Автор: Шейх Фараз Раббани

Вопрос:

Женский намаз: чем он отличается от мужского намаза?

Шейх Албани говорит в книге «Молитва Пророка»:
«Все, что упоминалось при описании молитвы, совершаемой Пророком в равной степени относится как к мужчинам, так и к женщинам, поскольку в Сунне нет ничего, что делало бы необходимым сделать для женщин исключение в этих описаниях. В действительности, если обобщить, то утверждение Пророка : «Молитесь так, как видели молящимся меня», – включает женщин.

Так же считает и Ибрахим ан-Нахаи, который сказал: «Действия женщины во время молитвы такие же, как и действия мужчины», – передал Ибн Аби Шайбах (1/75/2), сахих иснад от Ибрахима ан-Нахаи.

А также Бухари передал в книге «Ат-Тарих ас-Сагир» (стр. 95) (сахих иснад от Умм уд-Дарда), что «во время молитвы она сидела, как сидят мужчины, а она была женщиной знающей».

Хадис об индимааме (подбирании тела) женщин во время намаза, а также о том, что женщина должна вести себя во время намаза отлично от мужчин – это хадис-мурсаль, и он не достоверен. По утверждению Язида ибн Аби Хабиба, Абу Давуд передал его в книге «Аль-Марасиль».

Что касается слов Ибн Умара, переданных имамом Ахмадом, приведенных в книге «Масаиль» его сына Абдуллы, о том, что он учил своих жен сидеть во время намаза положив одну ногу на другую, то этот иснад не является достоверным, а Абдулла ибн Умар аль-Амри – даиф (слабый) передатчик.

Ответ на это

Что касается тех, кто заявляет, что нет разницы между мужским и женским намазом, то у них абсолютно нет доказательств ни из Корана, ни из хадисов. Тем не менее, если они берут за пример практику Умм уд-Дарда, их доказательство несостоятельно по нескольким причинам.

Ибн Аби Шайбах сообщает:
«Макхуль сообщает, что Умм уд-Дарда сидела во время намаза как мужчины».
(Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том 1, стр. 270).

(Имам Бухари также цитировал это утверждение. Тем не менее, в связи с ним он не упоминает никакой цепочки передатчиков. По этой причине я процитировал работу Ибн Аби Шайбаха).

Неправильно использовать этот аcар по следующим причинам:
1. Хафиз Джамалуддин Юсуф аль-Миззи говорил о ней (Умм уд-Дарда), как о табиине (Тахжиб аль-Камал фи-Асма ир-Риджал: том 22, стр. 464). Неправильно перенимать практику одного табиина, даже если она не противоречит принципам Шариата.

Хафиз Ибн Хаджар Аскаляни утверждает в книге «Фатх уль-Бари»:
«Практика одного табиина, даже если она не противоречит никаким основам, не используется в качестве доказательства». (Фатх уль-Бари: том 2, стр. 243).

Хафиз Ибн Хаджар, который причислял ее к табиинам, говорит:
«Из сообщения Макхуля можно понять, что это сообщение относится к младшей Умм уд-Дарда, из табиинов, а не к старшей, которая была сахаби, потому что Макхуль встречал только первую, а не вторую» (Там же).

2. Даже если допустить, что она была сахаби, тогда передача получается мункати (прерванной) и становится неприемлемой согласно принципам мухаддисов. Ее действия воспринимаются как ее личное мнение. Она не побуждала никого следовать своему примеру. Она не приводила в подтверждение ни действий, ни слов Посланника , ни фетвы халифов.

Соответственно, в отношении намаза женщин, данное мнение по сравнению с общепринятым видом поклонения уммы (таватур) занимает такое же положение, какое занимает следование шааз хадисам по сравнению со следованием мутаватир хадисам. Абсолютно ясно, что никто из мусульман не предпочтет первое второму.

