СЛЕДОВАНИЕ ИМАМУ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ (ИКТИДА)
Стоя за имамом, необходимо следовать за его действиями. Совсем необязательно его слышать. Тому, кто не видит имама, достаточно повторять действия стоящих впереди. Следовать за действиями тех, кто видит и слышит имама, означает следование имаму. При большом стечении народа на совместную молитву, на определенных местах становятся муадзины, которые повторяют за имамом такбиры вслух, при переходах в следующий рукн молитвы. Тот, кто не слышит имама, может действовать по такбиру муадзина.
Четыре положения мусульманина при следовании имаму:
1) Мудрик (Успевший) – Мусульманин, произнесший Вступительный Такбир вместе с имамом, и следовавший ему на протяжении всей молитвы – от начала и до конца.
2) Муктади – Опоздавший на вступительный такбир, но успевший произнести его в положении «стоя» и совершить вместе с имамом поясной поклон (руку’у) первого ракаата. Молитва Муктади также считается действительной, так как он успел совершить все фарды.
3) Лахик — Произнесший Вступительный Такбир вместе с имамом, но прервавший молитву для восстановления нарушенного омовения, а затем вновь продолживший следовать тому же имаму. Это делается следующим образом: Определив, в каком месте молитвы находится имам, он молча восстанавливает пропущенные действия, и, достигнув места в котором находится имам, продолжает молитву как обычно.
В положении Лахика оказывается и мусульманин, который, исполняя молитву за имамом, забылся в дремоте и пропустил один или несколько Фардов. Опомнившись, он действует так же, как и Лахик, – молча восстанавливает пропущенные фарды и далее следует имаму.
Если в положении Лахика оказывается мусульманин, читающий молитву самостоятельно (Мунфарид), то ему после восстановления нарушенного омовения, дозволено продолжить молитву с прерванного места. Это дозволяется лишь с условием, что с момента прерывания молитвы и до продолжения ее, он ничем посторонним (нарушающим молитву) не занимался. В то же время, Мунфариду рекомендуется в подобных случаях все же исполнить молитву вновь.
4) Масбук – Опоздавший на один или более ракаатов.

Следование имаму Опоздавшего на Начало молитвы (Муктади).

При опоздании на совместную молитву могут возникнуть различные положения. Это зависит от того, насколько позже опоздавший стал следовать имаму.
1. Человек, опоздавший на начало обязательной Утренней молитвы (Саляту-ль-Фаджр), действует по обстоятельствам:
а) если он поймет, что, прочитав Утреннюю сунну, не успеет присоединиться к джама’ату хотя бы в последнем сидении, то сунну не читает, а сразу присоединяется к джама’ату.
б) если он поймет, что, прочитав Утреннюю сунну, успеет встать хотя бы в конце второго ракаата на совместную молитву, то, может встать где-нибудь отдельно (в коридоре, или за колонной, или во дворе мечети) и прочитать сунну в ускоренном виде. Если такого свободного места не будет, то читать сунну весьма нежелательно — (макрух). В таких случаях сунна не читается.
2. Человек, опоздавший на начало Полуденной или Пятничной молитвы действует следующим образом: а) если он поймет, что, прочитав сунну, успеет встать на фард, то исполняет сунну в стороне от джама’ата; б) если он поймет, что, занявшись сунной, не успеет встать на совместную молитву хотя бы к концу 1-го ракаата, то сразу становится за имамом с намерением исполнения обязательной молитвы. Пропущенную сунну прочтет после совместной молитвы. Нельзя прерывать начатую сунну утренней и полуденной молитв, а потом восстанавливать их после фарда, так как прерывать начатую дополнительную молитву без уважительной причины запрещено — харам![1] [«Уйун-уль-бесаир»].

Следование имаму Опоздавшего на Один или более Ракаатов (Масбука)

Так называют человека, опоздавшего на Совместную молитву (пропустившего один ракаат и более). Опоздавший действует по обстоятельствам, в зависимости от того, на сколько ракаатов он опоздал. Если кто-либо опоздал на начало молитвы и видит, что имам находится в положении Руку’у (поясной поклон), то, приняв намерение и произнеся Стоя вступительный такбир, сразу же становится в положение Руку’у и следует за имамом. Обратите внимание, что вступительный такбир «Аллаху Акбар» необходимо произнести именно Стоя. Если такбир будет произнесен в положении Руку’у, то молитва будет недействительной. Если опоздавший, и в связи с этим пропустивший первый ракаат совместной молитвы (Масбук), не успел принять положение Руку’у, а имам уже встал в положение Кыям (стоя), то это значит, что Масбук пропустил этот ракаат (эту часть молитвы). Несмотря на это, опоздавшему необходимо исполнить за имамом остальные рукны этого ракаата и продолжать дальше.

