ОБ ИМАМЕ АБУ ХАНИФА (рахматуЛлахи ‘алейхи) رحمة الله عليه

Модератор 09.03.2015 12
ОБ ИМАМЕ АБУ ХАНИФА (рахматуЛлахи ‘алейхи) رحمة الله عليه

Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) родился в 80 г. по хиджре и умер в 150 г.х.

Настоящее имя – Ну‘ман ибн Сабит аль-Куфи. Он был богобоязненным и выполнял то, что знал, много поклонялся, никогда не принимал подарков от правителей, сам занимался торговлей, зарабатывал своими руками.

Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) был таби‘и и несколько раз встречался со сподвижником Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) Анасом (радиаллаху ‘анху).

Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) получил знание от 4000 учителей, все они были таби‘инами. Хасан ибн Зияд (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) передал четыре тысячи хадисов, две тысячи из них он передал от своего учителя Хаммада, и остальные две тысячи от других учителей.

Из сорока тысяч хадисов Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) отобрал только четыре тысячи для своей книги «Китабуль асар».

Ваки‘ ибн Джаррах (рахматуллахи ‘алейхи) (учитель Абу Ханифы) рассказывает, что он не видел более великого учёного, чем Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи), и не видел никого, кто бы читал намаз лучше его.

Салихи (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает,что первым,кто упорядочил фикх, был имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи). Он установил порядок глав.Затем,следуя ему,имам Малик (рахматуллахи ‘алейхи) упорядочил главы в книге «Муатта». Подобный порядок до Абу Ханифы никто не устанавливал.

Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) установил свой мазхаб через шуру (совет).

Асад ибн Фурат (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает,что число товарищей имама Абу Ханифы, с помощью которых он упорядочил фикх, было сорок человек. Среди них из людей первого ряда были имам Абу Юсуф, имам Зуфар ибн Хазил, Дауд Таи, Асад ибн ‘Амар,Юсуф ибн Халид и Яхйа ибн Закария ибн Зайда (рахматуллахи ‘алейхим).

Абу Ханифой (рахматуллахи ‘алейхи) были рассмотрены несколько сотен тысяч вопросов. Передатчики расходятся во мнениях об их точном количестве, но минимальное число, о котором рассказывается – это 380 тысяч вопросов. Из них 38 тысяч вопросов касается поклонения, а остальные посвящены общественным отношениям.

У имама Малика спросили о том, видел ли он Абу Ханифу. Он ответил: «Да, он был таким человеком, что если нужно было бы доказать, что этот столб золотой, то при помощи аргументов он бы доказал».

Хариджа ибн Мус‘аб (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что он встретил тысячи учёных. Трёх или четырёх из них он нашёл самыми умными. И имам Абу Ханифа был из их числа.

Суфьян ибн ‘Иния (известный толкователь хадисов) рассказывает, что в его время в Мекке не было человека, который бы читал намазов больше, чем Абу Ханифа.

Абу Мути‘ (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что когда он был в Мекке, всегда, когда приходил в харам, находил там Абу Ханифу и Суфьяна, делающими таваф.

Абу ‘Аасим Ан-Набиль (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что из-за чтения большого количества намазов Абу Ханифу назвали столбом.

Хафс ибн ‘Абдуррахман рассказывает, что имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) в течение тридцати лет проводил ночи, прочитывая весь Коран в одном рака‘те намаза.

Язид ибн Камит рассказывает,что Абу Ханифа был очень богобоязненным.

‘Али ибн Хусейн Аль-Муаззин однажды прочитал суру «Аль-Зильзаль» в ночном намазе,а имам Абу Ханифа стоял за ним,как муктади. После намаза все люди ушли,а он обнаружил, что Абу Ханифа сидит озабоченным и вздыхает от горя.

Касим ибн Ма‘ан (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что однажды Абу Ханифа провёл ночь, читая в намазе следующий аят:

«بل الساعة موعدهم والساعة أدهى وأمر»

«Да, тот час – их назначение, и тот час – ужаснее и горче!»

