Что раньше руки или колени?
Имам в хадисе Абу Иса Ат Тирмизи (209-279 х/824-892 м) говорит в книге «Аль Джамиъуль Кабир» по этому поводу:
رأيتُ رسولَ الله صلى الله عليه وسلم إذا سجَد يضَع ركْبتيْه قبْل يديه وإذا نهَض رفَع يديْه قبل ركْبتيه
والعملُ عليه عندَ أكثر أهل العلم يرون أن يضَعَ الرجلُ رُكْبتيْه قبْل يديه وإذا نهَض رفَع يديه قبل ركبتيه
«(Ваиль бин Худжр сказал): «Я видел, как Посланник Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, когда совершал (земной поклон) саджда, ставил колени до рук, а когда поднимался, поднимал руки до колен».
Большинство ученых считают, что надо поступать в соответствии с этим хадисом, ставя сначала колени, а когда встаешь, надо в первую очередь поднимать руки, а затем колени».
Источник: Абу Иса Ат Тирмизи: Аль Джамиъуль Кабир: 1/302-303
Шарих на сборник хадисов Абу Давуда — Абу Сулейман Аль Хаттаби (319-388 х/931-998 м) говорит по поводу этого вопроса:
وقد اختلف الناسُ في هذا ، فذهَب أكثرُ العلماء إلى وضعِ الركبتين قبْل اليدين ، وهذا أرْفقُ بالمصلي ، وأحْسنُ في الشكْل ، وفي رأي العين
«У людей есть разногласия по этому поводу, и большинство ученых считают, что надо ставить колени раньше, чем руки, и это более удобно молящемуся, и красивее по форме и виду».
Источник: Абу Сулейман Аль Хаттаби: Маъалимус Сунан: 1/368
Один из шарихов книги по хадисам «Мишкатуль Масабих» Шарафуддин Ат Тиби (ум. 743 х/1342 м) по этой теме говорит:
ذهَب أكثرُ أهل العلم إلى أنَّ الأحبَّ للساجد أن يضَعَ رُكبتيْه ثم يديْه لما رواه وائلُ بن حُجْرٍ , وقال مالك والأوزاعي رضي الله عنهما بعكْسه
«Большинство из ученых считают, что более любимо для того, кто совершает земной поклон, чтоб ставил колени, затем руки из-за того, что передает Ваиль бин Худжр. Противоположное этому сказали Малик и Авзаъи, радийаЛлаху анхума».
Источник: Шарафуддин Ат Тиби: Аль Кашиф ан Хакъаикъис Сунан: 3/1028-1029
Ханбалитский ученый Зайнуддин Ибн Раджаб (736-795 х/1335-1393 м) в шархе на Сахих Бухари под названием «Фатхуль Бари» по этому поводу говорит:
واختلف العلماءُ في الساجد : هل يضَع ركبتيْه قبْل يديه ، أم يديْه قبْل ركبتيه ؟ فقال الأكثرون : يضَعُ ركبتيه قبل يديه
«Разошлись ученые в отношении того, кто делает саджда: Ставят колени раньше рук или руки раньше колен? Сказали большинство: Ставят колени раньше рук».
Источник: Зайнуддин Ибн Раджаб: Фатхуль Бари: 7/219
Имам Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/ 1233-1277 м) в книге «Аль Маджмуъ» говорит по этому поводу:
مذهبنا أنه يستحبُّ أن يقدِّمَ في السجود الركبتيْنِ ثم اليديْن ثم الجبْهةَ والأنفَ , قال الترمذي والخطابي : وبهذا قال أكثرُ العلماء , وحكاه أيضاً القاضي أبو الطيِّب عن عامّةِ الفقهاء , وحكاه ابن المنذِر عن عمرَ بن الخطاب رضي الله عنه والنخَعي ومسلمِ بن بشَّار وسفيانَ الثوري وأحمدَ وإسحقَ وأصحابِ الرأي , قال وبه أقول
وقال الأوزاعي ومالك يقدِّم يديه على ركبتيه , وهي رواية عن أحمدَ , وروي عن مالك أنه يقدِّم أيهما شاء ولا ترجيحَ
«Наш мазхаб на том, что желательно при совершении суджуда сперва класть колени, затем руки, затем лоб и нос.
Сказали Тирмизи и Хаттаби: Это мнение большинства ученых. Также это мнение передает Кади Абут Таййиб от абсолютного большинства факихов. Также передает это мнение Ибн Аль Мунзир от Умара ибн Аль Хаттаба, радийаЛлаху анх, от (Ибрахим) Ан Нахаи, от Муслима бин Башшара, от Суфьяна Ас Саври, от Ахмада, от Исхака и от асхабуль Ра’й, и говорит и я (т.е. Ибн Аль Мунзир) тоже на этом мнении.
