1. Тахаджуд
Тахаджуд намаз Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обычно читал по-разному. Иногда он читал четыре, иногда шесть, иногда восемь, а иногда десять, но часто читал восемь рака‘атов. (Абу Дауд т.1,стр. 193, Бухари т.1, стр. 154, «Сахих ибн Хузейма» т.2, стр. 192).
Разрешается читать и по два рака‘ата, и по четыре, но мустахабом является читать по два рака‘ата. (Тирмизи т.1, стр. 58).
Время тахаджуд намаза начинается после ночного намаза (‘иша). Лучше читать его послетого, как пройдет половина ночи. Способ чтения тахаджуда по суннату является следующим: прочитав ночной намаз, ложитесь спать, затем встаёте и читаете тахаджуд. В случае чтения тахаджуда совершать три рака‘ата eитр вместе с тахаджудом также является суннатом. (Бухари т.1,стр. 154, Муслим т.1, стр. 258). Но если витр уже прочитан после ночного намаза, уогда после тахаджуда второй раз его читать не надо, потому чтоПосланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) запретил читать витр два раза за одну ночь. (Тирмизи т.1, стр. 62).
2. Духа намаз
Количество рака‘атов духа намаза сообщается по-разному: два, четыре,восемь и двенадцать. Время духа намаза начинается, когда солнце достаточно поднимется, и длится до зенита. («Мишкат» т.1, стр. 115, Глава “Намаз духа”, Табрани и т.д.)
3. Аууабин
Аууабин намаз состоит из шести рака‘атов, его надо читать по два рака‘ата после магриба. (Тирмизи т.1, стр. 58).
4. Намаз тасбих
Намаз тасбих состоит из четырех рака‘атов с одним салямом. В каждом рака‘ате надо читать по 75 раз:
«субханаллахи уальхамду‚л‚иˆлля‚хиˆ уа л‚я и‚л‚яха ˆил‚ляллаху уа‚ллаху акбар».
Способ чтения намаза тасбих является следующим: с намерением четырех рака‘атов, сказав такбир тахрима, складываете руки. После чтения сана читаете вышеупомянутые слова 15 раз. И затем, сказав «а‘узу» и «бисмиллях», читаете “Фатиху” и какую-нибудь суру. После суры до руку‘а говорите эти слова 10 раз. Затем совершаете руку‘ и в нём читаете сказанное 10 раз, затем поднявшись из руку‘а – 10 раз. Затем в двух суджудах и сидя между двумя суджудами читаете по 10 раз. Таким образом, завершился один рака‘ат. Во втором рака‘ате перед чтением суры “Фатиха” читаете приведённое 15 раз, затем после чтения суры “Фатиха” и какой-нибудь другой суры читаете 10 раз, затем, как в первом рака‘ате, в других местах читаете по 10 раз. Таким способом надо читать третий и четвертый рака‘ат.
В другом хадисе сказано, что, прочитав суру “Фатиха” и другую какую-нибудь суру, читайте эти слова 15 раз, затем в руку‘е, поднявшись из руку‘а, в двух суджудах, между двумя суджудами читайте их по 10 раз.
Затем после второго сажда читайте их 10 раз сидя. Таким же образом, во втором рака‘ате после аттахийята читайте эти слова 10 раз. Точно также в третьем рака‘ате после совершения второго сажда и в четвертом рака‘ате после чтения салавата читайте их по 10 раз.
Оба приведённых метода передаются в Тирмизи т.1, стр. 63, 64. Можно читать любым из обоих способов по желанию, но в каждом рака‘ате эти слова должны быть прочитаны по 75 раз. Всего в четырех рака‘атах будет 300 раз.
5. Тахийятуль масджид (приветствие мечети)
Этот намаз является суннатом для того, кто только что вошёл в мечеть.
Придя в мечеть, перед тем, как сесть, надо прочитать два рака‘ата, с условием, если время не является макрухом. (Муслим т.1, стр. 248).
6. Тахийятуль вуду (приветствие омовения)
Намаз тахийятуль вуду состоит из двух рака‘атов, которые надо читать после совершения омовения. (Муслим т.1, стр. 120, Насаи т.1, стр. 36).
7. Намаз хаджат
Если у человека появится какая-нибудь нужда, касательно религии или мирского, ему следует совершить омовение, как следует, и прочитать два рака‘ата намаза хаджат. Затем после восхваления Аллаха и салавата
Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) надо читать следующее ду‘а:
«Ля иляха илляллахуль халимуль карим, субханаллахи раббиль ‘аршиль ‘азыйм, альхамду лилляхи раббиль ‘алямин. Ас’алюка муджибати рахматик уа ‘азаима маѓфиратик уаль ѓанимата мин кулли биррин уас-саламата мин кулли иćмин. Ля тада‘ли занбан илля ѓафартаху уа ля хамман илля фарраджтаху уа ля хаджатан хия ляка ридан илля кадайтаха,я архамар-рахимин».
