Вера в Судный День

  • Что означает вера в Судный День;
  • Что нам дает вера в Судный День;
  • Смерть;
  • Могила;
  • Конец Света;
  • Воскрешение;
  • Вознаграждение, наказание, Рай и Ад.

Что означает Вера в Судный День

 

Пятым столпом исламского вероучения является вера в Судный день. Уверовавший во Всевышнего Аллаха и Его посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, должен верить в наступление Конца Света и Судного Дня, так как Аллах сообщил об этом в Священном Коране.

Этот мир, все люди и живые существа, которые в нем живут, имеют конец. Когда придет назначенное Аллахом время, ангел Исрафиль подует в трубу «Сур» – это будет началом Конца Света. Все живое умрет. Нарушится прежний порядок расположения небес и земли, Вселенная примет другой вид.

После Конца Света пройдет некоторое время, и по воле Аллаха ангел Исрафиль подует в «Сур» во второй раз. Все люди воскреснут и будут созваны на место Сбора под названием «Махшар». Время, которое начнется с Воскрешения, по-арабски называется «Ахыра», оно будет длиться бесконечно.

На месте Сбора каждый предстанет перед Аллахом и будет давать отчет о том, что он сделал в своей земной жизни. Ангелы – Благородные Писцы (Кираман Катибин) выдадут книги деяний, в которых записаны хорошие и плохие поступки людей. И каждый человек увидит деяния, которые он совершил в этой жизни. Будут выявлены и взвешены на очень точных и справедливых весах (мизан) скрытые и явные грехи каждого. На одну чашу весов положат хорошие дела, на другую – плохие. Если перевесят хорошие дела, то по воле Аллаха этот человек, если был верующим, попадет в Рай. Если перевесят плохие, то Аллах может простить его по Своей Милости, а может подвергнуть наказаниям в Аду по Своей Справедливости. У неверующего на одной чаше весов окажутся его плохие дела, а на другой не будет ничего, так как условием принятия добрых дел является вера в сердце. Все неверующие попадут в Ад.

Людям воздастся в соответствии с тем, что они совершали в земной жизни. В Судный День каждый пожнет то, что посеял в этом мире, и ничьи права не будут ущемлены.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

رَوى ابنُ حِبَّانَ والترمذيُّ في جامِعِه أنَّ رسولَ الله صلى الله عليه وسلم قالَ:

“لا تزولُ قَدَمَا عبدٍ يومَ القيامةِ حتَّى يُسألَ عن أربعٍ عَن عُمُرِه فيما أفناهُ وعن جسدِهِ فيما أبلاهُ وعن عِلمِهِ ماذا عَمِلَ فيهِ وعن مالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ وفيما أنفقَهُ “. 

«В Судный День человек не уйдет с места отчета, пока не ответит на 4 вопроса: Как провел жизнь? Как использовал свое тело? Как заработал и использовал свое имущество? Как использовал свои религиозные знания?»[1]

ЧТО ДАЕТ ВЕРА в СУДНЫЙ День

 

Вера в Судный День пробуждает чувство ответственности за свои поступки и отношение к людям. Верить в Судный День – это значит верить в воскрешение после смерти, в предстоящий отчет перед Аллахом за все содеянное в этой жизни. Верить, что те, кто делал добро, получат вознаграждение, а те, кто совершал зло, получат наказание. Убеждение в истинности наступления Судного Дня дает человеку следующее:

  1. Она охраняет человека от плохих поступков, направляет на добрые и правильные дела, совершенствует нравственность. Люди, обладающие такой верой, не причинят никому зла. Каждый из них будет относиться к другому с уважением и стараться делать добро, используя для этого любую возможность. Отношения между людьми будут отличаться взаимным пониманием и любовью. Человек, уверовавший в Судный День, способствует утверждению мира и согласия в обществе.
  2. Тот, кто верует в Судный День, готовит себя к Вечной жизни. Когда человек собирается в дальнюю дорогу, то заранее запасается провизией и всем необходимым, что может понадобиться в пути. Ведь если не сделать этого, то путешествие может оказаться неудачным, и человек не достигнет цели. Подобно этому люди должны готовиться к Судному Дню и Вечности. А для этого нужно запастись: верой, терпением и соблюдением повелений Аллаха. Тот, кто должным образом подготовится, в будущей жизни добьется успеха, а тот, кто не готовился, поймет свою ошибку уже в момент смерти. Он захочет вернуться назад, в этот мир, чтобы исправить свою жизнь, но будет уже слишком поздно, и Аллах не примет его просьбу. В Священном Коране по этому поводу говорится:

