Уважаемые читатели! С радостью сообщаем вам, что известный философ Али Вячеслав Полосин будет вести в нашей газете цикл бесед по исламской апологетике. Что это такое?
Апологетика (от греческого слова apologetikos — защищающий) — это защита положений своей веры на основании доводов разума. А исламская апологетика — это защита Ислама от нападок и от рациональной критики его учения, практики и истории посредством доводов разума.
Мы живем в XXI веке, когда борьба идей идет с применением всех средств хай-тек: появилось множество книг, статей и целых сайтов, посвященных критике нашей религии, ее первоисточников и правовых предписаний.
Некоторая часть ошибочных суждений об Исламе исходит от искренне заблуждающихся людей, лишенных достоверной литературы. Другая часть грешит тенденциозностью и явным желанием переманить мусульман в свою веру. Особенно усердствуют в этом миссионеры ряда конфессий и сект, работающих адресно именно среди мусульман.
Наибольший поток антиисламской информации имеет электронную форму. Интернетом в последнее время пользуется все больше и больше людей, он стал средством общения поверх всех границ. Объективно назрела насущная необходимость публикации компетентных и обоснованных научно-философских материалов, которые противодействовали бы распространению дезинформации о нашей религии.
Беседы Полосина — итог внимательного знакомства с различными антиисламскими пропагандистскими книгами и статьями в периодике, а также с англоязычными и русскоязычными сайтами, принадлежащими разным миссионерским организациям. Критики Ислама используют практически одни и те же аргументы, их нападки строятся по единой схеме — то есть мы имеем дело со своего рода штампами антиисламской пропаганды.
Беседы строятся в виде «вопроса-ответа», что отвечает реальности, когда каждого из нас спрашивают о вере. И мы должны уметь дать ясный и обоснованный ответ.
Вопрос: На каком основании вы считаете Мухаммада пророком? Он родился через 600 лет после Христа-Спасителя. Ничего значимого он не прорек о будущем. После него много еще всяких лжепророков было — Бахаулла, основатель бахаизма, например. Докажите, что Мухаммед — пророк! Без этого нельзя считать Коран истинной книгой!
Ответ:
Сначала следует оговорить, что слово «пророк» не равнозначно слову «предсказатель», хотя истинное и точное предсказание является одним из признаков истинного пророка. Пророк — это тот, кто, будучи призванным Самим Богом, говорит, прорицает от Его имени то, что Тот повелел, т.е. является глашатаем Бога. Он может говорить и о прошлом, и о настоящем, и о будущем.
Следует отметить, что вера в любого пророка основывается на убежденности в своем религиозном чувстве, на стремлении к истине и на убежденности в неложности знамений Всевышнего о Своем пророке или посланнике. Рационально, с помощью только аргументов рассудка, доказать веру в любого пророка, как и веру в Самого Бога, в принципе невозможно, ибо рассудок — не высшая способность души человека. Однако чувственная убежденность, вера, не должна противоречить законам рассудка, ибо он тоже дан Творцом как один из принципов бытия. Таким образом, вера не должна противоречить разуму и при возникновении сомнений ума может рационально подтверждаться на основе данных 5 органов чувств, правил языка и логики, постигнутых законов мироздания.
Что касается рациональных доводов в пользу пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), то можно сформулировать несколько аргументов:
1) Мухаммад не случайный человек в религии авраамического единобожия, а является потомком Авраама от Исмаила, наследником пророчеств и обетований, данных Аврааму.
Происходил Мухаммад из влиятельного мекканского клана Хашим племени Курайш. Родословная Мухаммада: Ибрахим (Авраам), Исмаил, Аднан (сын Исмаила), Меад, Низар, Мудар, Илйас, Мудрика, Хузайма, Кинана, Надр, Малик, Фихр, Галиб, Лувай, Ка’б, Мурра, Килаб, Кусай, Абд Манаф, Хашим, Абдулмуталлиб, Абдулла, Мухаммад. Было бы странным, если бы пророк был бы из среды китайцев или англичан, но его очевидное происхождение от ветви Авраама показывает качественную разницу между ним и многими лжепророками, не имевшими к Аврааму никакого отношения.
А ведь Аврааму было дано обетование об обоих его сыновьях! Нынешние критики Ислама об этом не любят говорить, но достаточно заглянуть даже в тот текст Библии (Торы), который сегодня считается богодухновенным и у иудеев, и у христиан:
«И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем» (Быт. 18:17–19).
Обетование Бог дал обоим сыновьям Авраама, а не одному! Да, завет Бог заключил тогда, при жизни Авраама, только с Ицхаком (Исааком), этого мы не отрицаем, на протяжении многих веков этот Завет действовал, и от потомков Ицхака произошло много святых пророков Божьих. Однако праведный Иаков предсказал, что по его линии Завет с Ицхаком закончится:
«И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни… Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего… Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и ему покорность народов» (Быт. 49:10).
Новый Закон примирения с Богом принесет Примиритель из другого рода. Какого? Никакие другие варианты, кроме потомства Авраама, в рамках Библии не рассматриваются: «благословятся в нем все народы земли». Поэтому ответ на этот вопрос можно искать только в пророчестве ангела об обоих сынах Авраама, т.е. в другом сыне — Исмаиле.
