Имам, мухаддис, выдающийся толкователь Корана, Абу аль-Фида Ибн Касир аш-Шафии аль-Аш`ари ад-Димашки (701-774 х/1301-1373 м) пишет в тафсире 53-го аята суры «Ар-Рум»:
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Ты не заставишь слушать никого, кроме тех, кто уверовал в мои знамения, — они и являются мусульманами», — т. е. покорными, отвечающими на зов и послушными. Именно они слушаются истины и следуют за ней. И таковы уверовавшие, а первые — кяфиры, как и говорит Аллах в другом аяте (смысл): «Поистине, отвечают на зов те, кто слышит, а мертвые — Аллах их воскресит, и потом они к нему вернутся».
Мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, привела в качестве довода этот аят: «Поистине, ты не заставишь слышать мертвых», — в ответ на то, что рассказал Абдулла ибн Умар о том, как Пророк обращался к убитым, которые были брошены в колодец Бадра после прохождения трех дней и как он их упрекал и бранил. Даже Умар поинтересовался: «О Посланник Аллаха, ты разговариваешь с теми, кто уже сгнил?» Пророк ответил: «Я клянусь тем, в Чьей длани моя душа, вы не слышите то, что я говорю, лучше них, только они не отвечают». Аиша, да будет доволен ею Аллах, истолковала эти слова так: «истина в том, что они сейчас знают то, что я говорю им». А Каттада сказал, что Аллах оживил их для Пророка , чтобы мертвые услышали, как он бранит их и упрекает.
А правильным/достоверным мнением ученые считают то, что рассказал Ибн Умар , потому что есть много свидетельств в пользу этого мнения в многочисленных источниках. Самым известным из них является то, что передал Ибн Абдуль-Барр от Ибн Аббаса и счел достоверным и марфуан (поднятым): «Нет [такого случая, чтобы] человек прошел мимо могилы своего брата-мусульманина, которого знал при жизни, и дал ему салям, и Аллах не вернул бы тому душу, чтобы тот ответил на салям».
Также Пророк установил, что его умма приветствует тех, кто погребен, приветствием, которым приветствуют тех, к кому можно обратиться. И мусульманин говорит: «Мир вам, о дома людей уверовавших». Так обратиться можно только к тем, кто слышит и понимает. И, если бы не это обращение, они были бы уподоблены несуществующим или неодушевленным. И все саляфы согласны с этим.
Поистине, достигли уровня таваттура (то есть их передали многочисленными способами и через многих людей) асары от них, что мертвый знает о том, что живой его посещает, и радуется его приходу. Ибн Абу ад-Дунья передает в книге кладбищ от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк сказал: «Нет ни одного [случая, чтобы] человек посетил могилу своего брата и сел около него, а тот не ответил бы ему и не радовался бы его приходу, до тех пор пока он (гость) не встанет». Также передается от Абу Хурейры , что он сказал: «Когда человек проходит мимо могилы, тот, кто в могиле, его узнает. И, если он дает салям, тот на него отвечает».
Ибн Абу ад-Дунья передает от человека из семейства Ассима аль-Джадри, что он сказал: «Я увидел во сне Ассима аль-Джадри спустя два года после его смерти, и я спросил у него: «Разве ты не умер?» Он ответил: «Да, [умер]». Я спросил: «А где ты сейчас находишься?» Он сказал: «В одном из садов Рая. Мы с друзьями собираемся каждую пятничную ночь и утро у Бакра ибн Абдуллы аль-Музани и узнаем все ваши новости». Я спросил: «Ваши тела собираются или души?» Он ответил: «Нет, наши тела давно разложились, а встречаются наши души». Я спросил: «А вы узнаёте о нашем зиярате (посещении)?» Он ответил: «Мы узнаем об этом в пятницу вечером, и в течение всего пятничного дня, и в субботу до восхода солнца». Я спросил: «Это происходит только в эти дни, а в другие — нет?» Он ответил: «Это в честь пятничного дня и его величия»».
И еще Мухаммад ибн Хусейн рассказал нам, что Бакр ибн Мухаммад рассказал, что Хасан аль-Кассаб сказал: «Каждое субботнее утро я ходил с Мухаммадом ибн Васиом на кладбище аль-Джабана, и мы стояли около могил, давали салям и читали за них дуа, а потом возвращались. Однажды я ему предложил пойти в понедельник. Он сказал: «До меня дошло, что мертвые узнают тех, кто посещает их, в пятницу, и в день перед ней, и на следующий дни (четверг и суббота)»».
