Вопрос: Я слышал, что, если ханафит последует шафиитскому или ханбалитскому мазхабу, это равноценно многобожию. Это правда?
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Все четыре мазхаба основаны на Коране и Сунне. Какому бы мазхабу ни следовал человек, он тем самым следует Корану и Сунне в понимании специалистов по Корану и хадисам – таких, как имамы Абу Ханифа, Малик, Шафии и Ахмад. Поскольку мы в нынешние времена не обладаем такими знаниями, какими обладали они, мы следуем имамам мазхабов, полагаясь на их знания.
Какому бы мазхабу ни следовал человек, он должен следовать ему во всем. Следуя мазхабу, не следует думать, будто другие мазхабы чем-то хуже. Однако не следует брать одни правила из одного мазхаба, а другие – из другого. Если же данное правило будет нарушено, то это не будет многобожием, а будет являться ошибкой в случае, если это сделано без необходимости и без консультации со специалистами.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Источник: askimam.ru
Кто из Ханафи учёных говорил о том, что нельзя переходить в другой мазхаб без даруры? ✅
Вопрос: Такие ханафитские ученые как: Ибн Абидин, Тахтави, Шурунбуляли, Аляуддин ибн Абидин, Ибн Хумам, Ибн Амир Хадж говорили о допустимости перехода в другой мазхаб без даруры (без необходимости), а кто же говорил, что нельзя?
Ответ:
Согласно принципам ханафитского мазхаба, если не существует некоего прямого указания по какому-то вопросу от основателя мазхаба, то есть от имама Абу Ханифы и его прямых учеников, то фетва ранних муджтахидов мазхаба становится обязательной для следования. (см. «Шарх укуд расм аль-муфти, с. 52-53, Бушра)
1) Абу аль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ан-Натифи (ум. в 446-м году):
وقال أبو العباس الناطفي: هذا إذا كان المستفتي على مذهب أهل العراق أفتى عالم بقول أبي حنيفة رحمه الله وأفتى عالم بقول أبي يوسف وأفتى عالم بقول محمد أو بقول زفر، فليس له أن يأخذ بقول الشافعي ولا بقول مالك (معين الحكام فيما يتردد بين الخصمين من الأحكام للطرابلسي، دار الفكر، ص.٢٧)
2) Захир ад-Дин аль-Маргинани аль-Кабир (ум. в 506-м году):
عامي حنفي المذهب افتصد ولم يعد الطهارة اقتداء بالشافعي في حق هذا الحكم لا يسوغ له ذلك (القنية للزاهدي، مخطوط، ص.٩٣/أ)
3) Фахр аль-Куддат Мухаммад ибн Хусейн Арсабанди (ум. в 512-м году):
الحق لو كان حقوقا لساغ للمقلد تقليد هذا المحتهد مرة وتقليد الآخر مرة، فكان هذا بناء الدين على الهوى، وهذا قبيح…ومن قال الحق واحد ألزم العامي أن يتبع إماما واحدا وقع عنده بدليل النظر أنه أعلم، ولا يخالفه في شيء بهوى نفسه (تقويم أصول الفقه، دار النعمان للعلوم، ج.٢ ص.٨٦٨)
4) Фахруддин Мухаммад ибн Махмуд (ум. в 570-м году):
العباد مأمورون بالعمل بدلائل الشرع…أما في حق عامة المسلمين فلا يكون في وسع كل أحد أن يرجح الدلائل ويجتهد لكن ينبغي أن يرجح إماما يرى ويكون متبعا له، فإذا تأمل ورجح إماما على إمام ورأى أن طريقه الحق والصواب بطل عنده قول الباقين، فلا يجوز العمل بمذهبهم كالمجتهد إذا صح عنده دليل لا يعمل بالباقي، وإنما كان كذلك لأن الناس كلهم مأمورون بالعمل بأمر الله، غير أن العلماء مأمورون بالدلائل والنظائر وترجيح أحد الدلائل والعوام مأمورون بترجيح العلماء إذ ليس في وسعهم غير ذلك، ليكون الكل ممتثلين لأمر الله تعالى (جواهر الفتاوى، مخطوط ص.٣١٧/ب-٣١٨/أ)
5) Шейх аль-Ислам Бурхануддин аль-Маргинани (ум. в 593-м году):
رجل علق الطلاق بالتزوج ثم تزوج امرأة فاستفتى من شفعوي المذهب فأفتى على مذهبه أن لا يقع الطلاق لا يكون حجة في حقه (مختارات النوازل، مخطوط، ص.٣٦/ب)
6) Мухаммад ибн Махмуд аль-Асрушани (ум. в 632-м году):
وجاز للرجل والمرأة أن ينتقل من مذهب الشافعي إلى مذهب الحنفي وكذا على العكس ولكن بالكلية، أما في مسألة واحدة فلا يمكن، حتى لو خرج دم من حنفي المذهب وسال لا يجوز له أن يصلي قبل أن يتوضأ اقتداء بمذهب الشافعي في هذه المسألة فإن صلى قبل أن يتوضأ يصفع، وقال بعضهم: ليس للعامي أن يتحول من مذهب إلى مذهب حنفيا كان أو شفعويا، وقال بعضهم: من انتقل إلى مذهب الشافعي رحمه الله ليزوجه ولي البكر البالغة بغير رضاها يخاف عليه أن يسلب إيمانه وقت موته لإهانته بالدين لجيفة قذرة (كتاب الكراهة للأسروشني، مخطوط، ص.٩/أ)
Эти слова ясно указывают на то, что ханафиту нельзя в частных вопросах без нужды следовать мнению другого мазхаба.
Что касается Ибн аль-Хуммама (ум. в 861-м году), то он, указав, что обязанность следовать одному мазхабу во всех мазхабах связана с тем, чтобы амми не искал легкости каждого мазхаба, лично сам не согласился с этой точкой зрения. (Фатх аль-Кадир, 8/239)
(2) Но Ибн аль-Хуммам известен тем, что имел мнения, которые шли вразрез с ханафитским мазхабом, и поэтому его ученик Касим ибн Кутлубуга (ум. в 879-м году) указал, что если его учитель, то есть Ибн аль-Хуммам, приводит мнения, идущие вразрез с мазхабом, то этому мнению не следуют [Шарх укуд расм муфти, с. 35, Бушра]. И это одно из таких мнений.
Что касается таких факихов, как аш-Шурунбуляли, ат-Тахтави, Ибн Нуджейм и Ибн Абидин, то они мукаллиды мазхаба, задача которых – передавать мнения мазхаба, а не выносить свои суждения.
И Ибн Абидин сказал о своем времени в «Шарх укуд расм муфти» (с. 42):
انقطع المفتي المجتهد في زماننا ولم يبق إلا المقلد المحض
И он привел слова аш-Шурунбуляли (ум. в 1056-м году), который сказал это сотни лет до него:
المقلد الذي ليس من أهل الإجتهاد كحنفية زماننا
И то же самое сказал Ибрахим аль-Бири (ум. в 1099-м году), ханафитский муфтий Мекки:
ليس للمفتي في زماننا إلا نقل ما صح عن أهل مذهبه الذين يفتي بقولهم
Итог: Ханафит не может в частных вопросах переходить в другие мазхабы без нужды.
Что касается утверждения, что это мазхабный фанатизм (таассуб), то это неправда, поскольку имам аль-Асрушани указывает, что ханафит может полностью перейти в шафиитский мазхаб, но без причины переходить в частных вопросах не имеет права. Следует различать между таассубом и тамассуком (неукоснительным следованием мазхабу).
© Абу Али Аль-Ашари аль-Ханафи