3. Более того, если тщательно исследовать слова данной передачи, то можно увидеть, что они подтверждают мнение большинства. В передаче позиция во время сидения у Умм уд-Дарда сравнивалась с позицией во время сидения у мужчин, что подразумевает, что другие сподвижницы сидели по-другому, о чем говорилось выше.

4. Имам Абу Джафар ат-Тахави, рахимахуллах, передал следующий хадис:
«Ибрахим Аби Абалах сообщает, что видел, как Умм уд-Дарда совершала намаз сидя, положив одну ногу на другую».
(Тухфат аль-Ахиарби-Тартиби Шарх Мушкил аль-Атар ли, Аби Джафар ат-Тахави: том 2, стр. 338; а Хафиз Миззи привел этот асар в книге «Тахжиб аль-Камаль»: том 22, стр. 468)

Данное сообщение противоречит словам Ибн Аби Шайбаха, рахимахуллах. Соответственно, оно не является доказательством по Шариату.

В другом сообщении Мусаннафа Ибн Аби Шайбаха (том 1, стр. 270) можно найти следующие слова:
Ибрахим сказал: «Женщине следует сидеть в намазе так, как это делает мужчина». Эта цитата говорит о допустимости. Тем не менее, Насыруддин аль-Албани изменил эти слова, и они стали звучать следующим образом:
«Женщине следует совершать намаз так, как это делает мужчина»
(Сифату Салатин-Набий, стр. 207).

Такая вставка совершенно меняет смысл высказывания и вводит в заблуждение.

(Отрывок из статьи «Женский намаз», опубликованной исламским центром Мадраса Арабийя Исламия в Азадвилле).

Глава 4 – Доказательства из хадисов Пророка

Имам Байхаки упомянул принцип, который лег в основу различий между мужским и женским намазом.

Он говорит:
«Разделяющим фактором между правилами выполнения мужского и женского намаза является скрытность. Женщине полагается выполнять все действия более скрытно» (Ас-Сунан аль-Кубра алил-Байхаки: том 2, стр. 222).

ПОДНЯТИЕ РУК

Хафиз Нуруддин Хайтами утверждает:
Ваиль ибн Худжр утверждает, что Посланник Аллаха сказал ему: «О Ибн Худжр, когда ты совершаешь намаз, поднимай руки к ушам, тогда как женщине следует поднимать руки до груди».
(Маджма уз-Заваид: том 2, стр. 103; Ила ус-Сунан: том 2, стр. 156)

Имам Абу Бакр Ибн Аби Шайбах сообщает:
«Абд Раббих Ибн Зайтун сказал, что он видел, как Умм уд-Дарда поднимала руки на уровень плеч в начале намаза».
(Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том 1, стр. 239)

Ибн Аби Шайбах также сообщил:
«Атаа спросили, как должна женщина поднимать руки во время намаза. Он ответил, что она должна поднимать их до груди» (Там же).

Проживая в городе Мекка, Атаа [великий табиин и имам] вынес эту фетву:

Ибн Аби Шайбах сообщает:
«Хаммад ибн Салама аль-Басри часто говорил, что женщине следует поднимать руки параллельно груди в начале намаза»
(Там же).

Хаммад, живя в Куфе, вынес эту фетву.

Упоминается следующее сообщение Ибн Джурайджа:
Ибн Джурайдж сказал: «Я спросил Атаа, следует ли женщине делать руками те же движения, что и мужчине, выполняя такбир. Атаа ответил, что женщине не следует поднимать руки, как мужчина. Затем он сам показал, как это необходимо делать, опуская руки и прижимая их близко к телу. Затем он сказал: «Поднимая руки, женщина делает это не так, как мужчина. И если женщина оставит это, в этом не будет вреда»».

Мусульманская умма продолжала эту практику на протяжении столетий. Имам Зухри вынес такую же фетву в Медине.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК

Алламах Абдул-Хай Лукнави пишет:
«Что касается женщин, правоведы единодушны в том, что сунна предписывает женщинам класть руки на грудь»
(Ас-Сиая: том 2, стр 152).

