Вопрос: Обязательно ли после намаза делать зикр с джамаатом и рукопожатие?. И чтобы дуа делал один человек, а остальные говорили «Амин»?

Ответ:
         Азкары после намаза

Имам аль-Бухари и Муслим передали следующий хадис от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллаh):

«Я узнавал о том, что молитва Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) завершена из такбира» Бухари, «Сахих», № 806  Муслим, «Сахих», № 1344

Также в другом риваяте, передаваемом аль-Бухари и Муслимом от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллаh), говорится следующее:

«Во времена Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) был обычай возвышать голос при чтении зикра после обязательных коллективных молитв.
Когда я слышал зикр, я знал, что коллективная молитва окончена» .Бухари, «Сахих», № 805; Муслим, «Сахих», № 1346.

Некоторые ученые на основе этого хадиса сказали о желательности чтения азкаров вслух после каждого намаза, другие ученые сказали о нежелательности этого действия, а имам аш-Шафии выбрал мнение о желательности чтения имамом азкаров вслух, если он этим хочет обучить присутствующих азкарам.

Имам ан-Навави пишет по поводу этого хадиса в «Шарх Муслим»:
«Этот хадис является доводом к тому, что сказали некоторые праведные предшественники о желательности возвышения голоса при чтении такбира и зикра после обязательных намазов. Из поздних ученых, одобривших это, был Ибн Хазм аз-Захирий. Передал Ибн Баттал и другие, что ученые мазхабов единогласны насчет отсутствия желательности возвышения голоса при чтении зикра и такбира. Имам аш-Шафии отнес этот хадис к тому, что он [имам] будет читать громко азкары некоторое время до тех пор, пока не обучит присутствующих зикру, но не в том смысле, чтобы они постоянно читали азкары громко». Имам Навави, «Шарх Муслим» («Книга о мечетях», раздел «О зикре после намаза»).

Имам аш-Шафии говорит в своей книге «Китабу аль-умми» следующее:

«Я предпочитаю мнение, что имаму и молящемуся за ним после завершения молитвы надлежит начинать поминать Аллаhа и делать это тихо, кроме случая, когда имам желает, чтобы от него научились другие.

И тогда он читает зикр вслух, пока не убедится, что молящиеся за ним полностью усвоили порядок исполнения зикра. И тогда вновь станет читать

зикр про себя, ибо Всевышний говорит: «Не произноси вслух своей молитвы, но и не шепчи ее беззвучно». Имеется в виду, что Аллаh знает о твоей молитве, поэтому не произноси ее громко, чтобы кто-то другой мог услышать ее, и не так тихо, что ты сам не услышишь». Имам Шафии, «Аль-Умму» (раздел «О речи имама и его сидении после намаза»).

Имам ан-Навави в своей книге «Равдату ат- талибин» пишет:

Сунной является увеличивать поминание Всевышнего Аллаhа после намаза, и поистине пришло пояснение того, что желательно произносить из азкаров множество достоверных хадисов, которым я дал разъяснение в книге «аль-Азкар». Желательно читать дуа после саляма про себя, кроме того случая, когда имам желает обучить присутствующих этим дуа, – в этом случае имам читает их громко».Имам Навави, «Равдату ат-талибин» («Глава об описании намаза», раздел «О выходе из намаза»).

О желательности громкого чтения азкаров имаму, желающему обучить присутствующих, говорится практически во всех книгах по шафиитскому праву. Из всего приведенного очевидно, что громкость голоса, которая принята у имамов при чтении после коллективного намаза, является обоснованной ввиду того, что многие не знают азкары, которые необходимо читать после намаза.

                                                    Рукопожатие

У многих людей после намаза принято пожимать руки друг другу. Данное действие не является противоречащим Шариату с условием, чтобы люди не были убеждены, что на рукопожатие после намаза есть указание Шариата. Имам ан-Навави пишет в «Азкаре» по поводу рукопожатия после намаза следующее:

«Знай, что пожатие рук является желательным при любой встрече. Что же касается того, что стало обычаем у людей пожимать руки после утреннего и предвечернего намазов, то нет основы в Шариате с этой стороны (т. е. со стороны пожатия рук после намазов). Однако в этом нет ничего плохого.

Поистине в основе пожатие рук является сунной. И из-за того, что люди сделали это действие обычаем в некоторых ситуациях, оно (т. е. пожатие рук после намазов) не перестает входить под основу Шариата. Имам Абу Мухаммад Иззуддин бин Абдуссалам упомянул в своей книге «Аль-Каваид»

(раздел «О нововведениях»): «Поистине нововведения делятся на пять видов: обязательное, запрещенное, нежелательное, желательное и дозволенное…». Далее он сказал: «…из примеров дозволенного нововведения – пожатие рук после утреннего и предвечернего намазов…». А Аллаh знает лучше».Имам ан-Навави, «Аль-Азкар» («Книга о приветствии и о просьбе разрешения», раздел «О пожатии рук»).

Также имам ан-Навави, отвечая на вопрос:

«Является ли рукопожатие после утреннего и предвечернего намазов праведным деянием или нет?», говорит в «Фатава»: «Ответ –рукопожатие является сунной при любой встрече, а что касается того, что люди обособили рукопожатие после этих двух намазов, то это считается дозволенным нововведением. Более предпочтительное мнение об этом таково: если двое встречались до намаза, то рукопожатие будет дозволенным нововведением, как об этом было сказано, а если они не встречались до намаза, то рукопожатие является сунной, потому что это начало встречи». Имам Навави, «Аль-Фатава» («Книга намаза»).

Богослов ханафитского мазхаба Имам ат-Тахтави (ум. в 1231 г.) пишет в своем «

Хашият» на «Маракиюль-фалях» следующее:

«Рукопожатие является сунной после молитвы и при встрече, поэтому его следует практиковать». Имам Тахтави, «Хашият» на «Маракиюль-фалях» (раздел о двухпраздничных намазах).

Имам ар-Рамли говорит в «Фатава ар-Рамли»:
«Его спросили о рукопожатии, которое совершают люди после намаза: является это сунной или нет? Он ответил, что этому действию нет

основы, однако нет вреда в этом» .Имам Рамли, «Фатава ар-Рамли» («Книга намаза», раздел «О способе совершения намаза»).

Рукопожатие после намаза будет законным до тех пор, пока люди не будут считать это велением Шариата, а иначе оно будет порицаемым нововведением.

                                                                  Коллективные дуа

Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О Посланник Аллаха! Какое дуа самое принимаемое?» Мухаммад (мир ему и благословение) ответил: «Дуа посреди ночи и дуа после каждой обязательной молитвы»» (Тирмизи. «Сунан», 188/5).

Во многих мечетях ахлю сунны валь джамаа, после всех азкаров, предоставляют слово для дуа одному из верующих, остальные же говорят «Амин!» («Ответь, прими!»). О дозволенности этого рассказывали сподвижники.

Хабиб ибн Масляма аль-Фихри (да будет доволен им Аллах) – считалось, что его дуа принималось Аллахом – говорил: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда соберутся мусульмане, и кто-то из них будет делать дуа, а другие говорить: «Амин!», то Аллах примет их мольбу»» (Табарани. «аль-Муджма аль-Кабир», № 3536; Хайсам писал: «Цепочка передатчиков достоверная»; имам аш-Шавкани в книге «Тухфату аз-Закирин»; имам Хаким также признал: «Хадис с достоверным иснадом»).

В данном хадисе Пророк (мир ему и благословение) чётко и ясно утверждает: если один верующий совершает дуа, а другие говорят: «Амин!», то Аллах принимает их мольбу. Так как делающий дуа и говорящий «Амин!» – одинаковы перед Аллахом, ибо, по сути, оба просят у Всевышнего, и это подтверждается Кораном.

Когда пророк Муса (мир ему) делал дуа, просил Аллаха, то Харун говорил «Амин!», и Аллах ответил им. Коран об этом гласит: «Сказал (Аллах): «Ваша молитва принята. Ступайте прямым путем и не следуйте за теми, кто не обладает знанием».»» (сура «Юнус», аят 89»). То есть, Аллах не только принял молитву, но и посчитал их (Мусу и Харуна) обоих, совершившими дуа.

Также передают, что Пророк (мир ему и благословение) сообщил Умару, сыну Хаттаба (да будет доволен им Аллах): «Ты пришёл на Путь истины потому, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил «Амин!», когда я делал дуа».

Источник