Правильно ли проводить ладонями по лицу после мольбы- ду’а? Некоторые утверждают, что в шариате этого нет. Помогите разобраться в этом вопросе.

До нас дошло много хадисов, в которых говорится, что Посланник Аллаха ﷺ проводил ладонями по лицу после ду’а и советовал другим поступать так же. Например,

عَنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا رَفَعَ يَدَيْهِ فِي الدُّعَاءِ لَمْ يَحُطَّهُمَا حَتَّى يَمْسَحَ بِهِمَا وَجْهَهُ

Этот хадис был передан от Омара ибн Хаттаба (да будет доволени им Аллах): «Когда Пророк ﷺ, поднимал руки обращаясь с мольбой к Всевышнему не опускал их до тех пор, пока не проводил ладонями по лицу» [1].

عن ابن عباس رضي الله عنهما ، قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : «إذا سألتم الله فاسألوه ببطون أكفكم ، ولا تسألوه بظهورها ، وامسحوا بها وجوهكم »

Этот хадис был передан Ибн Аббасом: «Пророк ﷺ сказал: «При мольбе-ду’а прося у Аллаха, раскрывайте не тыльную, а внутренную сторону ладоней и не опускайте руки до тех пор, пока не проведете ими по лицу» [2].

 عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا دَعَوْتَ اللَّهَ فَادْعُ بِبَاطِنِ كَفَّيْكَ وَلَا تَدْعُ بِظُهُورِهِمَا فَإِذَا فَرَغْتَ فَامْسَحْ بِهِمَا وَجْهَكَ

«Пророк ﷺ сказал: «Если просишь Аллаха, то обращай внутренную, а не тыльную сторону ладоней и по окончании обращения ко Всевышнему проведи ладонями по лицу».

Уровень  вышеперечисленных хадисов, если брать каждый по отдельности, «слабый». Но если такие хадисы будут переданы различными передатчиками (придут из разных источников), то из-за того, что они будут поддерживать друг друга, общая подборка таких слабых хадисов приобретает уровень «хасан», становится «хорошим». Тогда как, «хасан» хадисами можно руководствоваться.

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани, написавший 15-ти томный комментарий «Фатхуль-бари» к своду хадисов «Сахих-и Бухари», в своем труде «Булугуль-марам мин адиллятиль ахкам», приводя в пример хадис о проведении ладонями по лицу от Тирмизи, сказал следующее: «Этот хадис дошел до нас разными путями, например, от Ибн Масуда. Поэтому подборка этих хадисов требует, чтобы их относили к «хасан» («хорошим») хадисам».

Ученый  Мухаммад ибн Исмаил ас-Сангани в своей книге «Субулус-Салам» — комментарии книги «Булугуль-Марам» после вышеприведенных слов ибн Хаждара говорит следующее: «Значить в шариате есть практика проведения ладонями по лицу после обращения ко Всевышнему» [3].

Имам ан-Навави в своей книге «аль-Маджмуг» написал о том, что поглаживание по лицу ладонями рук после ду’а, является одним из адабов ду’а [4].

Также сообщается, что некоторые сахабы проводили по лицу ладонями рук после ду’а. Например, в книге Имама Бухари «Аль-Адабуль-муфрад», передается достоверным («сахих») путем от Абу Нуайма, что он видел, как Ибн Омар и ибн Зубайр проводили по лицу ладонями рук после ду’а [5].

В другом хадисе Пророк ﷺ сказал, что руки воздетые в мольбе ко Всевышнему не будут отвергнуты без ничего:

عن سلمان الفارسي ، عن النبي صلى الله عليه وسلم ، قال : « إن ربكم حيي كريم يستحيي من عبده إذا رفع يديه إليه أن يردهما صفرا »

Поистине, Господь ваш Щедрейший и Всевышний стыдлив, и он устыдится раба своего, если тот возденет руки свои к Нему с мольбой и ему придется опустить их пустыми (без блага и благости от Всевышнего) [6].

 Вот поэтому человек, обращающийся с мольбой ко Всевышнему, проводя ладонями по лицу после мольбы, словно делает «табаррук», распространяя дарованные Всевышним благость и баракаат по самой священной части тела – лицу.

