В «аль-Муватта» имама Малика (рахимахуЛлах), (передача имама Мухаммада (рахимахуЛлах)), приводятся следующие хадисы по части употребления воды стоя:

879. Сообщил нам Малик, сообщил нам Шихаб, что Аиша жена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и Саад ибн Аби Ваккас (да будет доволен ими Аллах) не усматривали в том, что человек пьет стоя «макруха» (или «харама», или близкого к «хараму» действия).

880. Сообщил нам Малик (радиаЛлаху анху), сообщил мне (Малику) «мухбир» (сообщающий), что Умар ибн Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Аби Талиб (радиаЛлаху анхум аджамин) употребляли воду стоя.

Сказал имам Мухаммад (рахимахуЛлах): «Мы берем эти хадисы в качестве доказательства на то, что в употреблении воды стоя нет «макруха» (или «харама», или близкого к «хараму» действия). И такого же мнения придерживались имам Абу Ханифа и большая группа наших фукаха-ханафитов да будет доволен ими Аллах Тааля.»

Комментируя слова хадиса: «…что Умар ибн Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Аби Талиб (радиаЛлаху анхум аджмаин) пили воду стоя», имам Абдул-Хай Лякнави аль-Ханафи (рахимахуЛлах), говорит:

«Явный смысл этого хадиса указывает на то, что они (праведные халифы) имели обыкновение пить воду стоя, без какой-либо убежденности, что действие это — «макрух».

Что видно также и из следующих слов ибн Умара (радиаЛлаху анху): «Пили мы, во время Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) воду стоя и употребляли пищу, идя пешком.»

Данное сообщение приводит имам Ахмад (рахимахуЛлах) в «Муснаде» и на которое, в свою очередь, опирается имам Малик и другие алимы, когда говорят, что в употреблении воды стоя нет «макруха», подтверждая этот хадис другим хадисом, указывающим на то, что Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) пил воду «замзам» и остатки воды приготовленной для омовения стоя.

Этот хадис приводят имамы аль-Бухари, ат-Тирмизи и прочие «мухаддисы»; и подтверждая также хадисом Кябша (радиаЛлаху анха) которая сообщила:

«Пришел ко мне Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва салям) и отпил из подвешенного бурдюка стоя.»

Этот хадис приводит имам ат-Тирмизи (рахимахуЛлах). Однако другая группа ученых высказалась за то, что употребление воды стоя есть действие -«макрух», исключая употребление воды «замзама» и остатков воды приготовленной для «вуду», употребление которой стоя является «мустахабом». В своем «хукме» они опираются на сообщение, которое содержит запрещение пить воду стоя и которое приводит ат-Тирмизи, Абу Дауд, ибн Маджа, Муслим от Анаса, а также имам Муслим от Абу Саида и Абу Хурайры.

В частности в «ривае» Муслима от Абу Хурайры (радиаЛлаху анху) роводятся следующие слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Пусть никто из вас не пьет стоя, кто же забыл, что выпил стоя-пусть вытравить все назад.»

В «ривае» имама Ахмада от Абу Хурайры, в свою очередь сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел человека пьющего стоя. Сказал Пророк (саллаллаху алейхи ва салям) этому человеку:

«Остановись!»

«Почему?» — отвечал человек.

Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Обрадует ли тебя, если вместе с тобой будет пить кот?

Сказал человек: «Нет.»

Сказал Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «С тобой пил уже, кто намного хуже (кота) и он есть шайтан!».

Все передатчики этого хадиса «ас-сикаат» (заслуживающие доверия), как сказал об этом в «Хаятуль Хаяван» ад-Дамиири.

Вместе с тем, большая группа ученых высказалось о том, что хадис (или хадисы) о запрещении пить воду стоя — «мансуух»(аннулирован) хадисом (или хадисами) разрешающими это действие. И высказала другая группа алимов противоположное мнение.

Сказал имам ан-Навави (рахимахуЛлах): «Кто заявляет, что хадис, в котором содержится запрещение -«мансуух», допускает большую ошибку. Ведь, как можно утверждать «насх», когда вполне представляется возможным сочетание двух противодействующих хадисов (т.е вполне возможно примирить два противоположных «хукма», используя их одновременно), даже если известно время (предыдущего и последующего «хукма»), но куда там знать это время в данном случае.» Кончились слова имама ан-Навави (рахимахуЛлах).

(Отсюда), самое верное мнение (по этому вопросу) это то, которое высказали имамы аль-Байхаки, ан-Навави, Али аль-Кари, ас-Суюты и другие алимы, что запрет приведенный в хадисах указывает (не на «харам» или близкое к «хараму» действие), а на «макруух танзиих» (действие, которое лучше оставить), а те хадисы, которые указывают на то, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и «сахаба» пили воду стоя, содержит в себе разъяснение, что действие это разрешено (и не является «харамом» или близким к «хараму».)

Сказал имам ат-Тахави (рахимахуЛлах), а также прочие алимы, что запрет пить стоя связан исключительно с медицинскими предосторожностями, ибо употребление воды (или еды ) стоя, может влечь за собой вред здоровью, но никак не связан с «амру шар»и» (т.е не связан конкретно с действиями по Шариату или с ибадатом).

Слова имама Мухаммада (рахимахуЛлах): «… Мы берем эти хадисы в качестве довода, что в употреблении воды стоя нет макруха.» — означают, что если употребление воды стоя имеет своей причиной необходимость или нужду, а также случается иногда, то оно разрешено и в нем нет «макруха». В противном случае, лучше пить воду (или принимать пищу) сидя, ибо таков был обычай Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) как сказано об этом в книге «Задуль маад».»

Кончились слова имама Лякнави (рахимахуЛлах).

Последние слова имама Лякнави (рахимахуЛлах) означают, что употребление воды или пищи стоя без необходимости и постоянно, подподает под категорию «макрух танзиихан» (действие, которое лучше оставить, чем совершить).

Сказал имам Ибрахим Халяби аль-Ханафи (рахимахуЛлах) в шархе к«Муньятуль Мусалли»:

«Сошлись алимы на том, что употребление воды стоя имеет хукм «макруха танзиих», ибо «макрух» здесь связан с чисто медицинскими целями, а не с поклонением (или действием исполнение или оставление которого требует непосредственно Шариат). Сказано в «Аль-Фатава Итабия»: «Не запрещается пить воду стоя, в отличие от употребления её во время хотьбы не для мусафира …»

Приведем в заключении два хадиса о запрещении и разрешении употреблять воду стоя:

Передается от Умара ибн Шуайба от отца его, от деда его, который сказал:»Видел я Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва салям), который пил воду как стоя, так и сидя.»

Этот хадис приводит ат-Тирмизи (рахимахуЛлах), сказав: «Данный хадис есть хасан-сахих.»

Передает имам Муслим от Анаса от Пророка (саллаллаху алейхи ва салям), что он (Посланник Аллаха) запретил пить воду стоя. Сказал аль-Катада: «Сказали мы Анасу (радиаЛлаху анху): «И запретил также кушать стоя?». Сказал (Анас): «Это действие еще хуже и дурнее.»

Здесь есть «далиль» на то, что ханафиты опираются в своем «иджтихаде» на аяты и хадисы. Имам Мухаммад (рахимахуЛлах) выводит свой «хукм» о том, что пить воду стоя — «мубах» или «макруух танзиих», основываясь на хадисах, в данном случае на хадисах «Муватта» имама Малика (рахимахуЛлах).

Устаз Махди Шамс.