И еще Мухаммад передал нам от Абдуль-Азиза ибн Абана от Суфьяна ас-Саври, что он сказал: «До меня дошло от Даххака, что он сказал: «Кто бы ни совершил зиярат на кладбище в субботу до восхода солнца, мертвые узнают о его посещении». Его спросили: «Как это?» Он ответил, что это в честь пятницы».
Мухаммад ибн Хасан передал от Яхьи ибн Абу Бакра от Фадля ибн аль-Муваффика, двоюродного брата (сына тёти) Суфьяна ибн Уяйна, что он сказал: «Когда умер мой отец, я очень горевал. И я каждый день ходил на его могилу. Потом в течение некоторого времени (Аллах знает, как долго) я не посещал ее. И в один день я пришел к нему, и, когда я сидел около могилы, меня одолел сон, и я увидел во сне, как могила моего отца раскрывается, и он как бы сидит в своей могиле, перекинув саван через плечо, и у него было выражение лица как у мертвого». Далее он сказал: «Я заплакал, когда увидел его. А он говорит: «О мой сын, что удержало тебя от посещения моей могилы?» А я спросил: «Разве ты знал о моем приходе?» Он ответил: «Не было ни одного раза, чтобы ты пришел и мы не узнали о твоем приходе. И, когда ты приходил, я радовался твоему приходу; радовались и те, кто вокруг меня, от твоего дуа». И он сказал: «После этого я ходил к нему часто».
Мухаммад передал мне от Яхьи ибн Бастама от Усмана ибн Сувайда ат-Туфари, что он сказал, что его мать усердно совершала поклонение, ей говорили, что она рахиба (монахиня). И он сказал: «Когда приблизилась ее смерть, она (мать) подняла голову к небу и сказала: «О мое сокровище, тот, на кого моя надежда в этой жизни и после смерти, не оставляй меня без помощи, когда я умру, и не забывай меня». Затем он рассказал: «Она умерла, и я ходил к ней каждую пятницу, и делал за нее дуа, и просил, чтобы Аллах простил ей и всем, кто покоится на этом кладбище, грехи. И потом я увидел её во сне и сказал ей: «О моя мать, как ты?» Она ответила: «О сын мой, поистине, в смерти очень большая печаль, и я, хвала Аллаху, поистине, нахожусь в прекрасном барзахе, мне стелят райхан (базилик), а подушки — из сундуса и истабрака (шелк) — и так до Судного дня». Я спросил её: «Нужно ли тебе что-то?» Она ответила: «Да». Я спросил, что ей нужно. Она сказала: «Не переставай посещать нас и читать для нас дуа, поистине, радостную весть о твоем приходе приносят к нам каждую пятницу, и, когда ты выходишь из дома, мне говорят: «О рахиба, это твой сын идет», — и я радуюсь. Этому радуются и те, кто вокруг меня похоронен»».
Мухаммад ибн Абдуль-Азиз ибн Сулейман передал от Бишра ибн Мансура, что тот рассказал: «Во времена эпидемии (таун) один человек часто посещал кладбище и участвовал в джаназа -намазе, а вечером он стоял около могил и произносил следующие слова: «Да украсит Аллах ваше одиночество, и да смилуется Он над вами в этой чужбине, и да простит Он тех из вас, которые совершали зло (плохие деяния), и да примет ваши хорошие деяния», — и не говорил ничего, кроме этого. Он рассказал: «В один вечер я вернулся к себе домой и не пошел на кладбище читать то дуа, которое обычно читал». Потом он сказал: «Когда я уснул, то увидел во сне людей, которые пришли ко мне. Я спросил их: «Кто вы такие, и что вам нужно?» Они ответили: «Поистине, ты приучил нас к подарку, который ты нам делал, когда возвращался к себе домой». Я спросил: «Что это за подарок?» Они ответили: «Это дуа (мольбы), которые ты за нас читал». Затем он рассказал: «Я им сказал, что вернусь к этому» — и добавил, что после этого случая никогда не переставал посещать их».
И еще более ясно то, что мертвые знают про дела своих живых родственников и братьев. Абдулла ибн аль-Мубарак передал от Савра ибн Язида от Ибрахима от Аюба, что тот сказал: «Дела живых показывают мертвым, и, увидев хорошие деяния, они радуются, а когда видят плохие, говорят: «О Аллах, верни их»».