Существует иджма (решение) по поводу данного масалаха.

СУДЖУД

Имам Абу Давуд передал следующий хадис в книге «Марасил»:
«Язид ибн Аби Хабиб заявляет, что Посланник Аллаха как-то прошел мимо двух женщин, которые делали намаз. Он сказал им: «Когда вы делаете земной поклон, следите за тем, чтобы части вашего тела соприкасались с землей, потому что женщина непохожа на мужчин в этом». (Марасил Аби Давуд, стр 118; об этом также говорится в книге «Ас-Сунан аль-Кубра алил-Байхаки» (том 2, стр. 223)).

Имам Байхаки передает следующий хадис:
Абдулла Ибн Умар сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «Когда женщина сидит во время намаза, ей следует класть одно бедро на другое, а когда она делает земной поклон, она должна прижиматься животом к бедрам, так как это делает ее действия более скрытными. Несомненно, Аллах смотрит на нее и говорит ангелам: «О мои ангелы! Будьте свидетелями, я простил ее»
(Ас-Сунан аль-Кубра алил-Байхаки: том 2 , стр. 223).

Имам Абу Бакр Ибн Аби Шайбах сообщает следующее утверждение Али:
«Сообщается, что Али сказал: «Когда женщина совершает намаз, она должна практиковать ихтифаз и держать свои бедра близко друг к другу»».

(Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том 1, стр. 270; это утверждение было передано через множество цепочек передач, Абдур-Раззак взял его от Израила, тот – от Абу Исхака, то – от Хариса, тот – от Али, а Ибн Аби Шайбах взял его от Абуль-Ахваса, а тот – от Абу Исхака, а Байхаки взял его от Абуль-Ахваса с упомянутым иснадом).

Имам Абдур-Раззак процитировал следующий хадис в книге «Мусаннаф»:
Али говорит: «Когда женщина делает земной поклон, она должна практиковать ихтифаз и держать свои бедра прижатыми к животу»

(Аль-Мусаннаф ли Абдир-Раззак: том 3, стр. 138).

Ихтифаз – наклоняться в одну сторону и сидеть на ягодицах
(смотри «Лугат аль-Хадис»: том 1, стр. 98).

Следующее сообщение было процитировано Байхаки:
«Али сказал: «Когда женщина делает суджуд, она должна держать бедра прижатыми друг к другу»
(Ас-Сунан аль-Кубра алил-Байхаки: том 2, стр. 222)

Следующее сообщение появляется в «Канз уль-Уммал»:
«Ибн Умар утверждает, что когда женщина делает земной поклон, она должна прижиматься животом к бедрам, чтобы полностью скрыть себя»
(Канз уль-Уммал: том 4, стр 117).

Имам Ибн Аби Шайбах сообщает:
«Ибрахим говорит, что, когда женщина делает земной поклон, ей следует соединять свой живот и бедра, не поднимая при этом ягодиц и не вытягивая конечности, как это делают мужчины»
(Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том 1, стр. 270).

Следующие слова были сообщены Ибрахимом Нахаи:
«Ибрахим сказал, что, когда женщина делает земной поклон, она должна сжимать бедра и прижиматься к ним животом» (Там же).

Муджахид:
«Муджахиду не нравилось, когда мужчина прижимает живот к бедрам, как это делают женщины»
(Тамже).

Хасан аль-Басри:
«Хишаам сообщает, что Хасан сказал, что женщине следует прижимать руки и ноги к телу, когда она делает суджуд»
(Там же).

Имам Абдур-Раззак сообщает:
Ибрахим говорит: «Женщинам предписывалось класть свои руки и свой живот на бедра, когда она делает суджуд, а не вытягивать свои конечности, как это делают мужчины, так чтобы ее ягодицы не поднимались»
(Аль-Мусаннаф ли Абдур Раззак: том 3, стр. 138).