Он повторял этот аят снова и снова и рыдал.

Хакам ибн Хашим говорит,что имам Абу Ханифа был человеком,которому всегда можно было доверять. Правитель хотел назначить его министром финансов, а в случае отказа он будет высечен кнутом. Но вместо наказания Аллаха он принял наказание правителя.

Сухейль ибн Мазахам рассказывает, что они пришли домой к Абу Ханифе и там, кроме циновки, ничего не увидели.

Муджахид (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что пришёл имам Абу Юсуф (рахматуллахи ‘алейхи), когда он сидел у халифы Харуна Рашида. Халифа попросил рассказать ему о нраве и качествах имама Абу Ханифы. Имам Юсуф (рахматуллахи ‘алейхи) сказал: «Клянусь Аллахом! Он был отстраняющимся от запрещённого Аллахом. Любил находиться далеко от людей,поглощённых миром, часто молчал и постоянно бывал озабоченным.Отстранялся от пустословия,а когда его о чём-нибудь спрашивали,то если он мог отвечать,то отвечал. Он оберегал свою душу и религию и занимался только исправлением своего нафса,никого не поминал, кроме как только хорошими словами». Харун Рашид сказал: «Это и есть нрав благочестивых людей».

Хатиб Багдади (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт от Абу Мухаммада Аль-Хариси, что Абу Джа‘фар Мансур вызвал Абу Ханифу из Куфы в Багдад и предложил ему стать верховным судьей, в чьём подчинении будут находиться все остальные судьи мусульманских городов. Имам Абу Ханифа отказался от его предложения. Абу Джа‘фар заточил его в тюрьму, приказал бить по десять кнутов в день и объявлять об этом в городе. Так каждый день его били по десять кнутов, оставляя на теле раны, что даже кровь текла до пяток, выводили на базар и объявляли об этом народу, а после этого опять закрывали. В тюрьме его пытали, не давали достаточно еды и питья. Это продолжалось десять дней. Когда его били кнутом, он плакал (причина плача написана в книге «Хайратуль хисан») и просил много ду‘а, после этого он жил ещё пять дней и затем умер.

Абу Хасан Аз-Зияди рассказывает,что когда имам Абу Ханифа почувствовал,что смерть близка (потому что яд начал действовать), то пал в сажда и в таком положении умер.

Все историки согласны с тем, что он умер в 150 г. хиджры.

Автор: Муфтий Мухаммад Кифаятулла аль-Дехляви рахимахуЛлах (у.1372 г.х.)
Источник: «Та‘лимуль Ислам»

12 комментариев »

  1. Дауд 15.03.2015 at 1:13 дп - Reply

    Священный Кур’ан 32:24

    وَجَعَلْنَا مِنْهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا لَمَّا صَبَرُوا۟ ۖ وَكَانُوا۟ بِـَٔايَٰتِنَا يُوقِنُونَ

    Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения.

  2. ... 26.03.2015 at 11:36 пп - Reply

    Рахматуллахи алейхи рахматан васиъатан!

  3. ... 26.03.2015 at 11:37 пп - Reply

    Таких как он после него уже не было.

  4. ... 26.03.2015 at 11:38 пп - Reply

    Мусульмане должны знать своих ученых. Которые были ведущими во всех науках и за ними следовали все остальные ученые.

  5. ... 26.03.2015 at 11:39 пп - Reply

    например Абу Ханифа, в нем нуждаются все ученые так как фикх первым разработал именно он никто иной

  6. ... 26.03.2015 at 11:40 пп - Reply

    Как сказал имам Шафии рахимаху ллах что все люди нуждаются в Абу Ханифе и все люди как дети Абу Ханифы.

  7. ... 26.03.2015 at 11:41 пп - Reply

    Этот человек не придумывал ничего нового он лишь сохранил то, что дошло до него от нашего пророка Мухаммада да благословит его Аллах и да приветствует! Господина всех поланников и самого лучшего из всех творений Аллаха!

