Вопрос: Ассаламу алейкум! В нашей местности распространен ханафитский мазхаб, а также псевдосалафитское понимание религии, которому поддалось большинство молодежи. Я и сам в одно время не знал за какой группой следовать. В конечном счете я принял решение следовать за пониманием потомков Пророка (мир ему и благословение Аллаха), таких как Мухаммад Аляви аль-Малики, Али Джифри, Мухаммад ас-Саккаф. Затем узнал и про ученых Шама, Йемена, Магриба, Пакистана и Индии (Аль-Азхар, Деобанд и др.). Понял, что все они придерживаются ашаритской/матуридитской акыды. Псевдосалафиты же, обзывая таких ученных «суфиями», относят их к другим течениям и нововведенцам. Даже к потомкам Пророка (мир ему) не проявляют уважение. Все грешны, кроме пророков (мир им), но может ли потомок Пророка вести народ в заблуждение?! Суть моего вопроса в следующем: не могли бы Вы рассказать о хадисах, в которых Пророк (мир ему) указывает о следовании за его родней, и как мы должны к ним относиться? Есть ли эти хадисы и хадисы о следовании «большинству» в общепризнанных сборниках хадисов? (Нальчик, Кабардино-Балкария)

Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

От мусульманина, конечно, ожидается почтительное и уважительное отношение к потомкам пророка (салляллаху алейхи уа саллям), ведь они – из его благородного семейства.

Имам Ибн Кясир (милость ему Аллаха) писал:

ولا تُنكَرُ الوصاةُ بأهل البيت، والأمر بالإحسان إليهم، واحترامهم وإكرامهم؛ فإنَّهم من ذريَّة طاهرة، مِن أشرف بيت وُجد على وجه الأرض، فَخرًا وحسَبًا ونسَبًا، ولا سيَّما إذا كانوا متَّبِعين للسُّنة النبويَّة، الصَّحيحة الواضحة الجليَّة، كما كان عليه سلفُهم، كالعبَّاس وبنِيه، وعليٍّ وأهل بيتِه وذُريَّته، رضي الله عنهم أجمعين

Нельзя отрицать, что семью пророка (мир ему и благословение Аллаха) нужно уважать, и людей следует побуждать к уважительному, почтительному и достойному отношению к ее представителям, ведь они принадлежат к чистому семейству, являющемуся во всех аспектах наиболее почтенным из всех существовавших на земле. Особенно это касается тех представителей данной семьи, которые придерживались достоверной и чистой пророческой сунны так же, как их предки, например, господин Аббас и его дети, господин Али, его семья и дети, да будет доволен всеми ими Аллах. (Ибн Кясир. Тафсир. – Том 7, стр. 201)

Однако необходимость уважительного отношения к потомкам пророка (салляллаху алейхи уа саллям) не означает, что они непогрешны и не могут оказаться в заблуждении. Если человек верит, что потомки пророка (салляллаху алейхи уа саллям) не могут впасть в заблуждения и ошибки, то это серьезный изъян в акыде (убеждениях) человека, ведь единственные люди, защищенные Аллахом от заблуждений, – это пророки (мир им).

Поэтому, если установлено, что определенный человек является потомком пророка (салляллаху алейхи уа саллям), он заслуживает уважения. Но это не означает, что за ним нужно следовать во всех его поступках, и что его убеждения бесспорно верны. Его поступки, убеждения и учения – независимо от того, кто он, и сколько у него последователей, – должны быть соизмерены с Кораном и Сунной. Если они противоречат Корану и Сунне, за этим человеком не нужно следовать, хотя уважительное к нему отношение все равно должно проявляться из-за одного того факта, что он – потомок пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

Аллах четко говорит в Коране, что нужно следовать лишь за тем, что соответствует учению пророка (салляллаху алейхи уа саллям):

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ. قُلْ أَطِيعُوا اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَإِنْ تَوَلَّوْا فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْكَافِرِينَ

Скажи:
– Если вы действительно любите Аллаха, следуйте за мной, и Аллах полюбит вас и простит вам грехи. Аллах – Прощающий и Милостивый.
Скажи:
– Повинуйтесь Аллаху и посланнику.
Если они далее отвернутся, то ведь Аллах не любит неверующих. (Коран, 3:31–32)

