Имам кадий Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хусайри аль-Бухари (ум. в 500 г.х.) в книге «аль-Хави филь-фатава» в разделе «Об убеждениях праведных предшественников (саляф ас-салих) и их благородном пути, а также о разъяснении распространенных новшеств и способах противостояния им» приводит десять вопросов по акыде ахлю-с-сунна, которые составил имам Абу Бакр аль-‘Ияди, когда почувствовал, что смерть приближается к нему.
Имам собрал десять основных положений вероучения ахлю-с-сунна валь-джама’а, с которыми не соглашались му’тазилиты — течение, которое в те времена представляло наибольшую угрозу для суннитов.
«Масаиль аль-‘ашр аль-‘иядийя» («Десять вопросов аль-‘Ияди») — один из наиболее ранних дошедших до нас матнов по акыде от ханафитов Мавераннахра.
Тот факт, что имам аль-‘Ияди составил такой текст, который распространяли среди простых верующих на рынках Самарканда, чтобы те знали суть акыды ахлю-с-сунна и не поддались бы заблуждениям му’тазилитов, говорит о размере опасности, которую последние представляли в те времена даже в Средней Азии.
Имам Абу Бакр аль-‘Ияди и его брат Абу Ахмад — это выдающиеся факыхи своего времени, сыновья имама Абу Насра аль-‘Ияди, учителя имама Абу Мансура аль-Матуриди. Также общий учитель Абу Насра и Абу Мансура — Абу Бакр Ахмад ибн Исхак аль-Джузджани был учеником Абу Сулеймана Мусы ибн Сулеймана аль-Джузджани (ум. в 200-м г. по хиджре), который был учеником имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, учеников имама Абу Ханифы, да будет Аллах ими всеми доволен.
Имам Абу Наср погиб шахидом в самом начале 4 века по хиджре. Значит, примерно к этому же времени относятся и «Масаиль аль-‘ашр аль-‘иядийя» («Десять вопросов аль-‘Ияди») его сына — это эпоха становления школы акыды ахлю-с-сунна в Мавераннахре — школы, которую позже (во времена Абуль-Му’ина ан-Насафи) назовут «матуридитской». И «десять вопросов» — это краткий, но важный фрагмент истории матуридитской школы каляма.
Кстати, и в одной из главных книг матуридитов «Табсыра аль-адилля фи усуль ад-дин» имама Абуль-Му’ина Маймуна ибн Мухаммада ан-Насафи (ум. в 508 г.х.) упоминается Абу Бакр аль-‘Ияди и его «десять вопросов». В книге сказано:
«А также его [Абу Ахмада аль-‘Ияди] брат Абу Бакр был близок к нему по уровню знаний в разных науках, в благородстве и достоинствах. Когда он почувствовал приближение смерти, он завещал жителям Самарканда крепко держаться убеждений ахлю-с-сунна и избегать страстей и новшеств, в особенности му’тазилизма. Он составил список из десяти пунктов по главным расхождениям между нами и му’тазилитами, который известен как «масаиль аль-‘ашр аль-‘иядийя»» (1/357).
«Масаиль аль-‘ашр аль-‘иядийя» («Десять вопросов аль-‘Ияди»)
Сказал шейх имам Абу Бакр аль-‘Ияди:
1. Поистине, Всевышний Аллах создает все действия рабов. Все их действия — по предопределению (када) Аллаха и Его Воле.
2. И, поистине, Всевышний Аллах — Творец в предвечности (всегда был Творцом). Поистине, у Всевышнего Аллаха есть Знание, которым Он описан в предвечности. И это — не есть Он Сам [не есть Его Сущность], но и не есть что-то иное, чем Он.
3. И, поистине, Всевышнего Аллаха можно будет увидеть в последней жизни — без постижения, без охватывания и без образа. Но допустимо, что Всевышний Аллах окажет милость видением Себя кому пожелает из Своих рабов и так, как пожелает.
4. И, поистине, Коран — это Речь Всевышнего Аллаха. И Речь Всевышнего Аллаха не сотворена (махлюк) и не возникла (мухдас).