«Когда же смерть придет к человеку он воззовет: “Господи, верни меня обратно! Я буду непременно совершать благие дела которые оставил”»[2]

حَتَّى اِذَا جَاءَ اَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ رَبِّ ارْجِعُونِ

لَعَلِّي اَعْمَلُ صَالِحًا فِيمَا تَرَكْتُ

 

  1. Вера в Судный День и наступление справедливого воздаяния служит утешением для людей, помогая пережить жизненные несправедливости. В этом мире бывает так, что один человек делает добро и умирает, так и не получив благодарности. Бывает и так, что кто-то не может восстановить свои законные права на протяжении всей жизни, а злодеи умирают, так и не получив должного наказания. В Судный День каждый обязательно получит воздаяние за свои поступки по справедливости. Совершавший добро получит вознаграждение, злодей будет наказан, а ущемленные права будут восстановлены.

Смерть

Аллах создал человека, дал ему жизнь и определил срок его пребывания в этом временном мире. Он определил каждому, когда и сколько он будет жить, где и как умрет. Причины смерти могут быть разными, но сама смерть неизбежна. Человек – великое творение Всевышнего, состоящее из души и тела. С душой наше тело обретает жизнь и движение. Когда же наступает час, определенный Аллахом, душа отделяется от тела, это и называется смертью. Все люди смертны, никто не сможет спастись от нее. В Священном Коране говорится:

«Каждая душа почувствует вкус смерти»[3].

كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ

 

«Где бы вы ни были, смерть настигнет вас, даже если укроетесь в укрепленных крепостях или высоких башнях»[4].

اَيْنَ مَا تَكُونُوا يُدْرِكُّمُ الْمَوتُ وَلَوْ كُنْتُمْ فِي بُرُوجٍ مُشَيَّدَةٍ

 

Смерть – это не исчезновение, а переход из земной жизни в жизнь вечную. Для тех, кто искренне верил и выполнял свои обязательства перед Аллахом, это переход в лучшую и прекрасную обитель, пребывание в которой не будет иметь конца.

Могила

Период существования человека после смерти до последующего воскрешения проходит в могиле. Тело умершего человека разлагается и смешивается с землей, за исключением тел пророков и святых праведников. Что же касается души, то она отделяется от тела и не умирает.

После захоронения к умершему подходят два ангела: Мункар и Накир, которые допрашивают его. Для тех, кто правильно ответит на их вопросы, могила станет местом отдыха, а для тех, кто не сможет ответить, она станет местом мучений. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Могила – это один из садов Рая или одна из бездн Ада»[5].

Могила будет отдыхом в одном из садов Рая для того, кто верил, выполнял обязанности перед Аллахом и был добрым по отношению к другим. Тот же, кто не верил и совершал запретное, будет пребывать в могиле, словно в одной из адских ям.

Конец Света

Как уже было сказано ранее, в установленное Всевышним Аллахом время ангел Исрафиль подует в трубу «Сур». Раздастся страшный звук, и все живое погибнет. Вселенная изменится – небеса расколются, Солнце свернется и погаснет, луна затмится и сольется с Солнцем, сверкающие звезды погаснут и осыплются, словно град, земля подвергнется ужасному землетрясению, моря закипят, горы оторвутся от земли и взлетят, словно пух. После этого Небеса и Земля примут новую форму. Это события Конца Светакоторый по-арабски называется  «Кыйамат». Время его наступления знает только Аллах.

В Священном Коране говорится:

«И подуют в рог, и умрут все, кто на небесах, и все, кто на Земле, кроме тех, кого Всевышний пожелал [оставить]. Затем подуют еще раз, и все они [люди, джинны, ангелы] предстанут ожидая (Суда)»[6].

وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَصَعِقَ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَمَن فِي الْأَرْضِ إِلَّا مَن شَاء اللَّهُ ثُمَّ نُفِخَ فِيهِ أُخْرَى فَإِذَا هُم قِيَامٌ يَنظُرُونَ

«И как только подуют в горн, так сразу, без промедления они восстанут из могил иустремятся к Господу своему, говоря: «О горе нам! Кто поднял нас с постели [из могил; пробудил ото сна]?!» [Им ответят:] “Это – обещанное Всемилостивым и правдиво переданное посланниками Его”».[7]

وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَإِذَا هُم مِّنَ الْأَجْدَاثِ إِلَى رَبِّهِمْ يَنسِلُونَ. قَالُوا يَا وَيْلَنَا مَن بَعَثَنَا مِن مَّرْقَدِنَا

