Вопрос:

Вы не могли бы прояснить вопрос насчет протирания носков – какие виды носков можно протирать? Сейчас в нашем обществе получили распространение следующие хадисы, откуда некоторые делают выводы, что якобы можно протирать любые носки, лишь бы они были достаточно толстые.

Вот сам текст хадиса:

Джами ат-Тирмизи:

99: Аль-Мугира передает: «Пророк (мир ему и благословение) совершил вуду и совершил протирание поверх своих носков и сандалий». Тирмизи сказал, что этот хадис хасан сахих.
Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Это хорошо известный факт, что протирать кожаные носки (хуффейн) вместо мытья ног при совершении омовения дозволяется. Хафиз Ибн Хаджар, рахимахуллах, пишет это в своем комментарии к Сахих Бухари:

وَجَمَعَ بَعْضُهُمْ رُوَاتَهُ فَجَاوَزُوا الثَّمَانِينَ (فتح الباري, ج 1, ص 306: دار المعرفة — بيروت، 1379)

«Некоторым ученым по хадису известно (некоторое) количество сподвижников, которые передают хадисы в отношении протирания хуффейн, и (их количество) составляет более восьмидесяти»Фатх аль-Бари.

Общее слово, которое используется в хадисах для обозначения носков – это «хуффейн» خفين. Этим словом обозначаются кожаные носки. Еще одно слово, которое может употребляться в таком же смысле«джаурабейн» جوربين , которым обозначаются носки из шерсти, хлопка и тому подобное.

Джаурабейн, в свою очередь, делятся на три вида:

1. منعلين – мунаалейн – когда подошва (обратная сторона носков) кожаная (они обшиты кожей)

2.  مجلدين – муджалядейн – и верх, и подошва обшиты кожей.

3. Простые джаурабейн – когда на носках вообще нет кожи.
Хадис, который упоминается в вашем вопросе, следующий:

عَنْ المُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ، قَالَ: «تَوَضَّأَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَمَسَحَ عَلَى الجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ» (سنن الترمذي, ج 1, ص 167: شركة مكتبة ومطبعة مصطفى البابي الحلبي – مصر)

«Мугира ибн Шубах (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) совершил вуду и протер поверх джаурабен и сандалий» (Сунан ат-Тирмизи).

Согласно мнению ханафитской правовой школы, протирание поверх носков муджалядейндействительно. Протирание поверх носков мунаалейн также действительно, если материал, из которого они изготовлены, классифицируется как «толстый» (1).

Правоведы (факихи) считают, что простые джаурабейн (лишенные кожи) допускаются для протирания, если они подходят под определение «сахын»  ثخين  (тостые). Даже имам Тирмизи считает, что протирание поверх «джаурабейн» допустимо, если они удовлетворяют условиям «толстый». Протирание тонких носков недопустимо. У разных факихов были свои критерии – какие носки могут считаться толстыми.

Ниже приводятся мнения факихов шафиитского, маликитского, ханабалитского и ханафитского мазхабов, какие виды носков можно протирать.

Шафиитский мазхаб:

Согласно мнению шафиитских ученых, носки должны быть такого свойства, что они не пропускают внутрь себя воду (если она попала на ноги). Об этом говорится у аллямы Ибн Хаджара аль-Хайтами в его книге по шафиитскому фикху под названием Тухфатуль-Мухтадж. Он пишет:

(وَلَا يُجْزِئُ مَنْسُوجٌ لَا يَمْنَعُ مَاءً) يُصَبُّ عَلَى رِجْلَيْهِ أَيْ نُفُوذَهُ وَإِنْ كَانَ قَوِيًّا يُمْكِنُ تِبَاعُ الْمَشْيِ عَلَيْهِ (فِي الْأَصَحِّ) (تحفة المحتاج, ج 1, ص 252: المكتبة التجارية الكبرى بمصر لصاحبها مصطفى محمد)