«Нет бога, кроме Аллаха, Терпимого, Щедрого. Чист от несовершенства Аллах, Владыка Высшего Трона.Слава Аллаху, Господу миров. Я прошу у Тебя то, что призывает Твою милость и вызывает прощение, пользу от каждого доброго дела и ограждение от всякого греха. Не оставь у меня никакого греха без прощения, никакой печали без избавления, никакой нужды, какая Тебе нравится, без разрешения её. О Милосерднейший из Милосердных». (Тирмизи т. 1, стр. 63, Ибн Маджа стр. 100).
«Аллахумма инни астахирукя би‘ыльмикя, ва астакдирукя би кудратикя,ва ас-алюкя мин фадликаль ‘азыйм, фа иннакя такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму, ва анта ‘аллямуль гуюб. Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хазаль амра хайрун ли фи дини ва ма‘аши ва ‘акыйбати амри, уа фи ‘аджили амри ва аджилихи факдурху ли ва яссирху ли, сумма барик ли фихи, уа ин кунта та‘ляму анна хазаль амра шаррун ли фи дини ва ма‘аши ва ‘акыйбати амри фи ‘аджили ва аджилихи фасрифху ‘анни васрифни ‘анху, вакдур лияль хайра хайсу кяна сумма ардыни бихи».
«О Аллах, я прошу Тебя дать мне добро Твоим знанием и Твоим могуществом, я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо Ты можешь, а я не могу, ибо Ты знаешь, а я не знаю, и Ты знающий всё невидимое. О Аллах, если знаешь Ты, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то предопредели его мне,облегчи его мне, а потом дай Своё благословение. Если же Ты знаешь, что это дело окажется вредным для моей религии, для моей жизни и дляисхода моих дел, то уведи его от меня, и уведи меня от него, и суди мне благо, где бы оно ни было, потом приведи меня к удовлетворенности им».
(В этом ду‘а в местах, где читается “хазаль амра” нужно думать о своей нужде, о которой делается истихара). (Тирмизи т.1, стр. 63, Ибн Маджа. 99).
Затем читавший делает то, к чему больше тянется сердце.
9. Намаз тауба (покаяние)
Если кто-нибудь совершит грех, для него является мустахабом сделатьомовение, прочитать два рака‘ата намаз, а затем покаяться и попроситьпрощение у Аллаха за свой грех. (Тирмизи т.1, стр. 54, Ибн Маджа стр.101).
Аллах Та‘аля сказал:
«И те люди, которые когда-либо совершают непристойные дела или поступают несправедливо к своим душам, то, вспоминая Аллаха, просят у Него прощение за свои грехи. И кто же может простить грехи, кроме Аллаха? И намеренно не упорствуют в том, что они совершали. Это те люди, чьим вознаграждением является прощение от Господа своего. Для них имеются сады, под которыми текут реки, и они вечно там будут пребывать». («Семейство ‘Имрана» 135-136).
11. Намаз ихрам
Во время надевания ихрама для хаджа читать два рака‘ата намаза является суннатом. (Абу Дауд т.1, стр. 262).
12. Намаз перед казнью
Для мусульманина, которого казнят, является мустахабом, прочитать два рака‘ата намаза, покаяться и попросить прощение за свои грехи.(«Мишкат»)
13. Намаз кусуф и хусуф (намаз при затмении солнца и луны)
Затмение солнца называется “кусуф”, а затмение луны называется “хусуф”. При обоих затмениях читать два рака‘ата намаза является суннатом. Оба намаза читаются таким же способом, как и другие. («Асар Ас-сунан» т.2, стр. 111, Бухари т.1, стр. 141, Абу Дауд т.1, стр. 185).
Намаз кусуф надо читать в мечети с джама‘атом, с длинным кыраатом про себя.(Муснад Ахмад).
Намаз хусуф надо читать в своих домах по отдельности, после обоих намазов надо просить ду‘а. После намаза кусуф имам просит ду‘а, а остальные говорят “амин”, а после намаза хусуф каждый просит ду‘а по отдельности так же, как прочитал по отдельности намаз.
14. Во время бедствия, горя и страдания
Как правило, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда дул сильный ветер или на него обрушивались какие-нибудь невзгоды,обращался к намазу. (Абу Дауд т.1, стр. 185).
15. Истиска
Для истиска, т.е. для того, чтобы просить дождь, намаз не обязателен.
Можно читать намаз, можно просто просить ду‘а или делать истигфар (просить прощение). В подобных случаях о Посланнике Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) больше преданий о чтении ду‘а. (Бухари т.1, стр. 136, Муслим т.1, стр. 293).
Про ‘Умара и Ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анхум) также рассказывается только о ду‘а и истигфаре. (Бухари т.1, стр.137, «Базль» т.2, стр. 212).
