тахавия

Арабы говорят:

شرف العلم بشرف المعلوم
Достоинство знания определяется тем, чему это знание учит.

В мире много разных знаний, тем и отраслей, а мы должны выбрать то, что является самым важным для человека, а это — Акида, вера в Аллаха.

Акида — происходит от корня عقد “ғакада” — “завязывать в узел”. Если вы возьмете веревку и хорошенько завяжите ее в узел, то это называется “عقدة” (ғукда). Именно поэтому вероубеждение называется Акида т.е. то, во что нужно верить прочно: 100 из 100 (сто из ста)

Первым и серьезным экзаменом после смерти человека будут вопросы могилы:

Кто твой Господь?
Кто твой пророк?
Какова твоя религия?

И мы должны освоить эти темы, до того как попадем на этот экзамен т.к. как и в любом другом экзамене — зубрежка нужной темы за 5 минут до экзамена — не принесут пользу.

В этом мире, человек возможно не узнает своего Господа, не поверит в Него, однако после того как душа покинет его тело, он узнает истину, узнает правду и склонится перед нею, потому что смерть — принесет с собой правду. Довод этому:

وجاءت سكرة الموت بالحق
50:19. Смертельная агония явится с истиной

فَبَصَرُكَ الْيَوْمَ حَدِيدٌ
50:22 и острым является сегодня твой взор

Однако нет пользы в этой правде для человека, если он не узнал и не склонил свой стан перед нею при жизни.

Тот же Фираун (Фараон) в предсмертный миг, когда узрел истину сказал:

آمَنتُ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلاَّ الَّذِي آمَنَتْ بِهِ بَنُو إِسْرَائِيلَ وَأَنَاْ مِنَ الْمُسْلِمِينَ

10:90 «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман».

Но, это не принесло ему пользы и в ответ Аллах сказал:

آلآنَ وَقَدْ عَصَيْتَ قَبْلُ وَكُنتَ مِنَ الْمُفْسِدِينَ
10:91 «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие

Почему? Потому что в этом мире мы призваны уверовать в сокрытое, в аль-ғаиб. Довод этому:

لَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ
Это такое богобоязненные, которые веруют в сокровенное. (2:3)

Аль-ғаиб — это то, что мы не видели, а если увидим, то оно перестанет быть ғаиб-ом т.е. сокрытым.

Некоторые ученые описывая пророка приводят такой пример:

Пророк — это как человек, который сидит на вершине горы, а мы находимся с этой стороны горы, то что за другой стороной горы — для нас сокрыто. Пророк говорит нам, что на той стороне горы это вот это, и то то. Вещает о том, что для нас сокрыто. Аллах выбрал своего любимого раба, для того, чтобы он рассказал нам о сокрытом и он (пророк) дает нам знания о том, что на другой стороне и мы должны в это уверовать.

Если вдруг, эта горы сдвинется с места и все то, о чем нам рассказывалось покажется перед нами, то это перестанет быть сокрытым, сокровенным и нет пользы веры в нее, если до этого веры не было вовсе.

Вот это те знание, которые очень важны для нас.

У арабов есть такая поговорка:

علم به لا ينفع و جهل به لا يضر
“Знание этого не приносит пользы и незнание этого не причиняет вреда.”

Это говорится о тех знаниях, которыми мы возможно попусту нагружаем свои головы, например: О том, что у Зевса есть сын Геркулес, о том что сын обиделся на отца, отец на сына и.т.д.

Акида Тахавия — краткий текст по вероубеждению мусульман.

Имам Абу Джаафар ат-Тахави.
Зовут его Ахмад сын Салямы, из род Азд, местечка Таха в Египте. Родился в 229 году по хиджре и скончался в 321 году.

Он — мухаддис, факих, большой ученый. В начале своей жизни он был шафиитом. Ученик имама аш-Шафии — аль-Музани был его дядей и учителем. О том, почему он стал придерживаться ханафитского мазхаба, имам рассказывает сам:

Я видел как мой дядя часто смотрит в ханафитские книги и берет оттуда много доводов.

И решил сам напрямую брать доводы из ханафитского мазхаба и стать ханафитом.

Мазхаб — это не слепое следование, это свод правил.

О нем говорит имам маликитского мазхаба Ибн Абдуль Барр аль-Малики:

كان الطحاوي كوفي المذهب، وكان عالماً بجميع مذاهب الفقهاء.
Ат-Тахави был куфийцем (ханафитом) в мазхабе, также являлся ученым в других мазхабах ученых факихов.

т.е. он был не просто знаком с другими мазхабами, но и был ученым в них.

Такие ученые как имам аз-Захаби аш-Шафии говорят:

كان ثقة ثبتاً فقيهاً عاقلاً، لم يخلف مثله
Он был надежным, факихом, из числа очень умных ученых и не было подобного ему.

“Надежный” — в терминологии ученых хадисоведов означает, что те хадисы, которые передается имамом от пророка — принимаются как достоверные.

Это общепризнанный ученый, которого признает вся Умма.

Важно отметить тот факт, что когда большой, общепризнанный ученый, которого слушают люди — ошибается, то другие ученые не будут молчать об этом и должны будут поправить его.

В то время, когда имам написал эту книгу, то ни один из ученых не опроверг его и не сказал, что он в чем-то ошибается и не написал книгу в ответ на эти ошибки т.е. это книга, которую признает вся община мусульман.

Это книга, которую он написал ближе к концу своей жизни.

При жизни имама здравствовали такие ученые как:
Имам аль-Бухари. Когда скончался имам аль-Бухари, имаму ат-Тахави было 27 лет.
Когда скончался имам Муслим — 32 года. Имам Муслим и ат-Тахави имеют общих учителей.
Когда скончался имам Абу Дауд — 46 лет. Они также имели общих шейхов по хадису.
Когда скончался имам ат-Тирмизи — 50 лет.
Когда скончался имам ан-Насаи — 74 года. У них также есть общие шейхи по хадису.
Когда скончался имам ибн Маджа — 44 года . У них также есть общие шейхи по хадису.

Если бы эта книга была бы неправильной, то такие имамы написали бы на нее (книгу) опровержение.

К сожаление в наше время есть люди, которые искажают эту книгу и дают ей свои комментарии, основанные на своих взглядах.

Эта книга, в авторстве которой нет сомнений и она принадлежит имаму ат-Тахави.

Имам Абу Джафаар ат-Тахави начинает свои слова так:

Это вероубеждение (акида) великих ученых Уммы: имам Абу Ханифа, Абу Юсуф, имам Мухаммад.

Конец первой части