В другом аяте Аллах говорит:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا

Берите то, что дает вам посланник, и сторонитесь того, что он вам запрещает. (Коран, 59:7)

И в хадисе мы обнаруживаем, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ясно указывал на необходимость следования его Сунне, а не сунне кого бы то ни было еще, независимо от того, кто они, за исключением верно ведомых халифов (Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, да будет доволен ими Аллах). Данные халифы действовали исключительно в рамках учения пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Поэтому о них и имеется отдельное указание, ведь, следуя за ними, человек тем самым следует учению пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:

عليكم بسنتي، وسنة الخلفاء الراشدين المهديين، عضوا عليها بالنواجذ

Придерживайтесь моей сунны и сунны верно ведомых халифов. Крепко держитесь ее! (Ибн Маджа. Сунан. – № 42, передал Ирбаз ибн Сария)

В другом хадисе пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:

من رغب عن سنتي فليس مني

Кто отвернется от моей сунны, тот не от меня. (Бухари. Сахих. – № 5063, передал Анас)

Данный хадис ясно показывает, что любой, кто отклонился от Сунны, не достоин следования за ним.

Если вы говорить о хадисе, на который вы ссылались в своем вопросе, он звучит так:

يا أيها الناس إني تركت فيكم ما إن أخذتم به لن تضلوا: كتاب الله، وعترتي أهل بيتي

Люди! Я оставил среди вас то, благодаря чему вы никогда не заблудитесь, если будете твердо придерживаться этого. Это Книга Аллаха и моя семья. (Тирмизи. Сунан. – № 3786, передал Джабир ибн Абдулла)

Хадисоведы поясняли, что здесь имеются два значения:

1) Под семьей пророка (салляллаху алейхи уа саллям) подразумеваются его жены. В таком же значение слово «семья» употреблялось и в Коране (сура «Ахзаб»).

2) Под семьей пророка (салляллаху алейхи уа саллям) подразумевается представители его непосредственного и расширенного семейства, придерживающиеся Сунны. Об этом писал имам Тахави (милость ему Аллаха):

العِترة: هم أهلُ بيتِه صلَّى الله عليه وسلَّمَ، الذين هم على دِينه، وكذلك المتمسِّكون بأمْره

Слово «семья» обозначает семейство пророка (мир ему и благословение Аллаха) – тех, кто следует его учению, а также тех, кто придерживается его велений.

Имам Ибн Хаджар Хайтами (милость ему Аллаха) пояснял:

وفي رواية صحيحة: إنِّي تاركٌ فيكم أمرين، لن تضلُّوا إن تبعتموهما، وهما: كتابُ الله، وأهلُ بيتي عِترتي… وفي روايةٍ: كِتاب الله، وسُنَّتي…، والحاصل: أنَّ الحثَّ وقَع على التمسُّك بالكتاب، وبالسُّنة، وبالعلماء بهما من أهل البَيت

В достоверном повествовании приводятся слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Я оставляю вам два наследия. Вы никогда не заблудитесь, пока будете следовать за ними. Это Книга Аллаха и моя семья».
А в другом повествовании: «…Это Книга Аллаха и моя сунна».
Смысл данных повествований в необходимости следования Корану, Сунне и образованным представителям семьи пророка (мир ему и благословение Аллаха), придерживающимся учения Корана и Сунны. (Хайтами. Саваик мухрика. – Том 2, стр. 439)

Помимо данных двух великих имамов, другие известные хадисоведы тоже давали схожие разъяснения, каждое из которых указывало на одно и то же значение: следовать нужно лишь за теми представителями семьи пророка (салляллаху алейхи уа саллям), которые придерживаются учения Корана и Сунны пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Те же их убеждения и учения, которые противоречат Корану и Сунне, не достойны следования, хотя эти люди все равно заслуживают уважения из-за одного того факта, что они – потомки пророка (салляллаху алейхи уа саллям).

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал)
Q622

 

Источник:  askimam.ru