Имам Абу Хамид Аль-Газали

Модератор 17.07.2014 0

(1058 – 1128 г.н.э.)

Наибольшую известность Аль-Газали получил благодаря своему вкладу в философию, религию и суфизм. На Западе он известен под латинизированным именем Альгазель. 

Абу Хамид ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси аш-Шафии аль-Газали родился в 1058 году н.э. в иранском городе Хорман. Его отец умер, когда он был еще ребенком, но все же ему представилась возможность пройти стандартную учебную программу  в Нишапуре и Багдаде. Вскоре его знания в области религии и философии достигли настолько высокого уровня, что ему выпала честь стать профессором Низамийского университета в Багдаде, который в период золотой эпохи исламской истории считался одним из самых известных образовательных учреждений. 

Однако через несколько лет он отрешился от своих научных устремлений и мирских интересов, став странником-аскетом. Это стало для него временем духовного преображения. Позже он возобновит преподавание, но вскоре вновь оставит его. После этого наступит период его отшельнической жизни, посвященной размышлениям и написанию литературных трудов, результатом которого стало создание нескольких бессмертных книг. 

Аль-Газали умер в 1128 году н.э. в Багдаде. 

Аль-Газали внес существенный вклад в религию, философию и суфизм. В тот период некоторые мусульманские философы следовали и развивали определенные направления греческой философии, в том числе и неоплатоническую философию, что приводило к противоречиям с некоторыми исламскими идеями. Беда пришла и с другой стороны: в суфийском движении начали появляться люди, пренебрегающие  совершением обязательного намаза и иных обязанностей, возложенных Исламом. Основываясь на своих неоспоримых знаниях и личном духовном опыте, Газали попытался исправить эти тенденции как в философии, так и в суфизме. 

В философии Аль-Газали поддержал подход математики и точных наук как верных по своей сути. Однако он применил технику аристотелевской логики и идеи неоплатонизма, чтобы ими же самими разоблачить недостатки и пробелы философии неоплатонизма, превалировавшей в то время, и свести на нет отрицательное воздействие аристотелевской философии и излишнего рационализма. В противовес некоторым мусульманским философам — таким, как, например, Фараби — он показывал неспособность разума постигнуть абсолютное и бесконечное. Разум не способен преступить границы конечного и ограничен наблюдением за относительным. В то же время, некоторые мусульманские философы придерживались мнения, что вселенная конечна в пространстве, но бесконечна во времени. Газали же утверждал, что бесконечность времени связана с бесконечностью пространства. Со всей ясностью своих мыслей и силой своих доводов, он смог добиться равновесия между религией и разумом и обозначил, что бесконечное связано с религией, а конечное – с разумом. 

В религии (особенно в духовной ее составляющей) он избавил суфийский подход от чрезмерности и восстановил авторитет традиционной религии. В то же время он подчеркнул важность истинного суфизма, который, по его убеждению, был путем достижения абсолютной истины. 

Аль-Газали написал большое количество книг. Среди его бессмертных трудов — такие работы, как «Тахафут аль-Фаласифа» («Непоследовательность философов»), «Ихья аль-Улум аль-Исламия» («Возрождение религиозных наук»), «Начало праведного пути» и его автобиография «Освобождение от заблуждений». Некоторые его работы были переведены на европейские языки еще в эпоху средневековья. Им также были описаны общие сведения об астрономии. 

Являясь одним из величайших исламских теологов, Аль-Газали оставил глубокий след в истории, и его влияние ощущается и по сей день. Его теологические доктрины проникли в Европу, оказали влияние на иудейскую и христианскую схоластику, а некоторые из его доводов, по всей видимости, были приняты Фомой Аквинским для того, чтобы подобным же образом возродить авторитет традиционной христианской религии на Западе. Доводы Аль-Газали в пользу религии были столь сильны, что сторонникам философии оставалось только обвинить его в дискредитации философии, а в мусульманской Испании Ибн Рушд даже написал критический ответ на бессмертный труд имама «Тахафут». 


Central-Mosque.com
Перевод: Аскимам.ру

Оставить отзыв »

Просмотров: 666
Яндекс.Метрика