Что касается ответа на то, что мы берем в расчет мнения каждого имама, то мы отвечаем: «Да,
мы принимаем законность этого мнения за исключением случая, если есть доказательство
ложности этого мнения или если это мнение противоречит иджме либо подавляющему
большинству ученых из числа саляфов и халяфов».

И это то, что некоторые называют «редким противоречием», или то, что саляфы называли
редкими мнениями ученых либо их отклонениями, или [ситуация,] когда разногласие крайне
слабое, как указал кади Абу Я’ля[1].

Я перечислю некоторые мнения имамов, которые я привел в своей книге «Асар аль-хадис аш-
шариф», и добавлю к этому еще кое-что.

Имам аль-Байхакы[2] передает со своим иснадом до имама-муджтахида Абу Амра аль-Авза’и
(рахимахуллах), что он сказал:

«Кто берет редкие мнения ученых, тот вышел из Ислама». Эти слова упомянул и аз-
Захаби[3].

И аль-Багави передает со своим иснадом в «Аль-Джа’дият» и Ибн Абдуль-Барр до Сулеймана
ат-Тайми, ученого и аскета:

«Если ты будешь брать облегчение от каждого ученого, то в тебе соберется все
зло»,[4] – и к этим словам он добавил следующее: «Это единое мнение (иджма),
насчет которого я не знаю разногласий».

И в «Шарх Иляль ат-Тирмизи» Ибн Раджаба цитируются слова Ибрахима ибн Абу ‘Абля, одного
из учителей имама Малика:

«Кто собирает отвергнутые мнения ученых (шазз), тот собирает огромное зло. И
Муавия ибн Курра сказал: «Остерегайся отвергнутых мнений в вопросах знаний»»[5].

И алляма аль-Кавсари (рахимахуллах) в примечаниях к «Зайль тазкира аль-хуффаз»[6]
передает слова Абу ‘Абля следующим образом:

«Кто следует отвергнутым мнениям ученых, тот впадет в заблуждение».

Имам аль-Байхакы передает от имама шафиитов в Ираке, Абуль-Аббаса ибн Сурейджа, а также
от имама маликитов Ирака, кадия Исмаиля ибн Исхака, что он сказал:

«Я пришел к аль-Му’тадиду, и он дал мне какую-то книгу, и я посмотрел и увидел, что
в ней собраны послабления из числа ошибок ученых. И я сказал ему: «О повелитель
правоверных, автор этой книги – зиндык». И он спросил: «Разве эти сообщения не
достоверны?» И я сказал: «Все как передается, но тот, кто дозволял набиз, не
дозволял временный брак, а кто дозволял временный брак, не дозволял музыку и
набиз. И нет такого ученого, от которого вообще бы не передавали ошибки. И если
человек будет собирать ошибки ученых, а затем станет практиковать их, то потеряет
свою религию».[7] И аль-Му’тадид велел, чтобы эту книгу сожгли».

[1] Аль-Ахкам ас-Султания, с. 297.

[2] Сунан, 10:211.

[3] В «Ас-Сияр» (8:125) и «Ат-Тазкира» (1:180).

[4] «Аль-Джа’дият» (1:595), «Джами баян аль-ильм» (2:91), а также «Ас-Сияр» (6:198) и
«Ат-Тазкира» (1:151).

[5] Шарх Илял ат-Тирмизи 1:410

[6] С. 187.

[7] То есть речь идет об отвергнутых мнениях, которые могли передаваться от некоторых
саляфов, но впоследствии они были однозначно отвергнуты, например, мнение о
дозволенности музыки или временного брака. Такие слабые мнения не стали сильными
мнениями ни в одном из четырех мазхабов, дошедших до нас. Прим. Абу Али.