Гусль обязателен для человека находящегося в состоянии  большого ритуального осквернения ( Джанабат).*

Фарды:

* полоскание носа
* полоскание рта
* омытие всего тела

Сунны:

* омытие рук и половых органов
* устранение нечистот (наджасы) с тела
* обычное омовение для намаза (омытие ног не откладывать до конца, даже в месте купания, где вода собирается, т.к. использованная вода не является наджасой — ибн Абидин)
* трижды омыть все тело, начиная с правой стороны
* прикрывать аурат

Случаи, когда гусль обязателен:

* проникновение головки полового органа в передний проход или в задний проход(харам) совершающего и в отношении которого это совершается, без разницы было семяизвержение или не было, даже если используются средства контрацепции
* выход семени толчкообразным образом и при наличии удовольствия (даже в момент образования семени, а не в момент непосредственного выхода).
Часто встречающийся случай: если человек проснулся и нашел на своей одежде мани(семя) или мазью(секреция простаты), то в обоих случаях нужно совершить гусль, т.к. мани за всю ночь могла истончиться и стать прозрачной как мазью. Но есть другое мнение, что если человек перед сном был возбужден, то скорее всего эта жидкость — мазью, если не был возбужден, то скорее всего была поллюция.

* окончание у женщин хайда и нифаса

Случаи, когда желательно совершать гусль:

* для совершения ‘ид намаза
* для совершения джума намаза
В нашем мазхабе эта сунна является сунной намаза. Это значит, нужно совершить гусль и этим же омовением, не нарушая его, совершить ‘ид или джума намаз. Поэтому желательно откладывать совершение гусля ближе к намазу.

* для вступления в состояние ихрама
Гусль ихрама желательно совершить даже женщине в состоянии хайда, т.к. этот гусль не для устранения ритуального осквернения, а для внешнего очищения.

Человеку в состоянии джанабат запрещается:

* дотрагиваться до мусхафа Корана, если только он находится в обложке и эта обложка должна быть отделяема от него
* читать Коран (даже 1 харф с намерением на Коран)
Можно читать Коран с намерением на дуа и зикр, если смысл аятов предполагает это.

* заходить в мечеть

То, что запрещено в состоянии джанабат, запрещено и женщине в состоянии хайда и нифаса.

 

 

Источник