5. И, поистине, совершавшие большие грехи из единобожников зависят от Воли Аллаха: если Он пожелает, простит им по Своей милости, и если пожелает, накажет их в соответствии с тяжестью их грехов по Своей справедливости. В итоге же все они попадут в Рай.
6. И, поистине, Аллах делает что пожелает и выносит такие решения, какие пожелает — будь они на пользу (аслях) для рабов или нет. Его не спрашивают о Его действиях, но это их [творения в Судный день] спросят об их поступках.
7. И, поистине, заступничество (шафа’ат) Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, за совершавших большие грехи из его общины — истина.
8. И, поистине, могильные муки — истина.
9. И, поистине, мы уповаем на то, что Всевышний Аллах даст Своим рабам то, о чем они просят Его в дуа. В дуа — мудрость и польза.
10. И, поистине, предопределение добра и зла — от Аллаха.
И кто не верит во все это — тот приверженец страстей и новшеств. И только от Аллаха тауфик.
(Конец слов имама аль-‘Ияди)
Приведя этот текст, имам аль-Хусайри отмечает:
«От Абу Салама передается, что факих [Абу Бакр аль-‘Ияди], проходя через ворота Майсара в Самарканде, говорил:
«Это десять вопросов, которые разделяли ученые-саляфы ахлю-с-сунна валь-джама’а. И кто поверит в это — тот будет одним из них. А кто не поверит — тот приверженец страстей и новшеств».
Затем он перечислил те десять пунктов, которые мы привели выше, ничего не добавляя и не убавляя».
Какие выводы мы можем сделать из этого текста?
1. Имам Абу Мансур аль-Матуриди, да помилует его Аллах, не писал свои труды в безвестности и пустоте, как пытаются представить наши оппоненты.
В его времена в Самарканде существовала школа каляма, одним из ее направлений являлось опровержение му’тазилитов, которых в те времена было немало среди ханафитов Ирака. А поскольку ханафиты в Мавераннахре не находились в изоляции, и между среднеазиатскими и иракскими ханафитами сохранялись контакты, идеи му’тазилизма проникали в Мавераннахр. Но благодаря активной защите со стороны имамов тех мест, эта ересь у них не закрепилась.
В биографических сочинениях мы находим упоминания о том, что среди учителей и учеников имама Матуриди многие были мутакаллимами.
Так, отец имама Абу Бакра аль-‘Ияди Абу Наср дискутировал с еретиками и написал книгу по атрибутам Аллаха (передал Абуль-Касим аль-Хаким ас-Самарканди). Другой учитель имама аль-Матуриди Нусайр ибн Яхья аль-Бальхи (ум. в 268 г.х.) был известен как факих и мутакаллим. Ученик аль-Матуриди Абуль-Касим аль-Хаким ас-Самарканди (ум. в 335 г.х.) написал книгу «Радд ‘аля асхаб аль-хава» («Опровержение приверженцев страстей»), известную также как «Савад аль-А‘зам» и трактат об имане. У другого ученика имама Абуль-Хасана Али ибн Саʼида ар-Рустугфуни (ум. в 350-м г. по хиджре) была книга «Баян ас-сунна валь-джама‘а», а про третьего — Абу Абдуррахмана аль-Бухари — сообщается, что он обучался у имама аль-Матуриди фикху и каляму.
2. Видна общность тем и формулировок в трудах мутакаллимов Мавераннахра и в таких книгах, как, например, в «Акыда ат-Тахавийя», которая была написана примерно в то же время (имам ат-Тахави умер в 321 г. по хиджре), но в другой части света. Эта общность, без сомнения, восходит к текстам по акыде имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, который и является в подлинном смысле имамом в акыде ахлю-с-сунна. Камалюддин аль-Баяди в “Ишарат аль-Марам” пишет:
«Имам аль-Матуриди на самом деле не создал своей школы — он просто подробно изложил мазхаб Абу Ханифы и его учеников».