросил, за какую цену он продаёт коня. Сначала они не могли договориться о цене, но, в конце концов, остановились на цене в триста дирхамов. На это слуга Джарира (радыяллаху ‘анху) сказал, что у него нет при себе такой суммы, и предложил вместе отправиться к самому Джариру (радыяллаху ‘анху).

После этого они отправились к Джариру (радыяллаху ‘анху).

Когда они пришли, Джарир (радыяллаху ‘анху) спросил у своего служащего:

– За какую цену ты купил коня?

Служащий:

– Триста дирхамов.

Джарир (радыяллаху ‘анху), ожидая услышать сумму намного больше, внимательно посмотрел в глаза продавца и сказал немыслимые слова:

– Продашь ли ты своего коня за пятьсот дирхамов?

Продавец промолчал и ничего не ответил, а Джарир (радыяллаху ‘анху) продолжил:

– Достаточно ли будет за этого коня шестьсот дирхамов?

Продавец молчал, а находившиеся рядом люди, удивлённо смотрели за происходящим. Джарир (радыяллаху ‘анху) продолжал увеличивать цену:

– Семьсот дирхамов?

На что продавец не сдержавшись, изумлённо обратился к Джариру (радыяллаху ‘анху) со словами:

– Кто вы? Продавец или покупатель? Я в жизни не встречал человека, который бы предлагал цену выше, чем стоимость самого товара. Скажите, пожалуйста, почему вы даете такую цену за этого коня?

На что Джарир (радыяллаху ‘анху) ответил:

Когда я давал присягу Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), я дал ему слово, что буду обращаться с каждым мусульманином справедливо и честно. Цена же твоего коня составляет семьсот дирхамов. Если бы я дал за него цену ниже, то я нарушил бы данное слово Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Истории из жизни сахабов очень важны, их обязательно стоит изучать, ведь они отражение того великого нрава, воспитанности, справедливости и честности, которым обучил наш пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Из-за того, что их сердца были чистыми и наполнены искренностью, они сверкали, ни на шаг не отступая от повелений Всевышнего Аллаха. Даже в таких делах как торговля, они чувствовали себя под взором Всевышнего Аллаха. Проявляя уважение и искренность, сподвижники не переступали границ, которые были установлены в Благородном Куръане.

Поэтому Посланник Всевышнего Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Мои сподвижники – как звезды: за кем бы из них вы ни последовали, найдете правильный путь».

Пусть Всевышний Аллах позволит нам жить должным образом по сунне Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), и облегчит нам это. Амин.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Оставить отзыв »

Просмотров: 380
Яндекс.Метрика