Мнение, гласящее: «сегодня у нас есть своды хадисов в которых ясно указано, какой из хадисов достоверный, а какой слабый. Выходит нет необходимости в следовании мазхабам» в корне является неверным. Поясним.
Во-первых, в фикхе можно руководствоваться иногда и слабыми хадисами. Если хадис, характеризируемый как «слабый», передаваясь другими путями, доходит до нас, то он поднимается до уровня «хасан ли гайрихи», т.е на уровень «хороший». А опираясь на такие хадисы можно совершать действия. Например, в хадисе от Омара ибн Хаттаба, сказано: «Пророк (ﷺ) не опускал руки до тех пор, пока не проводил ими (гладил руками лицо) по лицу» [1].
В хадисе от Ибн Аббаса передается: «Пророк (ﷺ) сказал: «При мольбе-ду’а, прося у Аллаха, раскрывайте не тыльную, а внутренную сторону ладоней и не опускайте руки до тех пор, пока не проведете ими по лицу» [2].
Если рассматривать вышеприведенные хадисы каждый по отдельности, то они будут охарактеризованы как «слабые». Но если они доходят до нас от разных передатчиков (источников), то достигают уровня «хасан» («хороший»), так как они подтверждают друг друга. А хадисами уровня «хасан» можно руководствоваться.
Во-вторых, не достаточно знать какой хадис является «сахих», а какой «слабым», чтобы руководствоваться ими, и выносить определенные решения. Так как необходимо знать является ли хадис «мансух», т.е. не аннулирован ли этот хадис другим хадисом или аятом. Может этот хадис не «мансух», т.е. решение, содержащееся в нем имеет силу и сейчас.
Также, необходимо досконально знать причины и обстоятельства при которых были сказаны хадисы. А это требует изучения тысяч хадисов, более того их сравнительного изучения, с целью целостного понимания Сунны и постижения общего духа и логики Сунны, а также определенных нюансов. Эти задачи, не говоря о простых мусульманах, не имеющих специального образования и не прошедших специальной школы и работающих в других сферах, являются непреодолимыми и для мусульман специально изучавших исламские науки в течение 5- 6 лет.
Тем, кто говорит: «Когда я нахожу в книгах достоверный хадис, буду действовать по нему, даже не задумываясь», можно предложить следующее: В Коране есть аят, в котором говорится: «Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны» (сура «Али Имран», 43 аят). Несомненно этот аят был ниспослан Аллахом и он истинен. Но, прочитав этот аят, разве мы будем сразу же следовать ему, т.е. слегка употреблять алкогольные напитки, не доходя до опьянения или же выпив, трезветь до совершения молитвы? Любой знающий мусульманин конечно же ответит «нет». Так как решение, содержащееся в этом аяте, было аннулировано другим аятом, ниспосланным позже, т.е. этот аят стал «мансух».
В суре «Маида» есть аят, в котором открыто говорится: «Воистину, и нет сомнений, спиртное (все, что опьяняет разум), азартные игры, идолы (различные формы язычества) и гадания — мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого» [3].
Как видно из этого примера, надо уметь целостно смотреть на вопросы, вытекающие из шариата.
Мы не будем сразу же следовать первому попавшемуся аяту (надо рассмотреть этот аят как в нашем примере). Подобно этому мы не можем сразу же следовать первому попавшемуся «сахих» хадису. Есть тысячи «сахих» хадисов, но среди них много «мансух», т.е. содержащиеся в них решения утратили силу, так как были аннулированы аятами или другими «сахих» хадисами. Более того, хадисы можно по разному растолковывать, однако правильное толкование хадису могут дать только ученые.
Необходимость острейшая учитывая то что в наше время распространилось множество сект и единственный путь для того что бы сохранить Умму это следовать путем салафов который заключался в следовании мазхабам. В наших замлях всегда был ханафитский мазхаб Альхамдулиллях