Ассаляму аллейкум уа рахматуллахи уа баракатуху! У меня к Вам вопрос относительно морепродуктов. Не могли бы Вы привести дозволенные виды рыб и морепродуктов (креветки, раки, крабы итд.). Хотелось бы знать, что дозволено употреблять мусульманам в пищу, а что нет. Спасибо заранее. Джазака Аллаху хайран. Баракаллаху фикум. Ирина.

Ответ:

Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух, Ирина. Уа джазакиллаху хайран, уа баракаллаху фики.

Следует сразу оговорить, что есть животные, употребление которых в пищу запрещено по всем мазхабам, согласно ясным текстам Корана и Сунны. И этих животных большинство. Однако есть и такие, по поводу которых между учеными существуют разногласия, и морепродукты относятся к этой категории.

В частности, по ханафитскому мазхабу запрещены все морские животные, кроме рыб. Если рыба умерла естественной смертью, она также считается запретной. В качестве одного из доказательств своей позиции, ханафиты приводят хадис от Джабир ибн Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и то, что остается после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя». Абу Дауд, Ибн Маджа.

Но если она умерла в результате влияния внешних причин, тогда она считается дозволенной.

Ханафиты упоминают, что в Сунне нет ни одного достоверного свидетельства того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или его сподвижники употребляли из моря что либо, кроме рыбы, или хотя бы указания на это.

Согласно мнению 3-х остальных мазхабов, все морепродукты считаются дозволенными, в том числе умершие в море. Свою позицию они аргументируют кораническим аятом: «Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам…», «Трапеза», 96; а также словами Пророка, да благословит его Аллах и привествует: «Вода его (моря) чиста, мертвечина его разрешена». Абу Дауд, Ибн Маджа.

Как Вы видите, у каждой позиции есть свои доводы, и как сказали ученые, разногласия в некоторых мнениях являются милостью для мусульман. Это позволит, в случае необходимости, и в зависимости от обстоятельств, воспользоваться одним из мнений, поскольку в основе каждого мнения лежат доказательства из Корана и Сунны.

Источник: azan.kz