Ученые-богословы выделяют два вида такбиров по времени их произнесения: 1) ат-такбир аль-мутляк (неограниченный по времени такбир) и 2) ат-такбир аль-мукаййид (ограниченный временем такбир).

1) Ат-такбир аль-мутляк (неограниченный по времени такбир). Этот такбир произносится в любое время в течение первых десяти дней месяца зу-ль-хиджа и в течение дней ташрика (11, 12 и 13-й зу-ль-хиджа). Время этого такбира наступает после захода солнца в последний день месяца зу-ль-каъда, и он продолжается до захода солнца в 13-й день зу-ль-хиджа.

В качестве свидетельства этого вида такбира ученые-богословы приводят следующие аяты Корана (перевод смысла):

– «Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают Имя Аллаха в установленные дни» (сура 22 «Аль-Хадж», аят 28). Эти дни, как отмечалось ранее, согласно Ибн Аббасу и другим знатокам религии, относятся к первым десяти дням месяца зу-ль-хиджа.

– «И поминайте Аллаха в считанные дни» (сура 2 «Аль-Бакара», аят 203). В своем тафсире Священного Корана Ибн Кясир, да будет милостив к нему Аллах, приводит следующее высказывание Ибн Аббаса: «Считанные дни – это дни ташрика (то есть 11, 12 и 13-й зу-ль-хиджа)». Подобные же высказывания передаются от Ибн Умара, Ибн аз-Зубайра, Абу Мусы, Аты, Муджахида и многих других знатоков Ислама.

Что касается хадисов, то хадис от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о велении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, почаще произносить в первые десять дней месяца зу-ль-хиджа слова тахлиля (то есть «Ля иляха илля Ллах»), такбира (то есть «Аллаху Акбар») и тахмида (то есть «Аль-хамду ли-Ллях»)» (Ахмад, 7/224). В этом хадисе речь идет о первых десяти днях зу-ль-хиджы.

Кроме того, имам аль-Бухари в своем сборнике «Сахих» приводит достоверное сообщение об Ибн Умаре и Абу Хурайре, да будет доволен ими Аллах, в котором сообщается, что «они оба ходили на рынок в течение этих десяти дней, произнося: «Аллаху Акбар», (тем самым) побуждая людей также произносить эти (слова)».

В свою очередь, Исхак передал от ученых табиин (поколение последователей – учеников сподвижников), что в эти десять дней они повторяли: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Ллаху, валлаху Акбар, Аллаху Акбар ва ли-Лляхи-ль-хамд» («Аллах Превелик! Аллах Превелик! Нет божества, кроме Аллаха! Аллах Превелик! Аллах Превелик! И вся хвала Аллаху!»)

Что же касается поминания Аллаха в дни ташрик, то имамы Муслим и Ахмад приводят следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Дни ташрик предназначены для (принятия) пищи, питья, (а также) для поминания Аллаха».

2) Ат-такбир аль-мукаййид (ограниченный временем такбир). Этот такбир произносится после каждой обязательной молитвы. Первый раз он произносится после утренней молитвы (фаджр) в День Арафа, затем после каждой обязательной молитвы, а в последний раз он произносится после предвечерней молитвы (‘аср) в 13-й день зу-ль-хиджа.

В качестве свидетельства этого вида такбира ученые-богословы приводят некоторые аяты и хадисы, которые были упомянуты ранее. Кроме того, на этот счет сообщается ряд достоверных сообщений от сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Передается, что Али, да будет доволен им Аллах, начинал произносить такбир после окончания утренней молитвы (фаджр) в День Арафа, последний раз произнося такбир после предвечерней молитвы (аср) в последний из дней ташрика. (Абу Шейба приводит это предание в «Аль-Мусаннаф»).

Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, произносил такбир в своей палатке во время пребывания в Мина так громко, что находившиеся в мечети могли слышать его и сами начинали произносить такбир, а затем люди на рынке, следуя их примеру, начинали читать такбир, и вся долина Мина оглашалась звуками такбира.

Также передается, что в эти дни Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, произносил такбир после каждой молитвы, полулежа на своей постели, находясь в своей палатке, а также на собраниях и направляясь куда-либо пешком.

Маймуна, да будет доволен ею Аллах, произносила такбир в День жертвоприношения. Женщины произносили такбир вместе с Абаной ибн Усманом и Амром ибн Абдул-Азизом ночью в дни ташрика наряду с мужчинами, находившимися в мечети.

Разъясняя причины произнесения такбира, Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» приводит следующее высказывание аль-Хаттаби: «Мудрость, содержащаяся в произнесении такбира в эти дни, заключена в том, что во времена джахилиййи жертвоприношение совершалось тагутам (идолам). Поэтому было предписано произносить такбир в качестве указания на то, что ритуал жертвоприношения совершается только ради одного Аллаха, упоминая лишь Его Имя».

Таким образом, как следует из вышеприведенных аятов, достоверных хадисов и сообщений, ат-такбир аль-мутляк (неограниченный по времени такбир) и ат-такбир аль-мукаййид (ограниченный временем такбир) совпадают друг с другом в течение пяти дней зу-ль-хиджа, начиная с 9-го числа этого месяца. Тем самым, помимо произнесения такбира аль-мукаййид после каждой молитвы, время которого наступает с рассветом в День Арафа, также произносится такбир аль-мутляк в любое время суток в течение этих дней вплоть до захода солнца 13-го зу-ль-хиджа.

В то же время, как отмечают ученые-богословы, паломникам следует начинать произносить такбир после полуденной молитв (зухр) в День жертвоприношения, а до этого им следует сосредоточиться на чтении тальбийи. Поистине, Аллаху все это ведомо лучше!

Как видно из вышесказанного, такбир-ташрик после окончания праздничных дней не произносится ни при каких обстоятельствах.

Источник