«Тканые (обычные) носки, которые не защищают от попадания воды на ноги, не будут достаточными. (То есть, носки, которые промокают, когда вода попала на ноги). Протирание поверх таких носков недопустимо, даже если будут такими прочными, что можно постоянно ходить в них (они не рвутся). (Это правильное мнение) (Тухфатуль Мухтадж) (2)

Маликитский мазхаб:

Для действительности протирания необходимо, чтобы носки относились к категории муджалядейн. Иными словами, верхние части носка (выше подошвы) и сама подошва должны быть покрыты кожей. Носки из другого материала (лишенные кожаного покрытия) не будут достаточными. Халиль (рахимахуллах) пишет в своей работе по маликитскому фикху Мухтасар аль-Халиль:

رخص لرجل وامرأة وإن مستحاضة بحضر أو سفر مسح جورب جلد ظاهره وباطنه(مختصر الخليل, ج 1, ص 23: دار الحديث/القاهرة)

«Мужчинам и женщинам разрешается протирать носки (у себя дома или в пути), у которых верхняя часть и подошва покрыты кожей» (Мухтасар аль-Халиль) (3)

Ханабалитский мазхаб:

Джурабейн должны быть толстыми до такой степени, что в них возможна непрерывная ходьба (так же, как в случае с хуффейн). Мансур аль-Ханбали пишет в своей книге по ханафитскому фикху Шарх Мунтахаль-Ирадат:

(وَ) يَصِحُّ الْمَسْحُ أَيْضًا عَلَى (جَوْرَبٍ صَفِيقٍ مِنْ صُوفٍ أَوْ غَيْرِهِ)  (شرح منتهي الارادات, 1, 61: عالم الكتب)

«Протирание действительно поверх толстых джаураб, сделанных из шерсти или любого другого материала» (Шарх Мунтахаль Ирадат).

Далее он пишет:

وَلِأَنَّهُ فِي مَعْنَى الْخُفِّ إذْ هُوَ مَلْبُوسٌ سَاتِرٌ لِمَحَلِّ الْفَرْضِ يُمْكِنُ مُتَابَعَةُ الْمَشْيِ فِيهِ، أَشْبَهَ الْخُفَّ (شرح منتهي الارادات, 1, 61: عالم الكتب)

«Это (дозволяется потому), что толстые носки аналогичны кожаным носкам в том смысле, что они защищают основные области стопы, и можно в них ходить постоянно, как и в случае с кожаными носками» (Шарх Мунтахаль Ирадат) (4).

Ханафитский мазхаб:

Чтобы носки считались толстыми, они должны отвечать четырем условиям. Алляма Хаскафи, рахимахуллах, пишет об этом в своей работе Ад-Дурруль Мухтар:

(الثَّخِينَيْنِ) بِحَيْثُ يَمْشِي فَرْسَخًا وَيَثْبُتُ عَلَى السَّاقِ وَلَا يُرَى مَا تَحْتَهُ وَلَا يَشِفُّ إلَّا أَنْ يَنْفُذَ إلَى الْخُفِّ قَدْرُ الْغَرَضِ (رد المحتار, ج1, ص269: دار الفكر-بيروت)

1. В них можно пройти 3 шариатских мили.

2. Он может стоять (на полу, если его поставят) за счет своей толщины (не за счет своей эластичности или герметичности).

3. Сквозь него не может проникнуть вода (если на ноги попадет вода).

4. Он не должен быть прозрачным (сквозь него не должна быть видна нога) (Раддуль Мухтар) (5)

В заключение, из вышеупомянутой информации мы выяснили следующее:

1. Допускается протирать носки, сделанные целиком из кожи.

2. Допускается протирать муджаллядейн носки (обшитые сверху и по подошве кожей).

3. Если носки не изготовлены из кожи и не обшиты кожей, они должны соответствовать требованиям толщины (см. выше).

4. Тонкие носки (изготовленные из хлопка, синтетики, тонкой шерсти) протирать, согласно единогласному мнению ученых, не дозволяется.

Некоторые советы:

В вопросах ибадата (таких как тахарат и намаз) мы должны проявлять меры предосторожности, поскольку это средства приближения к Аллаху и общения со Всевышним. Аллах Совершенен, поэтому в приближении к Нему мы должны прилагать все наши усилия и избегать сомнительного. Вуду (омовение) есть предпосылка для действительности намаза. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Очищение (тахарат) – это ключ к намазу» (Сунан ат-Тирмизи, т. 1, с. 6) (6)

Возможно, что несмотря на вышеперечисленные доказательства, кто-то продолжит утверждать, что протирание поверх хлопчатобумажных или нейлоновых носков является действительным. Тем не менее, факт есть факт, что великие и знаменитые ученые прошлого утверждают обратное, так что следует придерживаться этого мнения, по меньшей мере, из своей собственной выгоды. Неразумно рисковать действительностью своего намаза из-за неполноценного омовения.

Тем, кто выполняет функции имама, должны быть чувствительны к таким вопросам. В джамаате есть люди, которые твердо убеждены, что вуду поверх тонких носков является недействительным. Такая точка зрения подтверждается книгами больших алимов. Поэтому будет неразумным игнорировать мнение большого числа членов общины. Вместо того, чтобы спорить, утверждая свое мнение, нужно быть выше споров. Также имам должен быть примером в богобоязненности для своей паствы.

А Аллах Всевышний знает лучше.
Абдульазиз ибн Абдуррахман,

студент Даруль Ифта

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

www.daruliftaa.net

_________________________________________
[1]  مسائل رفعت قاسمي, ج 1, ص 26: حامد كتب خانه كراتشي

[2]  (وَلَا يُجْزِئُ مَنْسُوجٌ لَا يَمْنَعُ مَاءً) يُصَبُّ عَلَى رِجْلَيْهِ أَيْ نُفُوذَهُ وَإِنْ كَانَ قَوِيًّا يُمْكِنُ تِبَاعُ الْمَشْيِ عَلَيْهِ (فِي الْأَصَحِّ) لِأَنَّهُ خِلَافُ الْغَالِبِ مِنْ الْخِفَافِ الْمُنْصَرِفِ إلَيْهَا النُّصُوصُ وَلَيْسَ كَمُنْخَرِقِ الْبِطَانَةِ وَالظِّهَارَةِ بِلَا تَحَاذٍ؛ لِأَنَّ هَذَا مَعَ عَدَمِ مَنْعِهِ لِنُفُوذِ الْمَاءِ إلَى الرِّجْلِ يُسَمَّى خُفًّا فَهُوَ كَخُفٍّ يَصِلُ الْمَاءُ مِنْ مَحَلِّ خَرْزِهِ بِخِلَافِ ذَاكَ كَجِلْدَةٍ شَدَّهَا عَلَى رِجْلَيْهِ وَأَحْكَمَهَا بِالرَّبْطِ بِجَامِعِ أَنَّ كُلًّا لَا يُسَمَّى خُفًّا وَفِي وَجْهٍ أَنَّ الْمُعْتَبَرَ مَاءُ الْمَسْحِ لَا الْغَسْلِ وَهُوَ ضَعِيفٌ نَقْلًا وَمُدْرَكًا وَإِنْ جَرَى عَلَيْهِ جَمْعٌ؛ لِأَنَّ أَدْنَى شَيْءٍ يَمْنَعُ مَاءَ الْمَسْحِ أَمَّا مَنْسُوجٌ يَمْنَعُ مَاءَ الْغَسْلِ فَيُجْزِئُ كَلِبَدٍ وَخِرَقٍ مُطَبَّقَةٍ.  (تحفة المحتاج, ج 1, ص 252: المكتبة التجارية الكبرى بمصر لصاحبها مصطفى محمد)

[3]   رخص لرجل وامرأة وإن مستحاضة بحضر أو سفر مسح جورب جلد ظاهره وباطنه وخف ولو على خف بلا حائل: كطين إلا المهماز3 ولا حد بشرط جلد طاهر خرز وستر محل الفرض وأمكن تتابع المشي به (مختصر الخليل, ج 1, ص 24-23: دار الحديث/القاهرة)

[4]  (وَ) يَصِحُّ الْمَسْحُ أَيْضًا عَلَى (جَوْرَبٍ صَفِيقِ) نُعِلَ أَوَّلًا لِحَدِيثِ الْمُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ «أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَسَحَ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ» رَوَاهُ أَحْمَدُ وَأَبُو دَاوُد وَالتِّرْمِذِيُّ وَقَالَ: حَسَنٌ صَحِيحٌ.
وَهَذَا يَدُلُّ عَلَى أَنَّهُمَا كَانَا مَنْعُولَيْنِ ; لِأَنَّهُ لَوْ كَانَ كَذَلِكَ لَمْ يَذْكُرْ النَّعْلَيْنِ. إذْ لَا يُقَالُ: مَسَحَ عَلَى الْخُفِّ وَنَعْلِهِ، قَالَ ابْنُ الْمُنْذِرِ » تُرْوَى إبَاحَةُ الْمَسْحِ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ عَنْ تِسْعَةٍ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: عَلِيٍّ وَعَمَّارٍ، وَابْنِ مَسْعُودٍ، وَأَنَسٍ، وَابْنِ عُمَرَ وَالْبَرَاءِ، وَبِلَالٍ، وَابْنِ أَبِي أَوْفَى، وَسَهْلِ بْنِ سَعْدٍ » انْتَهَى.
وَلَمْ يُعْرَفْ لَهُمْ مُخَالِفٌ فِي عَصْرِهِمْ، وَلِأَنَّهُ فِي مَعْنَى الْخُفِّ إذْ هُوَ مَلْبُوسٌ سَاتِرٌ لِمَحَلِّ الْفَرْضِ يُمْكِنُ مُتَابَعَةُ الْمَشْيِ فِيهِ، أَشْبَهَ الْخُفَّ وَتَكَلَّمَ فِي الْحَدِيثِ بَعْضُهُمْ، وَأُجِيبَ عَنْهُ بِمَا يُعْلَمُ مِنْ الْمُطَوَّلَاتِ (وَالْجَوْرَبُ) : غِشَاءٌ مِنْ صُوفٍ يُتَّخَذُ لِلدِّفْءِ، قَالَهُ الزَّرْكَشِيُّ. وَفِي شَرْحِهِ: وَلَعَلَّهُ اسْمٌ لِكُلِّ مَا يُلْبَسُ فِي الرِّجْلِ عَلَى هَيْئَةِ الْخُفِّ، مِنْ غَيْرِ الْجِلْدِ (حَتَّى لِزَمِنٍ) لَا يُمْكِنُهُ الْمَشْيُ لِعَاهَةٍ. فَيَجُوزُ لَهُ الْمَسْحُ عَلَى هَذِهِ الْحَوَائِلِ كَالسَّلِيمِ. (شرح منتهي الارادات, 1, 61: عالم الكتب)
[5]  احسن الفتاوي
[6]  حَدَّثَنَا عُثْمَانُ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ، حَدَّثَنَا وَكِيعٌ، عَنْ سُفْيَانَ، عَنِ ابْنِ عَقِيلٍ، عَنْ مُحَمَّدِ ابْنِ الْحَنَفِيَّةِ، عَنْ عَلِيٍّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مِفْتَاحُ الصَّلَاةِ الطُّهُورُ، وَتَحْرِيمُهَا التَّكْبِيرُ، وَتَحْلِيلُهَا التَّسْلِيمُ» (سنن الترمذي, ج 1, ص 6: الرسالة العالمية)

 

Источник