Рассмотрим общие положения:

1. Масбук продолжает молитву за имамом с той части, на которую успел. После того, как имам отдаст приветствие, Опоздавший не отдавая приветствия, встает и заканчивает молитву самостоятельно, восстановив при этом пропущенные ракааты.
Действует он следующим образом:
а) Опоздавший на Утреннюю, Вечернюю и Ночную молитвы, которые читаются вслух, начинает следовать имаму не прочитав Субханака, а лишь произнеся Вступительный Такбир. После приветствия имама, встает и начинает восполнение пропущенной части молитвы с прочтения «Субханака…» и так далее, как это делается обычно.
б) Опоздавший на Полуденную или Предвечернюю молитву, читаемые тихо (шепотом), вначале произносит Вступительный Такбир, затем читает «Субханака…» и уже затем, молча, следует имаму.[2]
в) Если опоздавший на молитву прибудет когда имам находится в положении Руку’у или Суджуд, то: — если поймет, что не успевает прочитать «Субханака…», — произносит стоя Вступительный Такбир и идет на Руку’у или Суджуд и далее продолжает за имамом; — если, произнеся Вступительный Такбир, опоздавший не успевает на данный Руку’у или Суджуд, то продолжает с того места, в каком оказался имам. Ему не надо отдельно исполнять Руку’у или Суджуд и догонять остальных.
2. После окончания молитвы, Масбук дожидается, когда имам отдаст приветствие в обе стороны, и после этого восстанавливает пропущенную часть молитвы.
Если опоздавший на молитву последует за имамом во время Ташаххуда,[3] (первое или второе сидение в молитве) и начнет чтение «ат-Тахиййата», а в это время имам поднимется на следующий ракаат, то лучше не вставая сразу за имамом, вначале дочитать «ат-Тахиййат». Точно так же и в конце молитвы. Если имам уже отдал приветствие, а опоздавший еще не успел прочитать дуа, то вначале необходимо дочитать «ат-Тахиййат», а уже потом отдать приветствие, даже если в это время имам вступил в разговор или ушел.
(Однако надо учитывать то обстоятельство, что если в это время у имама нарушится омовение, то молитва масбука будет нарушена).
Если же Масбук встанет для восстановления пропущенной части молитвы, не дождавшись приветствия имама, то могут возникнуть три положения:
а) Если Масбук встанет раньше имама до окончания чтения им ат-Тахиййата, которое является фардом, то молитва Масбука будет нарушена, так как имам, которому он следовал, еще не закончил исполнение последнего фарда молитвы.
б) Если Масбук встанет раньше имама после окончания чтения им ат-Тахиййата, но до отдачи приветствия, то молитва Масбука будет действительной, но действия его будут оценены как весьма нежелательные (Макрух).
в) Если Масбук встанет раньше, чем имам отдаст приветствие, по уважительной причине (к примеру, под угрозой нарушения собственного омовения), то его поспешность не помешает быть молитве действительной (Сахих).
3. Масбук не отдает приветствия вместе с имамом. Однако если он по ошибке сделает это, но, вспомнив, сразу незамедлительно встанет и продолжит свою молитву, то ошибка его будет извинительной и ему не надо совершать Суджуд-ус-Сахв. Если же Масбук отдаст приветствие после имама, или после приветствия вместе с имамом совершит какое-либо действие вне молитвы, то его молитва будет нарушена.
4. Если в конце молитвы имам исполняет Суджуд-ус-Сахв (дополнительные два земных поклона из-за ошибки в молитве), то Масбук также исполняет эти поклоны. Дополнительные поклоны совершаются в любых случаях, и когда ошибся имам, и когда Масбук ошибется сам при самостоятельном исполнении пропущенных ракаатов. При совершении дополнительных поклонов за имамом надо лишь помнить о том, что Масбуку не надо отдавать приветствие за имамом.
5. В книге «Умдат-уль-Ислам» со ссылкой на книгу «Фатавайы Аттабы» говорится: Если Масбук, присоединившийся к молитве в третьем ракаате, закончит чтение «ат-Тахиййата» раньше окончания общей молитвы, то он не должен сидеть молча и не должен читать салаваты, а до приветствия имама повторять «Шахаду», так как данное сидение для него первое, а в первом сидении нельзя читать ничего кроме Ташаххуда. Если кто-либо при первом сидении будет читать салаваты, дуа, то ему из-за ошибки надо будет в конце молитвы совершить «Суджуд-ус-Сахв». Но и сидеть молча в том месте молитвы, где необходимо чтение — запрещено. Поэтому-то он и повторяет шахаду.