Обетование Аврааму в отношении его первенца Исмаила имело другой смысл и другой характер по сравнению с Ицхаком — не было Завета Бога с самим Исмаилом лично, как с Ицхаком, но было дано обещание, что его потомки будут вершить на земле «суд и правду», т.е. утвердят Закон Бога для общества и будут соблюдать его и проповедовать.
Мы не настаиваем на своих толкованиях текста Торы, зная, что иудеи и христиане имеют свои толкования, опирающиеся не на сам текст, а на сторонние источники — преданиях мудрецов, святых и т.п. Христиане при этом убеждены, что Иисус Христос (мир ему) провозгласил конец Завета Бога с Ицхаком и его потомками, и что он сам и является тем предсказанным праведным Иаковом (Якубом) Примирителем. Мы, однако, читаем, что, согласно Торе, Примиритель не может потомком Ицхака — Иакова — Иуды (а Иисус — их потомок) и что Примирителю покорились народы (а Иисуса отверг и его собственный народ).
Мы видим: в тексте Торы ясно утверждается обетование Бога Аврааму, что от потомков Исмаила тоже должно произойти восстановление Закона Божьего на земле, а значит, — должен быть соответствующий посланник Бога, который получит от Него полномочия низвести и утвердить этот Закон. Никого среди потомков Исмаила, кто мог бы претендовать на эту миссию и на ее практическое исполнение в реальной истории кроме Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) не было и нет. Поэтому вера в Мухаммада как посланника Бога, Его пророка, разумна, обоснована также и текстом Библии и логично вписывается в историю авраамического единобожия.
2) Мухаммад проповедовал веру в единого Бога, Бога Авраама, Ицхака, Иакова, Моисея, что преемственно в цепи пророков после Авраама (мир им всем).
3) Миссия Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) не отрицается прошлыми (библейскими) пророчествами. Наоборот, можно найти ряд признаков, которые говорят скорее в пользу именно Мухаммада.
При этом следует отметить, что мусульмане не ищут в Библии опоры своей веры в Мухаммада, ибо для этого у них есть несомненное знамение, которым Всевышний сопровождал миссию Мухаммада — чудесный Коран. К Библии мусульмане обращаются в своей полемике с критиками Ислама лишь постольку, поскольку те обосновывают свои утверждения тем, что Библия якобы исключает возможность прихода в лице Мухаммада истинного пророка, завершающего цепь авраамических пророков единобожия. Мы им доказываем: нет, не исключает! Доказывать обратное не будем, ибо у оппонентов свои толкования Библии, но то, что не исключает — это очевидно.
Приведем один из примеров:
У пророка Аггея говорится: «И потрясу все народы, и придет Желанный (ХМД) для всех народов, и наполню дом сей славою», — говорит Господь Саваоф. «…Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, — говорит Господь Саваоф, — и на месте сем Я дам мир» (Аггей, 2:7–9). Три согласных буквы «ХМД» на иврите читаются как ХиМДа, на арамейском — ХиМиДа. Однако эти же три согласных, читаемые как аХМаД, означают то же самое на арабском языке, и именно таково имя Пророка, данное его родителями при рождении (Мухаммадом его назвал Сам Всевышний при призвании его на служение в 40 лет). Таким образом, можно читать текст пророчества, переводя слово буквально, как «желанный», «благословенный», а можно считать его и именем Ахмад, поскольку древние имена обыкновенно имеют содержательное значение.
Что же касается содержания пророчества Аггея, то непредвзятый взгляд на дальнейшую историю человечества показывает, что у иудеев в их собственной истории ничего подобного предсказанному не было. Зато, если читать: «И придет Ахмад для всех народов», то мы увидим точное исполнение сего пророчества в отношении потомков Авраама из среды «братьев Ицхака», т.е. из потомков Исмаила, и в отношении Мекканского Храма, вокруг которого человечеству был навеки дан мир (СЛМ — «шалом») с Богом, т.е. по-арабски: «иСЛаМ».
4) В результате деятельности Мухаммада была образована новая цивилизация единобожия, Царство Божие на земле. Он является единственным человеком в истории, который дал миру все нужное для таких грандиозных свершений. Если евангельский Иисус только молил Бога: «Да приидет Царствие твое, да будет воля твоя на земле, как на небе» (Мф. 5:1), то при Мухаммаде это реально исполнилось.
5) Потрясают успехи и сроки образования, распространения и укрепления всей этой цивилизации. Ведь до этого арабы ничего грандиозного миру дать не сумели. И вдруг они за какие-то сорок-пятьдесят лет сумели дать миру качественно новый тип культуры. Этот потрясающий успех не мог произойти без Божественного вмешательства.
6) После начала его пророчества огромное количество людей из самых различных народов и культур отказались от язычества и уверовали в единого Бога-Творца. До Мухаммада идеи единобожия не стали достоянием очень многих народов. Мусульмане же сумели распространить веру среди народов Азии, Африки и непросвещенной Европы.
Таким образом, аргументы рассудка не могут доказать веру ни в какого пророка, но вера в каждого пророка не должна входить в противоречие с рассудком. Рациональные аргументы в идеале должны подкреплять веру, показывать ее внешнюю правильность и внутреннюю непротиворечивость. Вера в Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) как Пророка и Посланника Господа миров разумна, она соответствует логике рассудка и логике предыдущих Писаний единобожия.
Медина аль-Ислам № 2 (51) 12-18 января 2008
Ма шаАллах!
Вячеслав Али очень хорошо объясняет. Хвала Всевышнему что есть такие люди в Исламе!