هَذَا مَا وَعَدَ الرَّحْمَنُ وَصَدَقَ الْمُرْسَلُونَ

ВОСКРЕШЕНИЕ

После Конца Света, когда ангел Исрафиль второй раз затрубит в «Сур», люди воскреснут и явятся к месту Сбора «Махшар». Для Всевышнего Аллаха, изначально создающего из ничего, нет никакой трудности воскресить всех заново:

«Человек вопрошает: «Если я умру, то как смогу в последующем выйти [из земли] живым?!» Он, наверное, забыл, что когда-то был сотворен Богом, а до этого его не было»[8].

وَيَقُولُ الْإِنْسَانُ أَئِذَا مَا مِتُّ لَسَوْفَ أُخْرَجُ حَيًّا

أَوَلَا يَذْكُرُ الْإِنْسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِنْ قَبْلُ وَلَمْ يَكُ شَيْئًا 

«Неужели человек думает, что Мы не соберем его костей? Несомненно!  Мы можем восстановить даже кончики его пальцев»[9].

أَيَحْسَبُ الْإِنسَانُ أَلَّن نَجْمَعَ عِظَامَهُ بَلَى قَادِرِينَ عَلَى أَن نُّسَوِّيَ بَنَانَهُ

«Разве не видит человек, что Мы сотворили его из капли, а теперь он открыто препирается?! Забыв о том, откуда и как появился на свет, он приводит Нам примеры, говоря: «Кто сможет оживить истлевшие кости?!» Ответь: «Оживит их тот, Кто изначально сотворил их. Он знает обо всем сотворенном». «Он тот, Кто сделал для вас огонь из зеленого дерева. Им вы разжигаете огонь! Неужели Тот, Кто сотворил небеса и Землю не сможет сотворить подобных им?! Напротив! И Он Творец, Знающий. Когда пожелает Он что-либо – лишь скажет ему «будь», и это непременно будет. Пречист Тот, под Чьим управлением полное властвование абсолютно всем. И к Нему вы будете возвращены»[10].

أَوَلَمْ يَرَ الْإِنْسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِنْ نُطْفَةٍ فَإِذَا هُوَ خَصِيمٌ مُبِينٌ

وَضَرَبَ لَنَا مَثَلًا وَنَسِيَ خَلْقَهُ قَالَ مَنْ يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ

قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنْشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ

الَّذِي جَعَلَ لَكُمْ مِنَ الشَّجَرِ الْأَخْضَرِ نَارًا فَإِذَا أَنْتُمْ مِنْهُ تُوقِدُونَ

أَوَلَيْسَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بِقَادِرٍ عَلَى أَنْ يَخْلُقَ مِثْلَهُمْ بَلَى

وَهُوَ الْخَلَّاقُ الْعَلِيمُ

انَّمَا أَمْرُهُ إِذَا أَرَادَ شَيْئًا أَنْ يَقُولَ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ

فَسُبْحَانَ الَّذِي بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Он выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого. Дает жизнь земле после ее смерти. Таким же образом и вы будете выведены [Из ваших безжизненных останков Он воскресит вас живыми]»[11].

يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ

وَيُحْيِي الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَكَذَلِكَ تُخْرَجُونَ

«О люди! Если вы испытываете сомнения относительно воскресения [после смерти], то [вспомните, что] Мы сотворили вас [ваших прародителей] из земли, потом [всех остальных] – из [капли] семени, которое превратили в сгусток крови, а затем в кусочек, частично сформированный, частично бесформенный, чтобы разъяснить вам [эту тайну]. И по Нашей воле то, что угодно Нам, остается во чревах на определенный срок. Затем выводим [каждого из материнского чрева сформировавшимся] младенцем, чтобы вы [росли и] достигали зрелости. Кто-то из вас умирает [в детстве, юности, зрелости], а кто-то доживает до глубокой старости, когда он уже мало что знает.
Ты ведь видишь землю мертвой [без растительности на ней; угасшей, тихой, неподвижной], а когда Мы низводим на нее воду, она начинает трепетать [биться, содрогаться от пробуждающейся в ней жизни], приподнимается [набухает от воды и оживающих семян, растений] и зарастает ликующими парами [радостными; великолепными, красивыми растениями, травами]»[12].

