Вопрос:
Если человек хочет выплатить закят с намерением, например, построить мечеть, или приобрести ковры для мечети, будет ли это считаться закятом?
Ответ:
Люди, которые могут получать закят:
1. Факир — это бедный, у которого денег меньше нисаба (минимальный размер суммы — приблизительно 120 тысяч рублей).
2. Мискин – это тот, у которого нет ничего (ни денег, ни имущества и т.д.)
3. Рикаб – это муката (раб, который хочет выкупить свободу у хозяина)
4. Должник – это человек, который кому-то должен денег. Его состояние после вычета суммы, которую он должен, не превышает нисаб, или у него есть деньги у людей, но он не может взять их.
5. На пути Аллаха – по мнению Абу Юсуфа, это те бедные люди, которые не смогли выйти на пути Аллаха. А по мнению Мухаммада, это те люди, которые не могут продолжить Хадж (т. е. раньше люди добирались своим ходом до Мекки и чтобы продолжить путь, у них не оставалось денег, этим паломникам можно дать денег (выплатить закят), чтобы они смогли добраться). Достовернее считается мнение Абу Юсуфа.
6. Ибнус-Сабил – это путник, который лишился средств, которые ему необходимы для возвращения домой. Ему позволяется взять из закята по мере нужды, но не является халялем взять больше, чем ему понадобится.
Источники:
«Аль-мабсут» – том 2, стр. 3
«Тухватуль – мулюк» – том 1, стр. 130
«Бадаи – сана» – том 2, стр.157
Единогласно, по мнению ученых, платить закят человеку, которого не знаешь не позволяется. Также не позволяется на деньги закята строить мечети, мосты, дороги, другие сооружения и ехать в Хадж.
«Аль-мабсут» – том 2, стр. 14
Одним из условий выплаты закята является правильное намерение. Необходимо сначала проговорить про себя намерение отдать деньги в качестве закята. Однако, если деньги отданы без соответствующего намерения, но еще не потрачены, выплачивающий может уточнить про себя, что отдал эти деньги в качестве закята, и такая выплата будет действительна.
«Тухватуль – мулюк» – том 1,стр. 119
«Аль-Китаб» — том 1,стр. 11
«Бадаи – сана» – том 1,стр.144 и др.
Выплата закята без намерения недействительна.
Верующий каждый месяц из своей зарплаты может выплачивать закят. Он считается масрифом и у него каждый раз должно быть намерение. Не позволяется тратить закят на построение мечети и приобретение ковров, из-за отсутствия тамлика (собственника денег).
Абу Ахмад Аль Казани.