Сказали Авзаъи и Малик: Опережают руки над коленями. Эта одна из передач от Ахмада. Передается от Малика, что он ставил первым любую из них и не предпочитал один над другим».
Источник: Мухйиддин Ан Навави: Аль Маджмуъ: 3/464
Ученый из шафиитов Абу Мухаммад Аль Багъави (436-510 х/1044-1117 м) в книге «Шархус Сунна» говорит:
واختلف العلماء في هذا ، فذهَب أكثرُهم إلى أنه يضَع الركْبتيْه قبل اليدين ، وقال نافع : كان ابنُ عمرَ يضَع يديه قبل ركْبتيْه ، وبه قال الأوزاعي ومالك : إنه يضع يديه قبل ركبتيه
«Ученые разошлись в этом вопросе, и большинство на том, что колени ставят раньше, чем руки.
Сказал Нафиъ: Ибн Умар ставил руки раньше колен. Потом на этом же мнении были Аль Авзаъи и Малик: Надо ставить руки раньше колен».
Источник: Абу Мухаммад Аль Багъави: Шархус Сунна: 3/124
Шарих на «Сунан» Абу Давуда ханафитский ученый Бадруддин Аль Айни (772-855 х/1361-1451 м) по этому поводу говорит:
وقد اختلف الناسُ في هذا ، فذهَب أصحابُنا وأكثرُ العلماء إلى وضعِ الركبتين قبْل اليدين ، وهذا أرْفقُ بالمصلي ،وأحْسنُ في الشكْل ، وفي رأي العين . وقال مالك : يضَعُ يديه قبل ركبتيه ، وكذا قال الأوزاعي
«Люди разошлись в этом вопросе. Наши ученые (ханафиты) и большинство ученых на том, что ставят колени раньше рук, и это более удобно молящемуся и более лучше по форме и по виду.
Сказал Малик: ставят руки раньше колен, и таким же образом сказал и Авзаъи».
Источник: Бадруддин Аль Айни: Шарху Сунани Аби Давуд: 4/23
Как видно из высказываний ученых оба мнения являются правильными и практикуются учеными ахли сунны, но большинство (джумхур) ученых придерживались мнения, что сначала ставятся колени, а затем руки и поэтому разговоров о том, что это является нововведением не должно быть среди мусульман. Так же это является основным мнением ханафитского мазхаба.
و الحمد لله رب العالمىن
Хадис от Абу Хурайры,радиа ллаху анху:» Когда кто-нибудь из вас совершает земной поклон, то пусть он не опускается на землю как верблюд, а сначала поставит свои руки, а затем колени».
Дело в том,что приводимый выше хадис подподает под категорию слабых -даииф хадисов,так как является согласно терминологии мухаддисов,хадисом «маклюб»
В своей книге «Манхаджу накди фи улюмиль хадис» шейх Нуруддин Итр,хафизахуЛлах,пишет :
…что же до хадиса Абу Хурайры,радиа ллаху анху,который сказал:»Сказал Посланник Аллаха салла ллАху алейхи ва саллям:»
«Когда кто-нибудь из вас совершает земной поклон, то пусть он не опускается на землю как верблюд, а сначала поставит свои руки, а затем колени» (передали Абу Дауд,Тирмизи,Насаи)»,
то сказал по этой части ибн Кайим ,рахимахуллах,в книге «Задуль маад»:» Поистине,этот хадис Абу Хурайры-хадис маклюб ,в том что касается «матна» и возможно текст его был таким:» …то пусть вначале поставит колени,а потом руки.»
Шейх Махмуд Таххан,хафизахуллах,дает следующее определение хадису «маклюб»:»
» Слово «маклюб» является причастием страдательного залога от глагола «каляба» в значении «выворачивать наизнанку».
б) В качестве термина слово «маклюб» используется для обозначения такого хадиса, в матне или иснаде которого одно слово заменяется другим, например, когда начало иснада или матна переставлено в конец, или когда конец иснада или матна переставлен в начало, или когда имеются еще какие-либо перестановки.» Далее говорится,что хадис «маклюб» подразделяются на две основные группы: хадисы с перестановками в иснаде и хадисы с перестановками в матне.Хадис Абу Хурайры ,радиа ллаху анху ,относится к хадису с перестановкой (кальб) в матне,которому дается следующее определение:
«) Хадисы с перестановками в матне, которые также бывают двух видов.
Когда передатчик переставляет что-нибудь назад или вперед в одной из частей матна. Примером может служить передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и приводимый Муслимом хадис, в котором говорится о тех семерых, которых Аллах укроет в Своей тени в тот День, когда иной тени, кроме тени Его не будет. В этом хадисе среди прочего сказано: «… того, кто подает милостыню тайно так, что его правая рука не ведает, сколько тратит левая…». Некоторые передатчики передавали это место таким образом, а на самом деле оно выглядит следующим образом: «… что его левая рука не ведает, сколько тратит правая…».Когда передатчик приставляет матн одного хадиса к иснаду другого или же иснад одного хадиса к матну другого, делая это с целью проверки или же с иными целями. В пример можно привести случай с имамом Аль-Бухари и жителями Багдада, которые сделали перестановки в ста хадисах, после чего стали задавать ему вопросы о них с целью проверки его памяти, он же привел их в первоначальный вид, не допустив ни одной ошибки.»
Еще раз следует подчеркнуть,что хадис «маклюб» относится мухаддисами к категории слабых и отвергаемых хадисов.
Со слов Вайля ибн Хаджара (радиаллаху ‘анху) передаётся:
«Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда он совершал сажда,
то прежде, чем класть руки, опускал на землю колени и когда поднимался из сажда,
то руки поднимал раньше, чем колени». (Тирмизи т.1, стр. 36).
Даже шейх Усеймин придерживаеться этого мнения вот ссылка:
https://www.youtube.com/watch?v=gLxpK5-JSj0&spfreload=10
Ваши бесконечные споры вводят людей в тупик, особенно людей, которые заняты серьезной работой и наукой. Им некогда перечитывать разные мнения ученных, как делаете это Вы, людям хочется придти к исламу, читать намаз с покоем, без конфликтов, а что делаете Вы. Заморачиваетесь и заморачиваете на бессмысленных вещах, придите уж, если Вам делать нечего, к единному мнению, если с возростом человеку трудно садиться вначале опуская колени и не опираясь на руки поднимать колени….. Все…. получается, он не придерживаетается ханафитского масхаба? Сами же пишете, что разные люди по разному ставили колени и руки, например, Ибн Умар… может для Вас это просто…. привел высказывание разных ученных, и ,все дальше успокоились, а Вы знаете, насколько у нас безграмотны в исламе, некоторые полицейские, прочитав или услышав вот такие вот послания, увидят человека, который опустил вначале руки, потом колени, «УРА, ВСЕ, я обнаружил вахабиста, который не придерживатся ханафитского масхаба, мне будет еще одна звездочка» и так, пошло поехало. Надо дарить людям покой?! Возмите хотя бы Шамиля Аляутдинова-Московского имама, сколько людей приходят его слушать по пятницам, сколько людей его слушают с интернета! Он не запутывает людей, которые хотят принять ислам. Почему меня это задело!?!? Отвечаю, да я раньше так читала намаз: сначала колени, потом руки опускала и поднималась, также, руки потом колени, но со временем (возрост берет свое), я действительно стала садится и подниматься как «верблюд», становилось тяжело и больно, и случайно вычитала, что это не принципиально, и можно опираться на руки, и что….. хотите сказать, я против ханафитского масхаба? …, может я Вас не так понимаю!? Но мне кажется, кагда Вы приводите такие примеры, (я пишу это как медик), Ваши действия подобны тому, к примеру, родился ребенок, он задыхается, реаниматолог начинает его хлопать, делает искусственное дыхание, Вы отталкиваете его, и суете ребенку в рот кислородную подушку, приговаривая «нас в университете так учили». Примечание: я слышала об одном отставном полковнике полиции, занимавшегося когда то, именно борьбой с исламским терроризмом, когда его собирались отправить в Каир, на командировку, жена как подобает истинной, хорошей жене, предложила выучить пару сур, хотя бы Фатиху и Иклас, и протянула ему брошурку с этими двумя сурами, так он набросился на жену с допросом, мол откуда у тебя такого рода вещи имеются….. Братья, берегите ради Аллаха, друг друга.
Да, вы правы, если человеку трудно опускаться на колени по состоянию здоровья, то он может опускаться на руки и в этом не будет ничего страшного. В данноЙ статье приведено каноническое мнение ханафитского (и не только) мазхаба о том, что опускаться на колени предпочтительней, необходимость этого была обусловлена необоснованными обвинениями некоторых людей в адрес мусульман следующих Корану и Сунне в свете ханафитской школы в том, что их молитвенная практика не соответствует сунне.