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِن كُنتُمْ فِي رَيْبٍ مِّنَ الْبَعْثِ فَإِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن تُرَابٍ ثُمَّ مِن نُّطْفَةٍ

 ثُمَّ مِنْ عَلَقَةٍ ثُمَّ مِن مُّضْغَةٍ مُّخَلَّقَةٍ وَغَيْرِ مُخَلَّقَةٍ لِّنُبَيِّنَ لَكُمْ وَنُقِرُّ فِي الْأَرْحَامِ

 مَا نَشَاء إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى ثُمَّ نُخْرِجُكُمْ طِفْلًا ثُمَّ لِتَبْلُغُوا أَشُدَّكُمْ وَمِنكُم

 مَّن يُتَوَفَّى وَمِنكُم مَّن يُرَدُّ إِلَى أَرْذَلِ الْعُمُرِ لِكَيْلَا يَعْلَمَ مِن بَعْدِ عِلْمٍ

شَيْئًا وَتَرَى الْأَرْضَ هَامِدَةً فَإِذَا أَنزَلْنَا عَلَيْهَا الْمَاء

اهْتَزَّتْ وَرَبَتْ وَأَنبَتَتْ مِن كُلِّ زَوْجٍ بَهِيجٍ

«Аллах, нет бога, кроме Него. Нет ни капли сомнения в том, что соберет Он вас всех ко Дню Суда, неизбежность которого однозначна. Кто может быть правдивее Его в словах [в том, что обещает]?!»[13]

اَللّهُ لا إِلَهَ إِلاَّ هُوَ لَيَجْمَعَنَّكُمْ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ لاَ رَيْبَ فِيهِ وَمَنْ أَصْدَقُ مِنَ اللّهِ حَدِيثًا

«Он спрашивает: «Когда настанет День воскрешения?» Тогда, когда зрение помрачится и луна затмится, и солнце с луной соединятся, скажет человек в тот День: «Где мне убежище?» Нет, не будет никакого убежища. В тот День у Господа твоего прибежище. В тот День будет возвещено человеку, что он уготовил вперед и отложил» [14].

يَسْأَلُ أَيَّانَ يَوْمُ الْقِيَامَةِ فَإِذَا بَرِقَ الْبَصَرُ وَخَسَفَ الْقَمَرُ  وَجُمِعَ الشَّمْسُ وَالْقَمَرُ

يَقُولُ  الْإِنسَانُ يَوْمَئِذٍُ أَيْنَ الْمَفَرّ كَلَّا لَا  وَزَر إِلَى رَبِّكَ يَوْمَئِذٍ الْمُسْتَقَرُّ

 يُنَبَّأُ الْإِنسَانُ يَوْمَئِذٍ بِمَا قَدَّمَ وَأَخَّرَ

Точное время наступления Судного Дня известно лишь Всевышнему Аллаху. В Священном Коране и изречениях (хадис) пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, названы лишь некоторые признаки его наступления, которые подразделяются на малые и большие.

 

Малые признаки:

1. На земле распространится невежество, исчезнут религиозные знания, люди станут открыто употреблять алкоголь и совершать прелюбодеяние;

2. Человеческая жизнь обесценится, увеличится число убийств, которые будут считаться привычными событиями;

3. Не останется справедливости и права, понятия «дозволенное» (халяль) и «запретное» (харам) будут преданы забвению;

4. Станут меньше слушаться родителей;

5. Распространится обман при взвешивании и отмеривании;

6. Уважение к человеку уменьшится до крайности. Не будут выслушиваться советы;

7. В городах увеличится число переселенцев и беженцев. Дома станут выше. Дурные люди станут в почете, им будет принадлежать власть и слово;

8. Сильно распространится гадание и азартные игры. Время станет пролетать незаметно;

9. Увеличится расточительство. Предпочтение будет отдаваться благам и наградам мирской жизни.

Большие признаки:

  1. Появится дым и простоит сорок дней;
  2. Появится Даджаль (Антихрист);
  3. Появится зверь «Даббатуль-‘ард»;
  4. Солнце взойдет на западе;
  5. Племена Йаджудж и Маджудж рассеются по земле.
  6. Спустится на землю пророк Иса (Иисус), мир ему.
  7. Со стороны Хиджаза[15] явится сильный огонь.
  8. На западе, востоке и на аравийском полуострове просядет поверхность земли.

Вознаграждение и наказание. Рай и Ад

 

В Судный День за совершённые добрые дела в земной жизни человека ждет вознаграждение, а за плохие поступки – наказание.

