Ученики Имама Абу Ханифы

Модератор 11.08.2014 2
Ученики Имама Абу Ханифы

АБУ ЙУСУФ (Йакуб б. Ибрахим аль-Ансари) 113-182/731-798

Имам Абу Йусуф, да будет милостив к нему Аллах, — самый известный Факих мазхаба Ханафи, после Имама Аъзама. Родился в Куфе и умер в Багдаде. Выдающийся Муджтахид. Написал книги по основам Фикха и по собственно Фикху: «Китаб-ус-Салят», «Китаб-уз-Закяат», «Китаб-ус-Сиям», «Китаб-уль-Фераиз», «Китаб-уль-Буйу», «Китаб-уль-Худуд», «Китаб-уль-Вакала», «Китаб-уль-Васайа», «Китаб-ус-Сауд ва-з-Заайых», «Китаб-уль-Гасб ва Истибра», Согласно просьбе Халифа Харуна ар-Рашида, он написал «Китаб-уль-Харадж», в которой указал различные источники и способы пополнения государственной казны в соответствии с предписаниями Благородного Корана и Сунны. Эта книга была переведена на французский, английский и другие языки. В 1980-ом году в Багдаде были издана книга «Ар-Рифадж», являющаяся комментарием к этой книге.

В книге Имама Йусуфа «Китаб-уль-Асар» собраны и распределены по соответствующим разделам знания по фикху, полученные им от Имама Абу Ханифа. В книге «Ихтилафу Абу Ханифа ва Ибн-и Абу Лэйла» Имам собрал проблемные вопросы Фикха, по которым у Имама Абу Ханифа были разногласия с Имамом Ибн-и Абу Лайла. Впоследствии Имам Мухаммад аш-Шайбани сделал к этой книге некоторые добавления и распределил весь материал по тематическим главам.

В книге «Китаб-ур-Рэд аля Сийару Аузаи», Абу Йусуф комментировал разногласия по вопросам фикха между Имамом Абу Ханифа и Имамом Аузаи. Имамом Абу Йусуфом написаны также и другие книги: «Китабу Ихтилаф-иль-Эмсар», «Китаб-уль-Джевами», «Аль-Эмали», «Аль-Имла», «Ан-Навадир». Передатчиками знаний от Имама Абу Йусуфа стали его ученики Имам Мухаммад аш-Шайбани, Абу Йаъла, Муалла бин Мансур ар-Рази, сын Абу Йусуфа Йусуф бин Йакуб и другие учёные мазхаба Ханафи.

АБДУЛЛАХ БИН МУБАРАК АЛЬ-МАРВАЗИ(118-181/736-797)

Известный последователь Табиунов. Ученик Имама Аъзама, Абдуллах бин Мубарак был учёным по фикху и хадисам. Один год он совершал Хадж, один — Джихад и один год занимался торговлей. Почти все заработанные деньги раздавал бедным мусульманам. Однажды, находясь в Сирии, он взял чей-то карандаш и, забыв вернуть, уехал в Мерв. Там, вспомнив о своём долге, специально поехал обратно в Сирию, чтобы вернуть карандаш.

Он говорил: «Что есть благовоспитанность? Учёные по разному оценивают эту черту людей. А по моему, — это хорошее знание своих страстей». «Отдать долг в одну лиру гораздо важнее, чем раздать милостыню в тысячу лир». «Смирение, — это когда ты ведёшь себя вызывающе с богатыми, а с бедными, ты скромен и уступчив». Он говорил: «Если бы я заглазно кого-либо осуждал, то делал бы это по отношению к своим родителям. Так как было бы справедливее отдать благости, данные мне Аллахом Тааля, именно им».

Абдуллах бин Мубарак написал много книг. Приводим здесь названия некоторых из них: «Китаб-уз-Зухди ва-р-Ракаик» — Книга состоит из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его Сподвижников и Табиунов. «Китаб-уль-Джихад», «Муснад», «Китаб-уль-Бирри-ва-с-Сила», «Китаб-ут-Тафсир», «Китаб-ут-Тарих», «Ас-Сунан филь-Фикх».

МУХАММАД АШ-ШАЙБАНИ135-189/752-805
(Мухаммад б. Хасан б. Абдуллах б. Тавус б. Хурмуз)

Мухаммад аш-Шайбани, да будет милостив к нему Аллах, был потомком Хурмуза, принявшего Ислам в присутствии Праведного Халифа Умара, да будет доволен им Аллах. Хурмуз был в своё время султаном Багдада и родственником Имама Аъзама.

Второй, после Имама Абу Йусуфа, Имам Мухаммад — выдающийся ученик Имама Абу Ханифа родился в городе Васит в 135-ом году Хиджры. Он — один из крупнейших учёных Ислама, систематизатор и продолжатель школы Имама Абу Ханифа. Муджтахид второго уровня. (После Мутлак Муджтахидов — основателей мазхабов, на следующем уровне в табеле о рангах стоят Муджтахиды мазхабов).

