И я говорю:

В первой части его[1] слов заключено то, что в них есть: слова Пророка (да благословит его
Аллах и да приветствует) – это Откровение, и в этом нет никаких сомнений, и в реальности
тут, то есть в том, что между ним и Аллахом, нет разногласий. Но люди по-разному могут
понимать слова, и самым явным доказательством служат слова Ибн Хазма, которые перед
нами.

Он приводит слова Всевышнего Аллаха в качестве довода:

أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ اللَّهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلَافًا كَثِيرًا

«Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий»[2]

Так он указывает, что разногласия порицаются, однако почти все толкователи Корана
единогласно говорят[3], что это касается основ религии и вероучения, но не фикха. И не
перестаешь удивляться тем, кто относит этот аят к разногласиям в фикхе.

А слова Всевышнего Аллаха:

وَأَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَا تَنَازَعُوا فَتَفْشَلُوا وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ وَاصْبِرُوا إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ

«…и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо
Аллах – с терпеливыми»[4]

— касаются разногласий во время войны, что приводит к расколу в рядах мусульман перед
врагом.

Контекст обоих аятов очевидно указывает на это, и тут нет никакой связи с разногласиями в
фикхе. Как же не удивляться тем, кто считает, что это относится к разногласиям в фикхе?!

Расхождение между двумя сторонами и то, что в качестве довода приводится некий аят, не
означает, что сердца разобщены, и не означает, что это не от Аллаха. И реальность выступает
в качестве самого сильного доказательства этому, ведь обе стороны признают, что этот аят –
слово Всевышнего Аллаха, но разошлись в его толковании[5].

[1] То есть Ибн Хазма. Прим. Абу Али.

[2] Коран, 4:82.

[3] Кроме того, что передается от аль-Музани в «Джами баян аль-ильм» (2:83).

[4] Коран, 8:46.

[5] Это ошибка в некоторых исследованиях, и имам ат-Тахави из числа наших
предшественников указал на это в «Шарх маани аль-асар» [2:134]:

«И если понимать таким образом этот хадис, то мы не идем ни против чего из этого и тоже
утверждаем его. Наше разногласие с вами заключается в его толковании, но не в самом
хадисе, ведь мы толкуем этот хадис так, как толкование позволяет. Поэтому поймите, что
разногласие в толковании и противоречие хадису – это разные вещи! И тот, кто
расходится с вами в толковании этого хадиса, не идет против этого хадиса».

И так мы можем понять научную компетентность тех, кто пишет в «Причинах
разногласиях факихов», призывая в начале книги следовать Корану и Сунне и приводя
хадис: «Я оставил вам две вещи – и, кто будет этому следовать, тот никогда не собьется с
истинного пути: Книгу Аллаха и Сунну вашего Посланника». Компетентности и знаний
этого человека хватило лишь на то, чтобы отнести этот хадис к «Мишкату».

И он приводит слова Всевышнего Аллаха:

فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّـهِ وَالرَّسُولِ

«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и
Посланнику» [4:59].

И при разногласиях надо обратится к Корану и к Сунне Посланника Аллаха (да
благословит его Аллах и да приветствует), и таковы его ответ и знание разногласий
факихов.