Алламах Мухаммад Тахир аль-Гуджарати сообщает:
«Когда женщина совершает намаз, она должна подобраться, когда садится и когда делает суджуд, и также она не должна вытягивать конечности»
(Маджма Бихар аль-Анвар: том 1, стр. 521).

Опираясь на эти сообщения, факихи вывели следующее правило:
«Женщине следует подбирать свое тело при выполнении суджуда и прижимать живот к бедрам, потому как эти действия больше ее скрывают»
(Аль-Хидая: том 1, стр. 53).

ПОЛОЖЕНИЕ СИДЯ

В книге «Муснад» имама Абу Ханифы, рахимахуллах, упоминается:
«Абдуллу ибн Умара спросили о том, как женщины совершали намаз в эпоху Посланника Аллаха . Он ответил, что изначально они сидели в позе тараббу. Затем им было приказано подбирать тело и, склонившись в одну сторону, сидеть на левой ягодице, полностью подобрав тело»
(Джами уль-Масанид: том 1, стр. 400).

Тараббу означает сидеть положив одну ногу на другую. Это сообщение показывает, что изначально женщины сидели в позе тараббу, но это веление было позже отменено, и женщинам было велено подбирать свое тело и, склоняясь в одну сторону, сидеть на левой ягодице, полностью подобрав свое тело.

Шейх Абуль-Вафа Афгани пишет:
«Это наиболее достоверное изложение этой главы (имеется в виду глава о том, как женщины должны сидеть во время намаза). По этой причине имам Абу Ханифа сделал это суждение основным относительно данного вопроса в своем мазхабе»
(Таликаш-шейх Абуль-Вафа Афгани аля Китаб ил-Атар лил имам Мухаммад аш-Шайбани: том 1, стр. 208).

Абу Бакр ибн Аби Шайбах сообщает:
«Когда Ибн Аббаса спросили о женском намазе, он ответил: «Она должна подбирать свое тело и, склонившись на одну сторону, сидеть на левой ягодице»»
(Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том 1, стр. 270).

В другом сообщении из книги «Мусаннаф» Ибн Аби Шайбаха (том 1, стр. 270) можно найти следующие слова:
Перевод: Ибрахим сказал: «Женщине следует сидеть, совершая намаз, так, как это делает мужчина».
Эта цитата указывает на допустимость. Тем не менее, Насыруддин аль-Албани вставляет свои слова в это высказывание, таким образом, оно звучит:
«Женщине следует совершать намаз так, как это делает мужчина»
(Сифату Салатин-Набий, стр. 207).

Эта вставка меняет смысл высказывания и вводит в заблуждение.

Следующее сообщение было также процитировано Ибн Аби Шайбахом:
«Халид ибн Ладжладж сказал, что женщинам было велено практиковать тараббу, когда они сидели, совершая намаз, и им не следовало сидеть, как мужчинам, на ягодицах. Это чтобы ничего не случилось»
(Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том1, стр. 270).

Опираясь на эти высказывания, факихи вынесли следующее решение:
«Женщина должна сидеть на левой ягодице, расположив ноги справа от себя, потому как это более скрытное для нее положение»
(Аль-Хидая: том 1, стр. 55).

Упомянутые выше сообщения показывают, что Ибрахим Нахаи вынес фетву в Куфаине в соответствии с этой практикой, то же сделал Муджахидид в Медине, а Хасан аль-Басри – в Басре.

