Имам Абу Ханифа и его познание в науке хадиса

Администратор 29.06.2018 0
Имам Абу Ханифа и его познание в науке хадиса

Ошибочное утверждение, что имам Абу Ханифа либо вообще не имел возможности узнать многие хадисы, либо был слаб в науке хадиса, основано на предрассудках и невежестве. Истина состоит в том, что даже ученые, не принадлежащие к ханафитской школе, и ученые по хадису свидетельствовали о его проницательности в этой области. Эта короткая работа не позволяет подробно рассмотреть это утверждение, но небольшой подборки цитат некоторых ученых по хадису будет достаточно.

Имам Ибн Джурайдж был известным ученым по хадису. Фактически, шафиитский мазхаб использует, в основном, его собрание хадисов. Ибн Хаджар передает, что когда Ибн Джурайдж услышал о смерти имама Абу Ханифы, он воскликнул со страданием в голосе: «Какие знания ушли!»[1].

Макки ибн Ибрагим был учителем имама Бухари: почти все хадисы, которые он передает, имели в своем иснаде имама Ибн Ибрагима. Макки ибн Ибрагим был также учеником Абу Ханифы, и он говорил: «Имам Абу Ханифа был самым знающим человеком своего времени»[2].

Следует отметить, что слово «ильм» (знание) на языке ранних ученых относилось исключительно к науке хадиса.

Шу’ба ибн Хаджадж был известен как «предводитель правоверных» в науке хадиса, также он был первым ученым, который специализировался на оценке передатчиков хадиса (джарх ва та’диль). Он говорит об Абу Ханифе следующее: «Он был, клянусь Аллахом, человеком с прекрасным пониманием и прекрасной памятью». Когда Шу’ба услышал весть о смерти имама Абу Ханифы, он сказал: «Свет знания был потушен в Куфе. Они (люди Куфы) могут никогда больше не увидеть (никого), подобного ему»[3].

Абу Дауд сказал, что имам Абу Ханифа был имамом (предводителем)[4].

Яхья ибн Му’ин, который был специалистом в науке джарх ва та’диль, утверждал: «Имам Абу Ханифа был чрезвычайно надежен в (передаче) хадисов, поскольку он никогда не рассказывал какой-либо хадис, который не запомнил».

Яхья ибн Му’ин и Ибн Саид Каттан утверждали, что они пользуются многими его мнениями[5].

Кто-то однажды спросил Яхью ибн Муина, был ли имам Абу Ханифа надежным в отношении хадисов, на что он ответил: «Да, он был надежным, очень надежным»[6].

Эти цитаты приведены лишь для прояснения (вопроса). Известно, что Абу Ханифа писал свою книгу «Китабуль Асар» в то время, когда даже такие ранние из канонических книг по хадису как «Муватта» имама Малика и «Мусаннаф» Абдурраззака и Ибн Абу Шайбы еще не были собраны.

Имам Заранджари подтверждает, что имам Абу Ханифа писал свою книгу (основанную на высказываниях сподвижников), используя собрание из 40 тысяч сообщений[7]. Существует множество ученых по хадису, которые составили 70 книг по сообщениям, переданным Абу Ханифой (известным как «Муснад»), который (сборник хадисов) был не менее объемным, чем сборник имама Шафии.

Ибн Ади, исследователь хадисов, был очень категорично настроен против Абу Ханифы на начальном этапе. Позже он понял свою ошибку и в знак своего раскаяния собрал сообщения от Абу Ханифы в сборнике «Муснад»[8].

Большой специалист по хадису, Наваб Сиддики Хасан Хан писал: «Имам Абу Ханифа был хорошим ученым, соблюдающим (религию) и благочестивым рабом Аллаха, очень старательным в своем поклонении и смиренным перед Аллахом». Далее он продолжил перечислять многие достоинства Абу Ханифы, а затем написал: «Его заслуг множество. Хатиб из Багдада упоминает некоторые из них в своем тарихе (истории). Однако, вслед за этим, Хатиб делает совершенно неуместное замечание: он не сомневается в религиозности и научных знаниях (Абу Ханифы), однако иногда он обвиняет его в том, что у него были недостаточные познания в арабском языке»[9] .

Следует отметить, что хотя Наваб приводит комментарий относительно познаний имама Абу Ханифы в арабском языке, возражения относительно его слабости в науке хадиса он не считает достойными упоминания. В предисловии к «Ат-Таджуль Мукалляль» Наваб Сиддики Хасан Хан пишет, что он собирается обсудить ученых по хадису, признавая позицию имама Абу Ханифы в науке хадиса. Что касается познаний Абу Ханифы в арабском языке, то скорее всего, Наваб Сиддик Хасан Хан передает это от Кади Ибн Халикана, поскольку Кади использует те же самые слова. Однако Наваб не передает утверждение Кади, которое следует (за этим) комментарием, которое снимает любые сомнения относительно познаний имама Абу Ханифы в арабском языке.

Этот комментарий (относительно познаний Абу Ханифы в арабском языке) основан на знаменитом инциденте. Известный филолог, Абу Амр ибн Аля пришел к имаму Абу Ханифе и спросил его о лишении жизни, которое напоминает (преднамеренное) убийство. Имам Абу Ханифа сказал, что нет никаких оснований для законного возмездия (кысас). Абу Амр спросил его, было бы его решение таким же, если бы убийство было совершено из катапульты. Имам ответил по-арабски (определенным образом). Позже люди подвергли критике ответ имама Абу Ханифы и утверждали, что правильно нужно было ответить иначе. Правда состоит в том, что в некоторых диалектах эта фраза произносилась по-разному. Кади ибн Халикан передает, что диалект имама Абу Ханифы был таким, какой был принят в Куфе, который люди Куфы понимали без сомнений. Таким образом, утверждение о недостаточных познаниях имама Абу Ханифы в арабском языке является попросту необоснованным.

[1] Тазхибуль Тахдиб, т.10, с. 540.

[2] Приводится Хафизом Муззи в его примечаниях к Тазхибуль Тахдиб, на с. 451.

[3] «Аль-Хайратуль Хисан» Ибн Хаджара аль-Макки, с. 32, также в «Инджаль ватан», с. 8 и с. 17.

[4] «Тазкиратуль Хуффаз» Дахаби, т.1, с. 160.

[5] Там же.

[6] «Добродетели великого имама (имама Абу Ханифы)» Муваффика, т.1, с. 192 (издано в Хайдарабаде, 1321 г. хиджры).

[7] Там же, т.1, с. 95/96.

[8] Вопрос относительно познаний имама Абу Ханифы в хадисах был разобран мауляной Мухаммадом Али из Хандалы в его книге «Великий имам и наука хадиса» и также на арабском языке мауляной Зафаром Ахамидом Усмани в его книге «Инджаль Ватан».

[9] «Ат-Таджуль Мукалляль» Наваба Сиддика, с. 136-138, перевод сделан в Бомбее, с.119, издано в 1383 г. хиджры.

Источник

 

Оставить отзыв »

Просмотров: 46
Яндекс.Метрика