Способ восполнения Масбуком пропущенных ракаатов:

Масбук (человек, который начал следовать имаму после какого-либо ракаата) восполняет пропущенные ракааты после приветствия имама в обе стороны следующим образом:

В Утренней молитве:

1- Тот, кто присоединился к джамаату во втором ракаате Утренней молитвы, встает после приветствия имама и читает последовательно: Субханака…, А’узу…Бисмильлях…, Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится и читает: ат-Тахиййат…, Салли…, Барик…, Раббена атина…, и заканчивает молитву, отдав приветствие.

В 4-х ракаатных молитвах:

2- Тот, кто успел присоединиться лишь ко второму ракаату Полуденной, Предвечерней или Ночной молитвы (то есть, пропустивший 1 ракаат), встает после приветствия имама и читает последовательно: Субханака…, А’узу…Бисмильлях…, Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится и читает: ат-Тахиййат…, Салли…, Барик…, Раббена атина…, и заканчивает молитву, отдав приветствие.
3- Тот, кто присоединится к третьему ракаату Полуденной, Предвечерней или Ночной молитвы (т.е. пропустивший 2 ракаата), встает после приветствия имама и читает последовательно: Субханака, А’узу…Бисмильлях…, Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, встает на последний ракаат. Читает Фатиху, короткую суру, и, после исполнения Руку’у и Суджуда, садится и читает: ат-Тахиййат, Салли, Барик, Раббена атина, и заканчивает молитву, отдав приветствие.
4- Тот, кто успел к четвертому ракаату Полуденной, Предвечерней или Ночной молитвы (т.е. пропустивший 3 ракаата), встает после приветствия имама и читает последовательно: Субханака, А’узу…Бисмильлях…, Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится и читает только ат-Тахиййат. Это у него первое сидение в молитве. Затем встает, и читает Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, встает на следующий ракаат и читает только Фатиху. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится, и, прочитав последовательно: ат-Тахиййат, Салли, Барик, Раббена атина, — заканчивает молитву, отдав приветствие.[4]

В Вечерней молитве:

5- Тот, кто успел присоединиться ко второму ракаату Вечерней молитвы (то есть, пропустивший 1 ракаат), встает после приветствия имама и читает последовательно: Субханака…, А’узу…Бисмильлях…, Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится и читает: ат-Тахиййат…, Салли…, Барик…, Раббена атина…, и заканчивает молитву, отдав приветствие.
5а- Тот, кто успел присоединиться к третьему ракаату Вечерней молитвы (пропустивший 2 ракаата), встает после приветствия имама и читает последовательно: Субханака…, А’узу…Бисмильлях…, Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится и читает только ат-Тахиййат. Это первое сидение в молитве. Затем встает и читает только Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится, и, прочитав последовательно: ат-Тахиййат, Салли, Барик, Раббена атина, — заканчивает молитву, отдав приветствие. Аль-хамду-лильЛяхи Рабби-ль-алемииин!
***
О действиях джамаата при ошибках имама

