Что раньше руки или колени?

 

Имам в хадисе Абу Иса Ат Тирмизи (209-279 х/824-892 м) говорит в книге «Аль Джамиъуль Кабир» по этому поводу:

رأيتُ رسولَ الله صلى الله عليه وسلم إذا سجَد يضَع ركْبتيْه قبْل يديه وإذا نهَض رفَع يديْه قبل ركْبتيه

والعملُ عليه عندَ أكثر أهل العلم يرون أن يضَعَ الرجلُ رُكْبتيْه قبْل يديه وإذا نهَض رفَع يديه قبل ركبتيه

«(Ваиль бин Худжр сказал): «Я видел, как Посланник Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, когда совершал (земной поклон) саджда, ставил колени до рук, а когда поднимался, поднимал руки до колен».

Большинство ученых считают, что надо поступать в соответствии с этим хадисом, ставя сначала колени, а когда встаешь, надо в первую очередь поднимать руки, а затем колени».

Источник: Абу Иса Ат Тирмизи: Аль Джамиъуль Кабир: 1/302-303

 

 

 

Шарих на сборник хадисов Абу Давуда — Абу Сулейман Аль Хаттаби (319-388 х/931-998 м) говорит по поводу этого вопроса:

وقد اختلف الناسُ في هذا ، فذهَب أكثرُ العلماء إلى وضعِ الركبتين قبْل اليدين ، وهذا أرْفقُ بالمصلي ، وأحْسنُ في الشكْل ، وفي رأي العين

«У людей есть разногласия по этому поводу, и большинство ученых считают, что надо ставить колени раньше, чем руки, и это более удобно молящемуся, и красивее по форме и виду».

Источник: Абу Сулейман Аль Хаттаби: Маъалимус Сунан: 1/368

 

 

 

Один из шарихов книги по хадисам «Мишкатуль Масабих» Шарафуддин Ат Тиби (ум. 743 х/1342 м) по этой теме говорит:

ذهَب أكثرُ أهل العلم إلى أنَّ الأحبَّ للساجد أن يضَعَ رُكبتيْه ثم يديْه لما رواه وائلُ بن حُجْرٍ , وقال مالك والأوزاعي رضي الله عنهما بعكْسه

«Большинство из ученых считают, что более любимо для того, кто совершает земной поклон, чтоб ставил колени, затем руки из-за того, что передает Ваиль бин Худжр. Противоположное этому сказали Малик и Авзаъи, радийаЛлаху анхума».

Источник: Шарафуддин Ат Тиби: Аль Кашиф ан Хакъаикъис Сунан: 3/1028-1029

 

 

 

Ханбалитский ученый Зайнуддин Ибн Раджаб (736-795 х/1335-1393 м) в шархе на Сахих Бухари под названием «Фатхуль Бари» по этому поводу говорит:

واختلف العلماءُ في الساجد : هل يضَع ركبتيْه قبْل يديه ، أم يديْه قبْل ركبتيه ؟ فقال الأكثرون : يضَعُ ركبتيه قبل يديه

«Разошлись ученые в отношении того, кто делает саджда: Ставят колени раньше рук или руки раньше колен? Сказали большинство: Ставят колени раньше рук».

Источник: Зайнуддин Ибн Раджаб: Фатхуль Бари: 7/219

 

 

 

Имам Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/ 1233-1277 м) в книге «Аль Маджмуъ» говорит по этому поводу:

مذهبنا أنه يستحبُّ أن يقدِّمَ في السجود الركبتيْنِ ثم اليديْن ثم الجبْهةَ والأنفَ , قال الترمذي والخطابي : وبهذا قال أكثرُ العلماء , وحكاه أيضاً القاضي أبو الطيِّب عن عامّةِ الفقهاء , وحكاه ابن المنذِر عن عمرَ بن الخطاب رضي الله عنه والنخَعي ومسلمِ بن بشَّار وسفيانَ الثوري وأحمدَ وإسحقَ وأصحابِ الرأي , قال وبه أقول

وقال الأوزاعي ومالك يقدِّم يديه على ركبتيه , وهي رواية عن أحمدَ , وروي عن مالك أنه يقدِّم أيهما شاء ولا ترجيحَ

«Наш мазхаб на том, что желательно при совершении суджуда сперва класть колени, затем руки, затем лоб и нос.

Сказали Тирмизи и Хаттаби: Это мнение большинства ученых. Также это мнение передает Кади Абут Таййиб от абсолютного большинства факихов. Также передает это мнение Ибн Аль Мунзир от Умара ибн Аль Хаттаба, радийаЛлаху анх, от (Ибрахим) Ан Нахаи, от Муслима бин Башшара, от Суфьяна Ас Саври, от Ахмада, от Исхака и от асхабуль Ра’й, и говорит и я (т.е. Ибн Аль Мунзир) тоже на этом мнении.

Сказали Авзаъи и Малик: Опережают руки над коленями. Эта одна из передач от Ахмада. Передается от Малика, что он ставил первым любую из них и не предпочитал один над другим».

Источник: Мухйиддин Ан Навави: Аль Маджмуъ: 3/464

 

 

 

Ученый из шафиитов Абу Мухаммад Аль Багъави (436-510 х/1044-1117 м) в книге «Шархус Сунна» говорит:

واختلف العلماء في هذا ، فذهَب أكثرُهم إلى أنه يضَع الركْبتيْه قبل اليدين ، وقال نافع : كان ابنُ عمرَ يضَع يديه قبل ركْبتيْه ، وبه قال الأوزاعي ومالك : إنه يضع يديه قبل ركبتيه

«Ученые разошлись в этом вопросе, и большинство на том, что колени ставят раньше, чем руки.

Сказал Нафиъ: Ибн Умар ставил руки раньше колен. Потом на этом же мнении были Аль Авзаъи и Малик: Надо ставить руки раньше колен».

Источник: Абу Мухаммад Аль Багъави: Шархус Сунна: 3/124

 

 

 

Шарих на «Сунан» Абу Давуда ханафитский ученый Бадруддин Аль Айни (772-855 х/1361-1451 м) по этому поводу говорит:

وقد اختلف الناسُ في هذا ، فذهَب أصحابُنا وأكثرُ العلماء إلى وضعِ الركبتين قبْل اليدين ، وهذا أرْفقُ بالمصلي ،وأحْسنُ في الشكْل ، وفي رأي العين . وقال مالك : يضَعُ يديه قبل ركبتيه ، وكذا قال الأوزاعي

«Люди разошлись в этом вопросе. Наши ученые (ханафиты) и большинство ученых на том, что ставят колени раньше рук, и это более удобно молящемуся и более лучше по форме и по виду.

Сказал Малик: ставят руки раньше колен, и таким же образом сказал и Авзаъи».

Источник: Бадруддин Аль Айни: Шарху Сунани Аби Давуд: 4/23

 

Как  видно  из высказываний ученых оба мнения являются правильными и практикуются учеными ахли сунны, но большинство (джумхур) ученых придерживались мнения, что сначала ставятся колени, а затем руки и поэтому разговоров о том, что это является нововведением не  должно быть среди мусульман. Так же это является основным мнением ханафитского мазхаба.

 

و الحمد لله رب العالمىن