Автор: Имам аш-Шурунбуляли
Книга: Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах
Комментарий: Махди Шамсуддин
«Азан» в языковом значении — это объявление, извещение, а в шариатском значении — объявление о том, что настало время намаза.
Азан имеет установленную форму, то есть представляет собой набор конкретных фраз, которые являются его рукнами.
Хукм азана и икамата перед обязательными намаза, включая пятничный намаз, — сунна муаккада. Однако азан не является сунной перед намазами витр, Ид, истиска, потому что эти намазы — ваджиб, но не фард.
Возвещение азана является сунной муаккада даже для того, кто молится в одиночестве, потому что за таким человеком намаз совершают ангелы. И нет разницы, совершает человек намаз в свое время (‘ада) или восполняет пропущенный ранее намаз (када).
Для женщины произнесение азана и икамата является макрухом тахрим (близким к хараму действием).
Азан:
الله اكبر х 4 раза
اشهد ان لا اله الا الله х 2 раза
اشهد ان محمد رسول الله х 2 раза
حي على الصلاة х 2 раза
حي على الفلاح х 2 раза
الله اكبر х 2 раза
لا اله الا الله х 1 раз
Не является сунной совершать «тарджиа», то есть произносить слова шахады в азане сначала тихо, так что слышат только люди рядом с муэдзином, а затем громко, чтобы слышали люди далеко от муэдзина.
Икамат:
الله اكبر х 4 раза
اشهد ان لا اله الا الله х 2 раза
اشهد ان محمد رسول الله х 2 раза
حي على الصلاة х 2 раза
حي على الفلاح х 2 раза
قد كامت الصلة х 2 раза
الله اكبر х 2 раза
لا اله الا الله х 1 раз
В азане на намаз фаджр есть дополнительная фраза: «الصلة خير من النوم» (молитва лучше сна).
Азан произносится медленно с паузами между предложениями, кроме такбиров — такбиры произносятся слитно.
Икамат произносится быстро.
Условием действительности азана является произнесение его на арабском языке.
Желательные качества для муэдзина:
— Богобоязненность1.
— Знание суннатов азана.
— Знание времени намазов.
— Пребывание в состоянии малого омовения.
— Является сунной повернуться в сторону Киблы при произнесении азана2. Если человек произносит азан верхом на лошади, ему прощается оставление этой сунны. Азан на лошади дозволено произносить путнику, однако для оседлого мусульманина азан верхом — макрух.
— Желательно положить указательные пальцы на уши при произнесения азана3.
— Во время слов «хайя аляс-солях» следует повернуть голову вправо, во время «хайя аляль-фалях» — влево.
Если муэдзину необходимо передвигаться по минарету, чтобы азан услышали, ему не нужно поворачивать голову вправо и влево — следует передвигаться, находясь лицом к Кибле.
— Следует делать паузу между азаном и икаматом, чтобы молящиеся успели собраться, однако необходимо следить, чтобы не наступило время, совершать намаз в которое — макрух.
Намаз магриб нельзя откладывать — его нужно совершать после небольшой паузы после азана. Пауза составляет отрезок времени, которого достаточно, чтобы прочитать три коротких или один длинный аят либо сделать 3-4 шага. Затем произносится икамат.
— Желательно, чтобы после намаза произносился дополнительный призыв к молитве, например, слова: «О молящиеся, идите на молитву». Данное действие имам Ибн Абидин назвал «бида хасана», оно связано с тем, что люди стали ленивы в отношении молитвы.
Нежелательные действия при азане
Распевать азан, искажая его (например, неправильно произносить огласовки, пропускать или добавлять буквы).
Возвещать азан (и икамат) в состоянии малого или большого осквернения. При этом возвещать азан без гусля — макрух тахрим.
Азан маленького ребенка (еще не обладающего качеством тамйиз), а также азан сумасшедшего, идиота или пьяного человека, не является действительным.
Азан женщины — макрух, потому что при тихом произнесении азана женщиной цель азана не достигается4, а при громком произнесении женщина впадет в грех, так как ее голос являет собой фитну5.
Азан фасика6 — макрух, потому что его свидетельство не принимается в суде, ему нет доверия.
Макрух произносить азан в положении сидя, однако, если человек произносит азан для самого себя, дозволено сделать это сидя. Произнесение икамата в положении сидя является макрухом в любом случае.
Макрух прерывать азан или икамат для произнесения чего-либо постороннего, даже если это ответ на приветствие. Если человек говорил во время произнесения азана, желательно переделать такой азан. Если кто-то поприветствовал муэдзина в то время, когда он произносил азан, муэдзин не отвечает ни во время, ни после произнесения азана. То же относится к чтецу Корана, человеку, который читает проповедь, преподает шариатские науки, а также к тому, что справляет нужду, и тому, чей аурат открыт, — эти люди не отвечают на салям. Приветствовать человека, который справляет нужду, или того, чей аурат открыт, — харам.
Макрух танзих совершать икамат тому, кто пропустил джума и совершает намаз зухр.
Для пропущенных намазов желательно совершать и азан, и икамат. Если пропущенных намазов несколько, следует, как минимум, произнести азан и икамат перед первым намазом, однако лучше всего перед каждым восполняемым намазом произносить и азан, и икамат. Если человек подряд восполняет несколько намазов, для него макрух оставлять произнесение икамата перед каждым намазом, но если он не будет произносить перед каждым намазом (кроме первого) азан — это дозволено (без макруха).
Тот, кто услышал азан7, оставляет чтение Корана, чтобы ответить на азан. В ханафитском мазхабе есть два мнения о хукме ответа на азан — ваджиб и мустахабб. Имам Ибн Абидин, да будет доволен им Аллах, высказал мнение, что отвечать на азан — мустахабб. Отвечая на азан, человек повторяет слова муэдзина, но, когда муэдзин произносит: «Хайя аляс-солях», — и: «Хайя аляль-фалях», — нужно отвечать: «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях». Во время азана на намаз фаджр на слова муэдзина: «Ас-соляту хайру минан-наум», — следует ответить: «Саддакта ва барирт», — или: «МашаАллах».
После азана произносится салават и дуа, которое передает от Посланника Аллаха Джабир :
اللهم رب هذه الدعوة التامة والصلاة القائمة آت محمداً الوسيلة و الفضيلة وابعثه مقاماً محموداً الذي وعدته
1.
Oтстранение от больших грехов и отсутствия усердия в малых грехах.
2.
Поворачиваться в другую сторону является макрухом танзих.
3.
Дозволено положить всю ладонь.
4.
Цель азана — призвать много людей на молитву, а это невозможно сделать тихим голосом.
5.
Хотя и не является ауратом, согласно самому сильному мнению в ханафитском мазхабе.
6.
Человека, который совершает большие грехи.
7.
При этом ставится условием, что азан произносится правильно.