  8. ... 26.03.2015 at 11:43 пп - Reply

    Но сегодня некоторые намеренно или не намеренно пытаются принизить значение истинных ученых и заменить их какими т о современными шейхами, мусульмане должны знать это и быть осторожными с этим

  9. ... 26.03.2015 at 11:44 пп - Reply

    особенно нужно быть осторожным в начале своего пути в Исламе когда разные секты пытаются затянуть новичка в свои секты навязывая ему своих шейхов

  10. ... 26.03.2015 at 11:46 пп - Reply

    Известно, что великий ученый-саляф Абдулла ибн Мубарак сказал «Иснад мин ад-дин» — «Иснад (то есть цепочка людей, которые передают знания по тем или иным вопросам от самого Пророка, мир ему, и его сподвижников) – из религии». Живая традиция является основой религии. Если такой преемственности знаний не было бы у нас в Исламе, тогда любой мог бы говорить все, что хочет, и мы не имели бы возможности проверить – соответствует ли это тому, с чем пришел Пророк (мир ему). Любой человек мог прийти и сказать: «Пророк (мир ему) сказал так и так», а проверить его слова никто не смог бы. Таким образом, мы можем отличить подлинных ученых от самозванцев. Если человек может назвать такой иснад у своих учителей, тогда ему можно верить. Если же он сам что-то где-то прочитал и выдумал из головы или на основе собственного разума толкует Коран и хадисы, не следуя традиции толкования Корана от великих ученых, ему верить нельзя. Это очень важный вопрос – религия это не философия или научная школа, где есть много разных мнений и все они равнозначны. Всевышний от нас требует, чтобы мы следовали тому, что принес Пророк Мухаммад (мир ему). Но мы сами его или его сподвижников не видели, поэтому мы должны брать знания у тех ученых, о которых вся умма свидетельствует, что они на истине. А самой высшей степенью доверия, в которой нет и тени сомнений, как раз и обладают имамы четырех мазхабов – Абу Ханифа, Шафии, Малик и Ахмад Ибн Ханбаль. Мусульмане на протяжении всех 1400 веков своей истории всегда следовали за ними. И только в последние лет 50-100 появилась такая бредовая идея, что можно отказаться от мазхабов и следовать своим собственным толкованиям Корана и Сунны или тем толкованиям, которые принесли выскочки, которые неизвестно у кого учились. Идея, что можно отбросить мазхабы, взять переводы Корана или переводы хадисов Бухари или Муслима и самим оттуда что-то выводить, появилась совсем недавно, хотя некоторые и пытаются доказать, что мусульмане мазхабам следовали только потому, что так им приказывала государственная власть, что это им было навязано, что это влияние правителей, режимов, которые это насаждали искусственно. Однако этих правителей уже давно нет, а мусульмане как следовали мазхабам, так и следуют. Если какую-то идею людям навязывать силой, она исчезнет, как только этот режим падет. Коммунистические идеи людям навязывали силой, но как только советская власть пала, эти идеи исчезли, им почти никто не следует. Если люди чему-то следуют искренне, то они будут следовать этому при любой власти.

  11. ... 26.03.2015 at 11:54 пп - Reply

    очень хорошая книга в ней раскрываются методы, которые использовал пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) при обучении своих сподвижников. Книга предназначена как для учителей, так и для студентов.

    Автор, Абдуль-Фаттах Абу Гудда (1917–1997), был одним из самых выдающихся исламских теологов XX века. Родился в сирийском городе Алеппо. Образование получил в Исламском арабском институте, медресе «Хесревия» и университете «Аль-Азхар». Был учителем в Алеппо и Дамаске. С 1965 по 1988 гг. преподавал в Эр-Рияде. В качестве профессора читал лекции в суданском университете. Написал ряд книг. Похоронен в Медине.

Оставить отзыв »

Просмотров: 2 759
Яндекс.Метрика