Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллах, уважаемый муфтий.
Некоторые братья сеют сомнения относительно принадлежности некоторых книг имаму Абу Ханифе, указывая, что иснад этих книг слабый или прерванный. В связи с этим у меня следующие вопросы:
1) Книги «Фикх-уль-Акбар», «Фикх-уль-Абсат», «Васыя» являются ли на самом деле книгами имама Абу Ханифы? Кто из ученых подтверждал, что эти все книги и поэма принадлежат имаму Абу Ханифе? Какие есть доказательства тому, что все эти книги принадлежат перу этого великого имама? И если иснад слабый, говорит ли это о том, что книги ему не принадлежат?
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Авторство имама Абу Ханифы в отношении трудов «Фикх-уль-Акбар» и «Васыя» установлено достоверно. О его авторстве «Фикх-уль-Акбар» говорил Ибн-ун-Надим (438 г.х.) в своем труде «Аль-Фихрист», который считается авторитетным источником в перечислении книг и их авторов ранних времен. Кроме того, существуют махтуты (манускрипты) данной книги, у которых есть достоверная цепочка передатчиков вплоть до имама Абу Ханифы. Например, в одном из таких манускриптов приводится следующая цепочка:
«Али ибн Ахмед аль-Фариси от Насра ибн Яхъи от Абу Мукатиля (Хафса ибн Муслима ас-Самарканди) от Исама ибн Юсуфа от Хаммада, сына имама Абу Ханифы, от его отца».
Ведущие ханафитские алимы — такие, как мулла Али Кари, аллама Чилпи, Аль-Магнисави и другие — написали комментарии к книге «Аль-Фикх-уль-Акбар» и подтвердили ее в качестве книги имама Абу Ханифы.
Путаница, вероятно, возникает от того, что существуют две книги с названием «Аль-Фикх-уль-Акбар». Одна из них — это известный труд, переданный Хаммадом, сыном имама Абу Ханифы. Это та самая книга, которую мы обсуждали выше. И это именно тот известный труд «Аль-Фикх-уль-Акбар», который обычно имеется в наличии в исламских библиотеках и книжных магазинах и который совершенно точно является книгой имама Абу Ханифы.
Авторство второй книги с тем же названием «Аль-Фикх-уль-Акбар» также приписывается имаму Абу Ханифе, но через передатчика Абуль-Мути’ аль-Балхи. Этот «Аль-Фикх-уль-Акбар» чуть более сжат по сравнению с другим. У алимов есть сомнения по поводу того, что данный «Аль-Фикх-уль-Акбар» является книгой имама Абу Ханифы из-за передатчика Абуль-Мути’ аль-Балхи. Многие ученые по хадисам считали его «каззаб» (лжецом), поэтому к его словам относятся скептически.
Многие алимы также постановили, что книга «Аль-Фикх-уль-Абсат» неправильно приписывается перу имама Абу Ханифы из-за того, что она передана Абуль-Мути’ аль-Балхи. Они считают, что это труд самого Абуль-Мути’ аль-Балхи.
Если цепочка передатчиков слаба (как в случае с «Аль-Фикх-уль-Абсат» и вторым «Аль-Фикх-уль-Акбар», о которых я говорил), будет неправильным приписывать авторство имаму Абу Ханифе с абсолютной в том уверенностью. Самое большее, на что можно отважиться, — это сказать, что, быть может, это труд имама Абу Ханифы, а, быть может, и нет, и оставить это Аллаху.
Что касается первого «Аль-Фикх-уль-Акбар», переданного от Хаммада, является правильным говорить об авторстве имама Абу Ханифы, поскольку цепочка передатчиков достоверна.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
http://askimam.ru
машаАллах, все сомнения развеяны)) кто лучше самих ханафитских алимов знает что из книг ханафитов достоверно а что нет. мусульмане ханафиты и не только всегда ссылались на книги Абу Ханифы как аль фикхульакбар и ценили эти книги и уделяли им огромное внимание изучением и разъяснением. Все ханафитские алимы писали шарх на альфикх аль акбар а сегодня сектанты не согласные с содержанием книги не смогли придумать ничего кроме как сказать что она недостоверная))) хирая и подлая тактика
получается по их логике Абу Ханифа величайший ученый Ислама прожил жизнь занимаясь наукой и не написал не одной книги которая бы дошла до нас и словно у него не было учеников которые передавали от него. это просто абсурд. зато когда им надо они с легкостью приводят цитаты из книги аль фикху ль абсат хотя эта книга на самом деле не достоверная. Как говорится что не сделаешь для своих целей! Как говорили ученые что ахлюльбидиъа всегда усиляли свои источники и принижали источники ахлю сунны!вот так они делают и сегодня
Это самый легкий способ опровергнуть что угодно, нужно просто сказать: это не достоверно. Но факт в том, что именно книга «аль фикх аль акбар» является утвержденной книгой имама Абу Ханифы! Ее передал его сын и он не просто передал ее по памяти, но он записал ее от него, некоторые скажут что у него, т.е. сына имама была плохая память, но при чем здесь память, когда он записал это)) понимаете? И все ханафитские алимы (и не только ханафитские) утвердили достоверность этой книги от имама Абу Ханифы! И поистине, это из самых великих книг в этой теме и это первая книга по акыде. Сегодня многие мусульмане слушают разных шейхов и проповедников и думают что следуют саляфам но они даже не знают что есть книги по акыде которые написали саляфы которые жили через очень маленький промежуток времени после пророка мир ему и благословение! Так что братья надо знать, как отвечать на ложь сектантов, которые ищут пути что бы опровергнуть истину и опровергнуть достоверное от имамов! АльхамдулиЛляхи раббиль Ъалямин
Читай, во имя Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка.