Сообщается со слов Абу Хурайры:
«Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи» (аль-Бухари 1899, Муслим 1079).
Всевышний Аллах сказал в хадисе кудси:
«Каждое дело сын Адама совершает для себя, и награда за каждое благое дело увеличивается в десять раз и до семисот, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздаю за него».
*****
Еще раз поздравляем наших братьев и сестер с началом благословенного Рамадана. Пусть Всевышний позволит нам провести его с пользой, простит наши грехи и примет наше поклонение и добрые дела в этом месяце. Амин.
С дозволения Аллаха мы продолжаем цикл статей на тему обязательного поста
Напоминаем, что в месяце Рамадан верующие исполняют один из пяти столпов Ислама – держат пост (саум, ураза). Во время поста не разрешается есть, пить и вступать в интимные отношения (а также намеренно вдыхать дым – это, прежде всего, касается курящих).
Также Рамадан – это время духовного очищения, когда верующие должны быть особенно внимательны к своему поведению – не допускать между собой ссор, ругани, злословия, стараться совершать как можно больше дополнительного поклонения (читать Коран, зикр, салават, желательные намазы-нафиль) и делать добрые дела – помогать бедным, навещать больных, принимать гостей. Нужно помнить, что как награда за добрые дела, так и наказание за ослушание Аллаха в этом месяце возрастают многократно.
Время поста начинается с рассвета – со времени наступления намаза фаджр: незадолго до этого времени верующие должны завершить сухур – трапезу перед началом поста (ее лучше окончить минут за 10 до восхода, чтобы успеть почистить зубы и прополоскать рот от остатков пищи).
Оканчивается пост с заходом солнца – с наступлением времени намаза магриб, это время ифтара – разговения после окончания поста. Согласно Сунне пост открывают сначала несколькими финиками и глотком воды, потом читают намаз магриб, а уж потом приступают к более обильной пище. Однако нужно стараться соблюдать умеренность в пище и не переедать, чтобы не перегружать свой организм после целого дня воздержания. Врачи советуют постящимся стараться есть побольше фруктов и овощей, воздержаться от жареной или жирной пищи. И постараться до начала поста выпить как можно больше воды, особенно тем, у кого сейчас стоит жаркая погода, чтобы избежать обезвоживания.
Перед разговением желательно читать следующее дуа:
اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ
اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ
«Аллахумма лякя сумту ва бикя аманту ва аляйкя таваккяльту ва ‘аля рызкыкя афтарту фагфирли йа гаффару ма каддамту ва ма аххарту»
Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»
После ифтара верующие читают ночной намаз ‘иша, а после него читается намаз таравих — специальный суннат-намаз месяца Рамадан. Совершение его является сунной-муаккада (сильно желательной сунной). Во времена пророка Мухаммада (мир ему и благословение) таравих совершался и в 8, и в 20 ракаатов, однако таравих состоящий из двадцати ракаатов, был окончательно утвержден халифом Умаром (да будет доволен им Аллах) с согласия сахабов. Согласно мнению ученых всех четырех суннитских мазхабов молитва таравих совершается в 20 ракаатов (10 молитв по 2 ракаата).
Само слово «тара́ви́х» буквально означает — перерыв, отдых. Молитва называется так потому, что после каждых её четырёх ракаатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая наставление имама. После таравиха выполняется витр-намаз. Молитва таравих совершается как индивидуально, так и коллективно.
Между намазами принято читать следующее дуа (в ханафитском мазхабе):
سُبْحانَ ذِي الْمُلْكِ وَالْمَلَكُوْتِ سُبْحانَ ذِي الْعِزَّةِ وَالْعَظْمَةِ وَالْقُدْرَةِ وَالْكِبْرِياءِ وَالْجَبَرُوْتِ سُبْحانَ الْمَلِكِ الحَيِّ الَّذِي لا يَمُوْتُ سُبُّوْحٌ قُدُّوْسٌ رَبُّ الْمَلائِكَةِ وَالرُّوْحِ لا إلَهَ إلاَّ اللهُ نَسْتَغْفِرُ اللهَ نَسْأَلُكَ الْجَنَّةَ وَنَعُوْذُ بِكَ مِنَ النّارِ
Примерная транслитерация:
«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут. Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут. Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут. Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух. Ляя иляяха илля ллааху настагфируллаа, нас’алюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар»
Перевод:
«Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть. Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила). Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О, Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от ада».
О намазе-таравих согласно шафиитскому мазхабу можно почитать здесь.
*****
В последнее время распространилось мнение, что верующим, живущим в северных широтах, где сейчас лето и дни длинные, можно держать пост по мекканскому времени. Правда ли это?
Нет, для подобного мнения нет никакого основания в шариате, поскольку в Коране ясно сказано: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакара, 2/187)». Выражение «белая нитка» указывает на момент начала рассвета, а выражение «черная нитка» означает темноту ночи, так что держать пост нужно до того момента, пока не зайдет солнце именно в данной местности (где живет постящийся), а не в Мекке или ином городе.
Если же человеку вообще тяжело держать пост по причине слабости здоровья в длинные летние дни, ему разрешается отложить его на более позднее время – на осень или зиму.
Можно ли купаться или принимать душ во время поста?
Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения, разрешается.
Также разрешается принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды.
Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) во время поста заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост.
Можно ли чистить зубы, используя зубную пасту?
Это действие считается нежелательным, но пост не нарушает. Более желательно использовать мисвак для чистки зубов. Мисваком можно пользоваться в течение всего дня (это мнение ученых-ханафитов, в отличие от шафиитов, которые считают, что это делать можно только в первой половине дня).
Если случайно проглотил воду, когда совершал омовение?
Такое действие нарушает пост, однако требует лишь возмещения пропущенного дня поста. Каффара (искупление) не требуется.
Можно ли во время поста сглатывать слюну?
Согласно ханафитскому мазхабу, проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости (или носа) настолько, чтобы отделиться от неё. Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается. То же касается проглатывания слюны. Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла в виде нитки или капли, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост. Если у человека во время разговора губы смочились слюной и он затем облизал их, это не влияет на действительность поста.
По шафиитскому мазхабу, в случае, если человек проглотил скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, пост нарушается, поэтому учёные ханафитского мазхаба рекомендуют не проглатывать скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, чтобы преодолеть разногласие между мазхабами.
Нарушает ли пост рвота?
Рвота, согласно самому верному мнению в мазхабе, высказанному имамом Мухаммадом, не нарушает пост, если человек не вызывал её намеренно. На эту тему существует хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) со следующим смыслом: «Пост человека, которого одолела рвота, не нарушается, и нет на нём обязанности его восполнения, а если человек намеренно вызвал рвоту, его пост нарушается» (Хадис приводят имам Малик, ад-Дарими, Абу Дауд, Тирмизи ).
Если человека вырвало помимо его воли (даже если рвота заполнила весь рот), и он непроизвольно проглотил рвоту, согласно мнению имама Мухаммада, его пост не нарушается. Одна из причин этого в том, что рвота представляет собой субстанцию, которой невозможно питаться.
Относительно того, влияет ли намеренно вызванная рвота на действительность поста, существует разногласие между имамом Мухаммадом и имамом Абу Юсуфом. По мнению имама Абу Юсуфа, в случае, если рвота была вызвана намеренно, пост не нарушается, если рвота не заполнила полностью рот. При этом пост не нарушается даже в том случае, если человек намеренно проглотил такое количество рвоты.
Однако самым верным мнением в мазхабе по данному вопросу является мнение имама Мухаммада, согласно которому пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушается в любом случае — неважно, проглотил он рвотные массы или нет.
Известно, что курение нарушает пост, а если человек случайно попал в помещение, где курили, и ему в рот или нос попал дым?
Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Но, если человек намеренно вдохнул дым через рот или нос и тот попал в горло, пост нарушается. При этом не имеет значения, какой именно дым это был: дым благовоний, дым от сигарет и так далее. Если дым попал человеку в нос или рот, случайно, помимо его воли, его пост действителен. Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.
Влияет ли состояние осквернения на действительность поста – к примеру, ночью между супругами была близость, и они не успели совершить полное омовение к началу времени поста, или у человека ночью случилось семяизвержение, и он не успел искупаться?
Состояние «джанаба» (осквернение) никак не влияет на действительность поста. Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен. В целом, пребывание в состоянии ритуальной чистоты не является условием действительности поста.
Можно ли сдавать кровь во время поста?
Теоретически, анализ крови пост не нарушает, единственно, если у человека возьмут много крови, он может ослабеть, и ему тяжело будет держать пост. Это же относится и к хиджаме. Во время поста можно делать хиджаму и это не нарушает пост, но человек может ослабеть и его состояние здоровья ухудшится.
Прием лекарств во время поста – что нарушает пост, а что нет?
Во время поста можно закапывать лекарство в глаза, можно делать лекарственные инъекции (если только это не введение в организм какой-то питательной жидкости).
Нельзя закапывать лекарство через нос (поскольку оно может попасть в рот и в желудок). Нельзя вводить лекарства через интимные органы.
Можно ли целовать супруга (супругу) во время поста?
Если нет опасности, что это может привести к половым отношениям, то это разрешается.
Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным, или ты не постился с начала дня по уважительной причине?
Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.
Муслима (Аня) Кобулова
По материалам книги «Пост по ханафитскому мазхабу»
Источник: annisa-today.ru