Намаз. Как держат руки ханбалиты. Мазхаб имама Ахамада.
Заранее нужно отметить, что в Ханбалитском мазхабе имеются 2 мнения по этому поводу: 1. Ниже пупка, 2. Выше пупка и ниже груди. Какой из них мнение большинства будет приведено цитатой ученых ханабиля. Далее все по порядку:
ثم يقبض كوعه الأيسر بكفه الأيمن ويجعلها تحت سرته ومعناه ذل بين يدي ربه عز وجل”
“Затем, он должен положить свое правое запястье на левую руку и расположить (их) ниже пупка. Что означает (это показывает) смирненность перед Господом, Всемогущим (عز وجل )”
Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб “آداب المشي الى الصلاة” (“Этикет хождения на молитву”)
Ибн Каийм (ра) пишет в Бада’и аль-Фаваид, что Абу Талиб сказал ‘Я спросил Ахмада б. Ханбаля, ‘Где нужно человеку распологат руки во время молитвы?’ Он ответил, ‘Ниже пупка или же выше него” (Бада’и аль-Фаваид 3/73)
Ханбалитский ученый Алаа ад-Дин аль-Мардави пишет в своем аль-Инсааф, ‘Он должен расположить свои руки ниже пупка. Это Мазхаб (Ханбалитов) и на этом явное большинство Ханбалитский ученых’ (аль-Инсаф 1\46)
Ибн Кудама аль-Макдиси в Умдат аль-Фикх: “и он поднимал свои руки во время такбира до уровня груди или уровня ушей и распологал их обе (руки) ниже пупка…”
ويرفع يديه عند ابتداء التكبير إلى حذو منكبيه أو إلى فروع أذنيه، ويجعلهما تحت سرته، ويجعل بصره إلى موضع سجوده، ثم يقول:سبحانك اللهم وبحمدك وتبارك اسمك وتعالى جدك ولا إله غيرك
(Умдат аль-Фикх, глава “باب أداب المشى إلى الصلاة”)
Также ибн Кудама приводит в своем аль-Мукни: “Затем он кладет свою правую руку на левое запястье и располагает их ниже пупка и смотрит на место суджуда” (аль-Мугни, с. 28)
Следует сказать, что среди Уляма Ханбалитского мазхаба есть разные мнения относительно рук во время намаза, которые отметил ибн Кудама в своем аль-Кафи фи Фикх аль-Имам Ахмад:
Когда заканчивается (поднятие рук во время такбиратуль-ихрам), является Мустахабом (желательно) положить правую руку на левую, как это было передано Хульбом, который сказал “Пророк (мир ему и благославение Аллаха) возглавлял нас на молитве и о взял левую (руку) правой.” Ат-Тирмизи сказал “этот хадис Хасан.”1 Затем он расположил их ниже пупка как это пришло от Али ибн Аби Талиба, который передал “Является сунной ставить руки выше и ниже пупка на Молитве.” Передал Абу Дауд
(Передано в его Китаб ас-Салят, и также хадис от имама Ахмада в его Муснаде (1\10), также смотрите аль-Мухтар Имама Маджуддина 1\112)
И (также) из Мазхаба – мнение, что руки должны быть расположены выще пупка. И (также) из Мазхаба – (человек) может выбирать между ними (двумя мнениями)
Передает ибн Каийм в Бадаи аль-Фаваид (2\69):
ويكره أن يجعلهما على الصدر ، وذلك لما روي عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه نهى عن التكفير وهو وضع اليد على الصدر
“Является Макрух-ом (нежелательным) распологать (руки) на груди, это потому, что пророка (صلى الله عليه وسل) запретил ат-Такфир, а это (ат-Такфир) – ставить (руки) на грудь”
Такое же мнение приводится от Шейха ибн Теймий (рахматуллахи алейх) и многих других ученых Ханабиля (рахимахумуЛлах), но думаю этого достаточно
И в конце хотелось бы привести слова Шейха ибн Каийма (рахматуллахи алейх) из его Аун аль Ма’буд:
إن الوضع يكون تحت السرة وهو أبو حنيفة وسفيان الثوري وإسحاق بن راهويه وأبو إسحاق المروزي من أصحاب الشافعي وقد عرفت أن الحديث ضعيف لا يصلح للاستدلال . وذهب الشافعية . قال النووي وبه قال الجمهور إلى أن الوضع يكون تحت صدره فوق سرته . وعن أحمد روايتان كالمذهبين , ورواية ثالثة أنه يخير بينهما ولا ترجيح وبالتخيير قال … وعن مالك روايتان إحداهما يضع تحت صدره والثانية يرسلهما ولا يضع إحداهما على الأخرى
Ставить (руки) ниже пупка (это мнени следующих Имамов:) Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, Исхак б. Рахавейх, Абу Исхак аль-Марзави; Согласно Шафиитам (хадис о расположении рук ниже пупка) является слабым и не может быть принят как довод. Из Шафиитов Имам ан-Навави (рахимахуЛлах) сказал: Большинство ученых на мнении, что Руки должны быть расположены Ниже Груди- Выше Пупка. И от Ахмада (б. Ханбаль, рахимахуллах) передаеются 2 мнения и согласно другому (3-му) мнению он не отдавал предпочтения какому либо из двух (2-х) (т.е. человек имеет выбор, распологать ниже пупка или выше пупка и ниже груди), от Имама Малика также имеются 2 риваята, одна из которых на том, что руки должны быть расположены Ниже Груди и второая на том, что руки должны быть свободны (ни первый и ни второй вариант, т.е. по швам)
Хадис от Уайл ибн Худжр переданный в Мусаннафе Абубакр ибн Аби Шейба, том-1, стр 319. «Я видел как пророк с.а.с. держал в намазе правую руку на левой ниже пупка.»
Анас ибн малик р.а. сказал: «Три вещи из характеристики пророков совершать ифтар рано, оттягивать сухур и во время намаза ложить правую руку на левую ниже пупка.
Ибн хазм аз захири «Ал махалля», том 3, стр 35.
Укба ибн Сухбан передал, что он слышал Али р.а. который сказал, что «Сунна — держать свои руки в намазе ниже пупка»
Имам ибн абдуль барр ал малики в его «ат-таухид», том 2, стр 79.
Абу Хурейра сказал «Руки в намазе нужно связывать ниже пупка.» Передан Абу Дауд в «Сунан». «Мусхаф» Ибнуль Араби, имам Ибн уль-Хазм «махалля» Том 3,стр 30.
Хаджадж ибн Хасан сказал: «Абу Миджраз р.а. спросили, как нам держать руки в намазе, Он ответил: положи ладонь правой руки на кисть левой руки и свяжи их ниже пупка»
Имам Ибн Аби Шейба «Мусаннаф», том-1, стр 391. иснад сахих.
Али р.а. сказал: «Из Сунны связывать руки в намазе ниже пупка».
передан Абу дауд «Сунан», Ибн ал Араби «Мусхаф» том 1, стр 280, Байхаки «Сунан» том-2 стр 31, имам Ахмад «Муснад», том-1, 1110. Ибн аби Шейба «Мусаннаф», том-1 стр 391, Ад-Даракутни том1, стр.286
Мнения Имама Абу Ханифы р.а. и предпочитаемое мнение Имама Ахмада р.а. — держать руки в намазе ниже пупка.
Также множество асаров от сахабов и табиин такие как Ибрахим ан Нахаи, которые говорили, что сунна прорка с.а.с держать руки в намазе ниже пупка.
Имам ибн кудама аль ханбали р.х. пишет в аль Му’ни, хадис о том что сунна пророка с.а.с. держать руки в намазе ниже пупка были сообщены от Али р.а., Абу Хурейра р.а. Абу Миджраз р.а., Ибрахим ан Нахаи р.а., Суфьян Ас-Саури р.а., Исхак ибн Ра’уай р.а. переданы Имам Абу Дауд р.х., Имам Ахмад р.х.
Примеры того кто практикует эту сунну в Саудии: Шейх Адил Ал-Калбани (бывший Имам Мекки), Шейх Ясир Досари (Имам Рияд), Шейх Насир аль-Катами (Кади в Рияд), Шейх Мишари Рашид ал-Афаси (имам Масджид аль Кабир в Кувейте), Шейх Абу Бакр Аш Шатри (Имам в Саудии, чтец Корана).