В юношестве учился в Куфе — центре исламских наук того времени. Здесь его учителями были: Суфйан Саури, Абд ар-Рахман аль-Авзаи и другие. С 14-ти лет начал учёбу у Имама Аъзама Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах. После смерти великого Имама, продолжил учёбу у Имама Абу Йусуфа, лучшего ученика Имама Аъзама. Затем, на протяжении 3-х лет, учился хадисам и фикху у Имама Малика бин Анаса, да будет милостив к нему Аллах, и полностью освоил его знаменитую книгу «Муватта». После 3-х летнего обучения, вернулся в Куф. Прожив в Куфе довольно продолжительное время, перехал в Багдад и жил там почти до конца своих дней. Умер в городе Рэй.

Занимаясь систематизацией исламских наук и пропагандой школы Имама Абу Ханифа, М. аш-Шайбани воспитал много замечательных учёных Ислама. Первым среди его учеников был будущий основатель 3-его мазхаба Суннитов Имам аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах. У него также учились: Абу Суфйан Джурджани, Абу Хафс-и Кабир, М. бин Мукатил, Шаддад бин Хаким, Муса бин Насир Рази, Абу Убайд Касым бин Саллам, Исмаил бин Навба, Али бин Муслим Туси и многие другие, ставшие известными учёными. Прозванный вместе с Имамом Абу Йусуфом «Имамейн» — 2 Имама, и «Сахабейн» — 2 соратника, Имам Мухаммад решал сложные религиозные вопросы методом иджтихада Имама Абу Ханифа. Написанные им множество книг, послужили сохранению и распространению мазхаба Ханафи. Сообщается, что им написаны 99 произведений. Группа произведений, состоящих из 6 книг Имама Мухаммада принадлежащих к числу основных книг мазхаба Ханафи, называются «Захиру-р-риваййа»(О явном): «Мабсют», «Зийадат», «Аль-Джами ус-Сагир», «Аль-Джами уль-Кабир», «Ас-Сийар ус-Сагир», «Ас-Сийар уль-Кабир». Эти 6 книг впервые были собраны под названием «Кафи» другим учёным — Хакимом Шахидом (Мухаммад бин М. бин Ахмад. Стал шахидом в 334/946 г.). Эта работа была прокомментирована Абу Фадлом аль-Марвази (241-334/855-945) в сборнике «Мухтасар-уль-Кафи». Уже этот сборник был прокомментирован имамом ас-Сарахси (ум. в 483 (490, 500) /1090 г.) в его 30-ти томном произведении под названием «Аль-Мабсют». Есть множество и других комментарий к сборнику «аль-Кафи».

В группу под названием «Ан-навадир»входят книги: «Аль-Кайсаниййат», «Аль-Харуниййат», «Аль-Джурджаниййат», «Ар-Рукиййат».
Учёный Захид-уль-Кавсари написал книгу «Булугь-уль-Эмани фи Сират-иль Имам Мухаммад ибни Хасан-иш-Шайбани», в которой рассказывается о жизни Имама.

2 комментария »

  1. Муслим альхамдулиЛлях 09.10.2014 at 12:23 пп - Reply

    Вопрос: Кто самые известные ученики имама Абу Ханифы?

    Ответ: У имама Абу Ханифы четыре самых известных ученика:

    1. Имам Абу Юсуф Якуб сын Ибрагима из Куфы, он был верховным судьёй Халифата во время правления Харуна ар-Рашида. Абу Юсуф завершил правовые разработки, начатые его учителем.

    Именно ему принадлежит основная заслуга в широком распространении взглядов Абу Ханифы. Он достиг степени Муджтахид-Мутлак (самая высокая степень в понимании Корана и Хадисов).

    2. Мухаммад сын Хасана Аш-Шайбани, учился у имама Абу-Ханифы, затем продолжил обучение у Абу-Юсуфа так же у имама Малика. Он считался господином факихов (т.е ученных исламского права) после Абу-Юсуфа. Он был одним из кодификаторов исламского права, его книги очень известны и являются веским доводом в Ханафийской правовой школе.

    3.Имам Зафар сын Хазиля сына Кайса из Куфы, он очень искусно разбирался в методологии сравнительного анализа Исламского права даже стал лучшим из учеников имама Абу-Ханифы в этом направлении. Он достиг степени Муджтахид-Мутлак (самая высокая степень в понимании Корана и Хадисов).

    4. Хасан сын Зияда, он учился у имама Абу-Ханифы, затем продолжил свое обучение у двух его учеников. Он был известен как передатчик хадисов и передатчик фетв Абу-Ханифы. Но все же в Исламской юриспруденции он не достиг уровня Абу-Ханифы.

    На вопрос ответил муфтий аль-Баб (Сирия) Ахмад Шариф ан-Наасан

    Материал перевел и подготовил Абдула Омаев

  2. kazybek 24.05.2015 at 7:42 пп - Reply

    Кто из учиников Имама Аъзама Абу Ханифы
    Стал казой (судом )

Оставить отзыв »

Просмотров: 849
Яндекс.Метрика