В книге «Мевкуфат» Мухаммада аль-Мевкуфати говорится, что не все действия повторяются за имамом. Это касается тех случаев, когда имам совершит существенную ошибку. В этой книге действия джама’ата при ошибке ведущего молитву подразделены на три категории, в которых представлены 19 возможных ошибок имама. Они приводятся ниже:
Пять действий, Пропущенных имамом, Не делает и джама’ат:
1- Если имам не прочитал мольбу «Кунут» при совместном исполнении молитвы «Витр», — не читает и джама’ат.
2- Если имам не произнес «Такбиры» праздничной молитвы, — не произносит и джама’ат.
3- Если имам не садится после второго ракаата 4-х ракаатной молитвы, — не садится и джама’ат.
4- Если имам прочитал аят, после которого предписано совершить суджуд и не сделал этого, — не делает и джама’ат.
5- Если имам ошибся в молитве и не совершил «Суджуд-ус-Сахв» после завершения, — не делает этого и джама’ат.
Четыре действия, Совершенные имамом, Не делает джама’ат:
1- Если имам совершил более двух суджудов, то джама’ат этого не делает.
2- Если имам произнесет праздничный «Такбир» более двух раз в одном ракаате, — то джама’ат этого не делает.
3- Если имам при заупокойной молитве произнесет более четырех такбиров, — то джама’ат этого не делает.
4- Если имам встанет на пятый ракаат, — то джама’ат не встает, но приветствие произносит за имамом.
Десять действий, Пропущенных имамом по забывчивости, Джама’ат Обязан Сделать:
1- Если имам забыл поднять руки при вступительном «Такбире».
2- Если имам забыл прочитать перед молитвой «Субханака…».
3- Если имам забыл произнести «Такбир» перед совершением рукуу.
4- Если имам забыл произнести «Тасбихи» при совершении рукуу.
5- Если имам забыл произнести «Такбиры при суджудах.
6- Если имам забыл произнести «Тасбихи» при суджудах.
7- Если имам забыл произнести «СамиАллаху лимен хамидах», — то джама’ат произносит «Рабба наа лакаль хамд».
8. Если имам не читает до конца «ат-Тахиййату…», то джама’ат читает до конца.
9- Если имам забыл в конце молитвы отдать приветствие, джама’ат отдает приветствие.
10- В течение 5 дней праздника «Курбан», после чтения 23-х фардов, сразу после приветствия, все произносят праздничные «Такбиры», даже если имам забыл их произнести.[5]
Если после первого сидения имам встанет для чтения третьего ракаата и за ним встанут один или несколько человек и вспомнят, что забыли прочитать «ат-Тахиййат», то они могут опять вернуться в прежнее положение и, прочитав «ат-Тахиййат», встать и следовать дальше за имамом. Аль-хамду лиль-Ляхи Раббиль-алемиин!
(Из сборника по фикху «Мухтасар Ильмихал», Книга Первая, Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози)
[1] Уважительной причиной для прерывания сунны в таких случаях может быть только опасность пропуска обязательной (фард) молитвы. Восстанавливать прерванные дополнительные молитвы — ваджиб (очень близко к обязательному предписанию). Восстанавливать прерванные обязательные (фард) молитвы — является Обязательным Предписанием (фардом).
[2] По мазхабу Шафии, если Масбук начал следовать имаму во время Кыраата, то должен шепотом читать за ним суру «Фатиха».
[3]Термином «Ташаххуд» называется мольба (дуа) «ат-Тахиййат», так как эта мольба заключает в себе две шахады. При решении о необходимости чтения этой мольбы в молитве, ханафиты опирались на сообщение от Абдуллаха б. Мас’уда (да будет доволен им Аллах). Передается, что: «Имам Хаммад бин Аби Сулейман взял за руку Имама Абу Ханифу и, научив его этой мольбе, сказал: «Ибрахим ан-Нахаи обучил этому меня, взяв меня за руку, и Алкама б. Кайс обучил Ибрахима, взяв его за руку, и Абдуллах б. Мас’уд обучил Алкаму, взяв его за руку, и Пророк Аллаха (мир ему и благословение) взял руку Абдуллаха б. Мас’уда и обучил его мольбе Ташаххуд».
[аль-Моусули,- «аль-Ихтийар…»].
[4] Здесь надо обратить внимание на следующее: На какой бы ракаат не успевал Масбук, он восполняет пропущенные ракааты после приветствия имама в порядке очередности. То есть, как если бы начинал молитву с самого начала. Однако при первом сидении между ракаатами, подсчет надо вести в обратном порядке, учитывая и тот ракаат (ракааты), которые он исполнил вместе с имамом. Может случиться так, что в четырехракаатных молитвах Масбуку придется совершить в молитве больше двух сидений. В этом нет какого-либо нарушения. Главным в молитве Масбука считается не количество сидений, а правильное количество и последовательное исполнение ракаатов.
[5] Ташрик Такбиры произносятся в течение 5-ти дней: Первым днем произнесения Такбиров является время после утренней молитвы дня Арафа (9-е Зиль-хиджа). Вторым – праздничный день (10-е Зиль-Хиджа). Следующие три дня – 11, 12, 13 Зиль-хиджа имеют название: «Эййаму-т-Ташрик». Последний раз Ташрик Такбиры произносятся после исполнения 23-ей фард молитвы 4-го дня праздника.