Эта жизнь – испытание для человека. Тот, кто был добрым к людям, выполнял повеления Аллаха и воздерживался от того, что Он запретил, будет щедро вознагражден. В Вечной жизни каждому за то, что он сделал в этом мире, воздастся сполна.

В Священном Коране говорится:

«В Судный День Господь установит весы Справедливости. Ни одна душа даже в малом не будет ущемлена. Незначительнейший поступок  – и тот будет учтен (представлен). В качестве выносящего решение Нас [говорит Господь миров] будет достаточно»[16].

وَنضَعُ الْمَوازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيامَةِ فَلاَ تُظْلَمُ نَفْسٌ

شَيْئاً وَإنْ كَانَ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِنْ خَرْدَلٍ أتَيْنَابِهَا وَكَفَى بِنَا حَاسِبِينَ

«Кто совершит навес пылинки благо, непременно увидит это. И кто совершит навес пылинки зло, тот [также] увидит это [в Судный День, то есть ничто не останется незамеченным]»[17].

فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْراً يَرَهُ وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ

Рай (по-арабски – «джанна») – место для вознаграждения верующим. Там есть такие дары, которых нет на земле и которые человек даже не может себе представить. В Раю каждый человек сможет получить все, что захочет, и ему не придется ждать. Там нет страха, печали и болезней. Не будет смерти, никто не состарится, каждый останется молодым навечно. Человек, вошедший в Рай, никогда не выйдет оттуда. Там он найдет все, что ему захочется, будет радоваться и наслаждаться бесконечно. В Священном Коране говорится:

«Те же, которые уверовали [в Аллаха (Бога)] и совершали благие поступки, они – обитатели Рая, они пребудут там вечно»[18].

وَالَّذِينَ ءَامَنُوا وَعَمِلُواالصَّالِحَاتِ أُولَئِكَ أَصْحابُ الْجَنَةِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Для богобоязненных в Раю уготовано все, что, они пожелают, и у Нас есть добавка к этому»[19].

لَهُمْ مَا يَشَاءُونَ فِيهَا وَلَدَيْنَا مَزِيدٌ

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, глашатай возгласит: «Поистине, будете вы жить (вечно) и никогда не умрете, и, поистине, будете вы здравствовать и никогда не заболеете, и, поистине, будете вы молодыми и никогда не состаритесь, и, поистине, будете вы благоденствовать и никогда не постигнет вас (ничто) дурное!»[20]

Описывая райскую обитель, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «В Раю есть то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека», – (после чего) прочитал (аят, в котором сказано): «…те, которые отстраняются боками своими от лож, взывая к Господу своему со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали?»[21]

Ад (по-арабски «джаханнам») – это место наказания неверующих, злодеев и грешников. Верующие, которые не соблюдали повелений Аллаха, если Всевышний не простит их, будут находиться в Аду некоторое время, после чего войдут в Рай. А тот, кто умер без веры в сердце, в том числе лицемеры (мунафик), останутся в Аду навечно. В Священном Коране говорится:

«Те же, кто был неверующим, безбожником и не уверовал в Наши знамения (опровергал их, считал ложью), они – обитатели Ада навечно»[22].

وَالَّذِينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِئَايَاتِنَا أُولَئِكَ اَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Двуличные… Они [навечно будут помещены] на низшую ступень Ада. Ты никогда не найдешь того, кто поможет им [оттуда выбраться]»[23].

إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ اْلأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَنْ تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا

 


[1] Ат-таргыб ват-тархиб, том I, стр. 125.

[2] Св. Коран, 23:99–100.

[3] Св. Коран, 3:185.

[4] Св. Коран, 4:78.

[5] Аджлуни, «Кашфуль Хафа», том II, стр. 90.

[6] Св. Коран, 39:68.

[7] Св. Коран, 36:51,52.

[8] Св. Коран, 19:66,67.

[9] Св. Коран, 75:3-4.

[10] Св. Коран, 36:77-83.

[11] Св. Коран, 30:19.

[12] Св. Коран, 22:5.

[13] Св. Коран, 4:87.

[14] Св. Коран, 75/6-13.

[15] Хиджаз – территория на западе Аравийского полуострова, где расположены священные города Мекка и Медина.

[16] Св. Коран, 21/47.

[17] Св. Коран, 99:7-8.

[18] Св. Коран, 2:82.

[19] Св. Коран, 50:35.

[20] Муслим, «Джаннат», 22.

[21] Муслим, «Джаннат», 5.

[22] Св. Коран, 2:39.

[23] Св. Коран, 4:145.