Глава 5 – Каково мнение факихов

Ханафитский мазхаб

Алламах Мухаммад Амин Ибн Абидин аш-Шами, рахимахуллах:
«Женщине не следует поднимать руки до уровня плеч. Ей не следует поднимать рукава. Ей следует располагать руки на груди, положив одну ладонь на другую. Ей следует лишь слегка сгибаться, совершая руку. Она не должна расставлять пальцы, совершая руку, напротив, их необходимо держать вместе и положить ладони на колени, не обхватывая их. Ей следует лишь слегка сгибать колени. Она должна подбирать свое тело, выполняя руку и суджуд. Она должна класть руки ладонью на землю. Ей следует сидеть, высвободив из-под себя ноги, опираясь на ягодицу в ташаххуде. Выполняя ташаххуд, женщине следует держать пальцы вместе. Если женщина совершит ошибку во время намаза, то ей следует хлопнуть в ладоши, ничего при этом не произнося. Она не может быть имамом для мужчины. Исключительно женский джамаат для намаза считается макрух. Женщина-имам стоит посередине молящихся женщин. Также макрух для женщины – посещать моления. Если группа молящихся смешанная, то женщины стоят сзади. Посещение джума-намаза необязательно для женщины, но если она его посещает, то с нее снимается ответственность. Для нее не обязательны ни Ид, ни такбир дней ташрика. Совершение фаджр-намаза, когда светает, для нее также не является мустахаб. Читая молитвы, которые надо исполнять вслух, она не повышает голос»
(Радд аль-Мухтар: том 1, стр. 504; смотри «Аль-Бахр ар-Раик»: том 1, стр. 320).

В другом месте он пишет:
«Женщине следует слегка сгибаться, совершая руку, полностью не выпрямляя пальцы. Тем не менее, она должна подбирать свое тело и класть ладони на колени, слегка сгибая колени. Она не должна вытягивать руки, это будет лучше скрывать ее»
(Там же, стр. 494).

Мулла Али Кари, рахимуллах:
«Женщина поднимает руки до уровня плеч (совершая такбир тахримах)»
(Фат баб аль-Иная би-шарх ан-никая: том 1, стр. 239; смотри стр. 242, 262 и 265; и «Аль-Фатава аль-Аламкириях»: том 1, стр. 73).

Бадруддин аль-Айни:
«Согласно Умм уд-Дардам Атаа, Зухри, Хаммаду и другим, женщине следует поднимать руки до уровня груди»
(Аль-Биная фи шарх аль-Хидая: том 2, стр 187).

Мухаммад ибн Мукатил сообщает о том же мнении ханафитских правоведов. (Там же)

Бурхануддин аль-Маргинани, рахимахуллах, автор книги «Аль-Хидая», сообщает, что это правильная и принятая версия.
(Аль-Хидая: том 1, стр. 50)

В «Фатава аль-Аламкирийя» утверждается:
«Что касается женщин, они должны слегка склоняться совершая руку не вытягивая пальцы. Они должны держать их вместе, просто положив ладони на колени. Женщина должна слегка сгибать колени и не вытягивать руки.
Женщине не следует вытягивать тело, совершая руку и суджуд, когда она сидит на своих ногах. Совершая суджуд, она должна прижимать живот к бедрам.

Женщина сидит на своей левой ягодице, разместив ноги справа от себя»
(Аль-Фатава аль-Аламкирийя: том 1, стр. 75).

Имам Абу Джафар ат-Тахави, рахимахуллах:
«Что касается женщин, наши ученые (ханафиты) заявляют, что они должны сидеть в позе, которая будет лучше всего скрывать их»
(Мухтасар иктилаф аль-уляма: том 1, стр. 212).

Шейх Мухаммад Закария аль-Кандахлави, рахимахуллах:
«По нашему (ханафитских правоведов) мнению, для женщин, безусловно, предпочтительней сидеть на ягодицах, расположив ноги справа от себя»
(Авджаз аль-Масалик: том 1, стр. 258).

Аллама Абдуль-Хай аль-Лукнави, рахимахуллах:
«Многие действия женщины во время намаза отличаются от действий мужчин…» (Ас-Сиая: том 2, стр. 205)
Далее он переходит к списку различий, как упоминают другие правоведы.

И Аллах знает лучше.