То же самое подтверждается и из Корана:
«Просите прощения у Господа вашего, поистине, Он – прощающий, Он пошлет на вас небо, льющимся обильно». («Нух» 9-10).
Если же надо читать намаз, то читается он следующим образом.
Правителю мусульман или имаму вместе с джама‘атом мусульман надо выйти за пределы селения, со смиренностью, без участия кафиров (неверующих). Имам должен читать два рака‘ата намаза, читая Коран
вслух, и, как в намазе ‘ида, должен произнести хутбу, затем просить у Аллаха прощение и читать ду‘а “истиска”. Например, следующее:
«Аллахумма аскы ‘ибадака уа бахиматак уаншур рахматака уа ахйи балядакаль майит»
«О, Аллах, напои своих рабов и своих животных, и распространи свою милость, и оживи свой мёртвый город». (Абу Дауд т.1, стр. 182, «Муатта имам Малик» стр. 72).
И имам должен вывернуть свою накидку и надеть её наизнанку. (Абу Дауд т.1, стр. 180).
16. Намаз хауф (намаз в страхе)
Намаз нельзя пропускать ни в коем случае, даже на поле боя в самый разгар сражения намаз надо читать. Конечно же, способ его чтения немного отличается. Армия мусульман делится на две части. Одна из них
читает половину намаза за имамом, а другая стоит против врага. Затем часть, которая читает намаз, прочитав половину намаза, освобождает место для сражавшихся и сама идёт на передовую. Вторая часть читает оставшуюся половину намаза за имамом, затем имам совершает салям. И каждый джама‘ат самостоятельно дочитывает свой намаз. В это время
оружие должно быть при себе, чтобы, увидев мусульман в намазе, враг не напал. Аллах Та‘аля сказал:
«И когда ты находишься среди них и совершаешь для них намаз, то пусть стоит вместе с тобой один отряд из них, и пусть они возьмут своё оружие. А когда совершат земной поклон, то пусть отойдут от тебя, и пусть придёт другой отряд, который не читал намаз, и пусть они читают намаз вместе с тобой, но пусть возьмут предосторожность и оружие. Те,которые не веруют, хотели бы, чтобы вы небрегли своим оружием и достоянием, и они напали бы на вас единым устремлением». («Женщины»102).
Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) сказал:
«Я участвовал вместе с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в военном походе в сторону Нажда. Когда мы выстроились перед врагом, то (наступило время намаза) Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вместе с нами начал читать намаз, одна часть стала за ним, а другая же часть напротив врага. Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вместе с теми, кто был с ним,совершил руку‘ и два сажда, а потом эти люди ушли, освободив место для тех, кто не читал намаз. Когда же подошла вторая часть, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) с ними совершил руку‘ (второго рака‘ата) и два сажда,затем (после ташахуда) совершил салям. И тогда все встали, а потом каждый из них самостоятельно дочитал ещё по одному рака‘ату с двумя сажда». (Бухари т.1, стр. 128).
Упомянуто чтение по одному рака‘ату в случае, если имам и муктади путники, а читаемый намаз четырёх- или двухрака‘атный. Если же имам не мусафир, то каждой группе будет необходимо читать по два рака‘ата, а
магриб намаз первой группе следует читать два рака‘ата, а второй группе один рака‘ат.
Если нет возможности читать намаз таким способом из-за сильного боя,тогда намаз можно прочитать без джама‘ата, по отдельности, пешим или верхом, кто в каком положении находится. Если возможно повернуться к кыбле, то намаз читается в сторону кыблы, иначе повернувшись туда, куда возможно.
Аллах Та‘аля сказал:
«А если вы боитесь, то читайте пешими или верхом». («Корова» 239).
Муфтий Джамиль Ахмад Назири.
Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха»
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху. У меня вопрос. Допускается ли создавать в мечети второй джамагат по ханафитскому мазхабу? То есть в мечети прочитали джамагатом фарыз намаз. И опаздавшие создают второй джамагат. Я слышал мнение что по всем мазхабам это не желательно. Но у нас в мечетях братья иной точки зрения. Если можно, пожалуйста, приведите далиль.
——————
Ваалейкуму ссалам ! Мнение имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах Таала, состоит в том, что создание второго «джамаата» с повторным чтением «азана» и «икамата» есть «макрух». При этом исполнение фард-намаза вторым «джамаатом» без совершения «азана» и «икамата» не является «макрухом». Данное положение относится к мечети, в которой есть постоянный имам,совершающий фард-намаз( с предварительным возвещением «азана» и «икамата») с постоянным «джамаатом». Отсюда совершение повторного коллективного «солята» в мечети, в которой нет одного имама исполняющего намаз с постоянным «джамаатом», не является «макрухом» в любом случае. Т.е в этой ситуации дозволено и даже лучше возвещать повторно «азан» с «икаматом».