Ибн Абу ад-Дунья передает от Ахмада ибн аль-Хавари, что тот сказал: «Мне передал мой брат Мухаммад, что он сказал: «Однажды Аббад ибн Аббад пришел к Ибрахиму, когда тот был в Палестине, и сказал: «Поучи меня (сделай мне наставление)». Он спросил: «Чему же я тебя научу? До меня дошло, что дела живых показывают их мертвым родственникам. Ну, ты смотри, какие твои дела будут показаны Пророку, да благословит его Аллах и приветствует». Ибрахим сказал это и заплакал так, что его борода намокла от слез».
Ибн Абу ад-Дунья передал от Мухаммада ибн Хусейна от Халида ибн Амра аль-Умави от Сакдака ибн Сулеймана ад-Джафари, что тот сказал: «Мне была свойственна неприятная раздражительность (плохой характер), и, когда умер мой отец, я раскаялся в том, что я упустил. Но потом однажды я оступился и увидел отца во сне, и он мне сказал: «О сын мой, как же я радовался от твоих хороших дел: они показывались нам и были похожи на деяния праведников. Но на этот раз мне стало очень стыдно за тебя. Я прошу тебя, больше не позорь меня среди тех покойных, кто вокруг меня». Затем он сказал: «После этого я слышал, что он говорил в своем дуа, которое он делал до рассвета, а он был моим соседом в Куффе: «Я прошу у Тебя таубу, от которого нет возврата, о Тот, Который делает праведников такими, какие они есть, и направляет на путь истинный заблудших, о самый Милостивый из милостивых»».
В этой главе (по этой теме) приводится очень много асаров от сподвижников (сахабов), да будет доволен ими Аллах. Некоторые ансары из числа родственников Абдуллы ибн Раваха читали такое дуа: «О Аллах, убереги меня от таких дел, за которые Абдулле ибн Раваха будет стыдно за меня». Они так говорили после того, как Абдулла ибн Раваха пал шахидом».
В Исламе предусмотрено приветствие мертвых, а приветствие тех, кто не чувствует и не знает того, кто его приветствует, — это абсурд.
Также Пророк научил свою умму произносить, когда они видят могилы: «Мир вам, о дома людей уверовавших, и, поистине, мы тоже последуем за вами. Да смилуется Аллах над теми из нас и из вас, которые ушли вперед и потом придут. Мы просим у Аллаха благополучия нам и вам», – это и приветствие, и обращение, и взывание к присутствующему, который слышит, и к которому обращаются, и который разумен и отвечает на приветствие, хотя тот, кто дает салям, не слышит ответа. А Аллах знает лучше1.
- Ибн Касир, «Тафсируль-Кураниль Азым», 30:53. Оригинал: http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?
В Исламе предусмотрено приветствие мертвых, а приветствие тех, кто не чувствует и не знает того, кто его приветствует, — это абсурд.
Ибн Хаджар Аскъалани том, слышат ли мертвые.
Великий ученый Ибн Хаджар Аскъалани (773-852 х/1372-1449 м) из шафиитов говорит, что мнение джумхура таково, что мертвые слышат:
قالتْ : «إِنَّمَا قَالَ النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّهُمْ لَيَعْلَمُونَ الْآن مَا إِنْ كُنْت أَقُول لَهُمْ حَقّ » , وهذا مَصيرٌ مِن عائشةَ إلى ردِّ روايةِ بنِ عمرَ المذكورةِ , وقد خالفَها الجمهورُ في ذلك , وقبِلوا حديثَ بنِ عمرَ لموافقةِ منَ رواه غيرِه عليه
«Сказала (Айша): Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, сказал только, «нет сомнения в том, что они в данный момент хорошо знают, что сказанное мною раньше им является истиной».
Это является знаком от Айши к опровержению риваята который был упомянут от Ибн Умара (про слова к мертвым в колодце Бадра).
Джумхур/большинство в этом вопросе противоречил Айше (принимая, что мертвые слышат). И приняли риваят Ибн Умара из-за соответствия других равиев ему».
Источник: Ибн Хаджар Аскъалани: Фатхуль Бари: 4/159
Рияд: Дару Тайба: 1426/2005
МЕТКИ: