Автор: Шейх Мухаммад аль-Хамид Ханафи
Книга: Рудуд аля абатыль
Вопрос:
Каков хукм молитвы человека, который во время совершения ритуальной молитвы читает Коран не по памяти, а из мусхафа (свитка Корана), при этом держит его в руке, а затем, когда нужно сделать поясной поклон (руку) или земной поклон (суджуд), либо кладет мусхаф подмышку, либо ставит на подставку, а после исполнения ракаата, опять возвращается к чтению Корана из книги?
Ответ:
Молитва этого человека не действительна по двум причинам:
1. Большое количество лишних движений, из-за того что человек держит мусхаф в руке (переворачивает страницы), а также устанавливает его на подставку. Ведь если некто увидит такого молящегося, он подумает, что этот человек находится вне намаза, а это является признаком чрезмерного количества движений, что делает намаз недействительным, как указали на это ученые-факихи, да будет милостив к ним Аллах.
2. Чтение Корана в намазе должно осуществляться исключительно по памяти, а не с листа, ведь, в противном случае, такое чтение будет считаться обучением Корану во время исполнения молитвы, что нарушает действительность ритуальной молитвы, а также противоречит практике праведных предшественников (саляфу салих).
Имам ибн Абидин, да будет милостив к нему Аллах, в комментарии к «Ад-Дурр аль-Мухтар» сказал:
Чтение Корана из мусхафа относится к действиям, нарушающим молитву, поскольку это чтение есть обучение Корану (во время совершения намаза). Исключение делается для хафиза, который знает наизусть те места
(из мусхафа), которые читает, при условии, что при этом он не держит Коран в руке…
Сказал шейх Мухаммад аль-Хамид, да будет милостив к нему Аллах: «Чтение хафизом из мусхафа является макрухом»1.
Примечание
В вышеприведенной фетве шейх Мухаммад аль-Хамид, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение имама Абу Ханифы, да будет милостив к нему Аллах, который считал, что чтение из мусхафа нарушает молитву.
Что касается мнения Абу Юсуфа и Мухаммада, да будет доволен ими обоими Аллах, то они считали, что чтение из мусхафа намаз не нарушает, хотя и является макрухом, потому что напоминает практику людей Писания (ахлю Китаб).
1.
Ар-Рудуд аля абатыль, том III, с. 91.
В книге «ар-Рудууд аля абатыль» большого ханафитского алима Мухаммада аль-Хамида, рахимахуллАх, имеется «фетва» по поводу чтения «мусхафа» во время исполнения «салята». В виду важности данной фетвы приведем ее полный перевод:
«Вопрос: Каков «хукм» «салята» человека, читающего во время совершения им ритуальной молитвы Куран не по памяти, а из «мусхафа», если человек держит его в руке, затем, когда ему нужно сделать «руку» или «суджуд», либо кладет «мусхаф» подмышку, либо ставит на подставку, а потом после исполнения «раката» опять возвращается к чтению Курана из книги?
Ответ: «Салят» этого человека недействителен по двум причинам:
1. Большое количество лишних движений по причине держания «мусхафа» в руке (переворачивания страниц), а также установки его на подставку. Ведь если некто увидит молящегося в подобном состоянии, то подумает, что человек этот находится вне «салята», а это является признаком чрезмерного количества движений, что делает «салят» недействительным, как указали на это ученые-факыхи, рахимахумуллАх.
2. Чтение Курана в «саляте» должно осуществляться исключительно по памяти, а не через чтение написанных строк. Ибо, в противном случае, такое чтение будет считаться обучением Курану во время исполнения «салята», что нарушает действительность ритуальной молитвы, а также противоречит практике «салафу салих».
Имам ибн Абидин, рахимахуллАх, в «шархе» «ад-Дураруль Мухтаар» сказал:
«Чтение Курана из «мусхафа» относится к действиям, нарушающим «салят», ибо это чтение есть обучение Курану (во время совершения намаза). Исключение делается для «хафиза», который знает наизусть те места
(из «мусхафа»), которые прочитывает, при условии, что при этом он не держит Куран в руке…»
Сказал шейх Мухаммад аль-Хамид, рахимахуллАх: «Чтение «хафизом» из «мусхафа» является «макрухом»».
Цитировалось по книге «ар-Рудууд аля абатыль» шейха Мухаммада аль-Хамида, том III, стр. 91)