Есть «сахих» хадисы в которых говорится, что Посланник Аллаха ﷺ соединял кисти рук, читал суры «Ихлас», «Фаляк» и «Нас» проводил ладонями по лицу и по всему телу. Например:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَوَى إِلَى فِرَاشِهِ نَفَثَ فِي كَفَّيْهِ بِقُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ وَبِالْمُعَوِّذَتَيْنِ جَمِيعًا ثُمَّ يَمْسَحُ بِهِمَا وَجْهَهُ وَمَا بَلَغَتْ يَدَاهُ مِنْ جَسَدِهِ …

Хадис от Айши (да будет доволени ею Аллах): «Пророк ﷺ, когда ложился спать, он соединял кисти рук (ладонями внутрь), читал над ними: «Скажи: «Он, Аллах, Один…»» (сура Ихлас), (а также): «Скажи: «Прибегаю к Господу рассвета…»» (сура Фаляк), (а также): «Скажи: «Прибегаю к Господу людей…»» (сура Нас), после чего дул на ладони и проводил (руками) по лицу и всем частям своего тела, которые только мог (достать), начиная с головы, лица и передней части тела» [7].

Как явствует из вышесказанного, в шариате существует практика проводить ладонями по лицу после ду’а. Казахский народ и другие мусульманские народы, придерживающиеся ханафитского мазхаба (а также народы, придерживающиеся других мазхабов), после обращения ко Всевышнему проводят ладонями по лицу, основываясь на приведенных выше доказательствах.

Посланник Аллаха ﷺ ни в одном из своих хадисов открыто не запрещал проводить ладонями по лицу после ду’а ко Всевышнему. Поэтому выступать против этой практики (традиции), пытаться отвратить народ от своих вековых традиций, представляется неразумным, более того, чревытым опасностями нарушения единства и взаимопонимания среди верующих. Мы должны быть предельно осторожными в вынесении каких-либо поспешных решений в отношении подобных, устоявшихся веками в виде традиций, второстепенных вопросов Ислама (к тому же не противоречащих шариату).

Более того, необходимо учитывать и тот факт, что «фатвы» (богословско-правовые решения авторитеных ученых) в некоторых вопросах (допускаемых шариатом) должны учитывать особенности местных обычаев и менталитета.

Представьте ситуацию, что подумают простые верующие, чьи предки веками после обращения с мольбой ко Всевышнему проводили ладонями по лицу, если увидят своего соплеменника проповедующего или обучающего Исламу, который сразу же после ду’а опускает рукуи? Люди могут подумать, что он не хочет присоединиться к их ду’а, что он не разделяет их чаяния и вполне возможно, что люди отвернутся от него и не станут внимать его наставлениям и проповедям.

Поэтому выступать против таких, не противоречащих шариату второстепенных вопросов Ислама, принесет больше вреда чем пользы. В отношении второстепенных вопросов Ислама мы должны прежде всего ориентироваться на единство и согласие нашего народа. Разумный, адекватно оценивающий окружающий мир мусульманин, конечно же, не будет тратить свое время и усилия на споры вокруг таких тардиций (допускаемых шариатом), а будет стараться решить вопросы, которые для мусульман на самом деле насущны и первостепенны.



[1] Тирмизи, 3308. смотрите дополнительно: ал-Мустадрак алас-сахихайн лил-Хаким, 1923. Муснад Абд ибн Хамид, 40. ал-Мужамул-аусат лит-Табарани, 7252.
[2] Аль-Мустадрак алас-сахихайн лил-Хаким, 1924. а также смотрите дополнительно: Абу Дауд, Бабуд-Дуа. Муснад Абд  ибн Хамид, 717.
[3] Мухаммед ибн Исмаил ал-Сангани, Субулус-салам шарху Булугул-марам, Изд. «Дару ибн Хазм», Бейрут, 2003, стр.981.
[4] Имам Абу Закария ан-Навави, аль-Маджмуг, Изд. «Дарул-фикр», Бейрут, 1997, 4-том, стр.487.
[5] Имам Аль-Бухари, Аль-Адабуль-муфрад, Изд. «Муассасатуль-кутубиль-ильмия», Бейрут, 1987, стр.134
[6] Сунану Аби Дауд, Сунанут-Тирмизи, Сунанул-Кубра лил-Байхаки, Сахих Ибн Хиббан. Хаким оценил хадис как достоверный.
[7] Аль-Бухари. Смотрите дополнительно: Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насайй, Ибн Маджа, Муснад Ахмад.