Автор: Имам аш-Шурунбуляли
Книга: Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах
Истинджа (подмывание)
Слово «истинджа» в арабском языке означает устранение экскрементов протиранием или смыванием. А в терминологии факихов это полное устранение наджасы водой и прочим. И, хотя протирание камнем, например, не устраняет наджасу полностью, Шариат сделал для нас облегчение, приравняв устранение ее камнем к устранению ее водой.
Истибра
Истибра — это достижение уверенности в чистоте места выхода наджасы от ее следов. Мужчине обязательно совершать истибра, пока не будут устранены следы мочи и не останется сомнений в их устранении. Истибра можно совершать так, как мужчина привык: либо пройдя какое-то количество шагов, либо покашляв, либо немного полежав на левом боку, либо слегка сжав половой член, либо другим способом. Приступать к совершению малого омовения не разрешается до тех пор, пока не будет уверенности, что вышли все капли мочи до последней, поскольку выход капли мочи после завершения малого омовения приведет к его нарушению. Женщине же совершение истибра не требуется, ей нужно лишь подождать немного и затем приступать к истинджа.
Хукм истинджа
1. Сунна
Является сунной очищаться после выхода наджасы из переднего или заднего прохода1, если она не запачкала ничего за границами места выхода.
2. Ваджиб
Если она запачкала на размер дирхама2, то устранять ее водой3 — ваджиб. В этом случае протирания камнем и т. п. не достаточно.
3. Фард
Если же размер наджасы больше дирхама, то устранение ее — фард4.
И обязательно (фард) помыть место выхода наджасы при совершении полного омовения после полового акта, хайда или нифаса, даже если наджасы мало на месте выхода.
Является сунной совершать истинджа камнем, пригодным для очищения5, или подобными вещами6. Однако очищение водой более желательно. А лучше всего использовать воду в сочетании с камнем: сначала протереть, затем вымыть. И сочетать их — это отдельная сунна, по достоверному мнению. Но можно ограничиться и чем-то одним. И ограничиться водой лучше, чем ограничиться камнем.
И сунной является очищение места, а количество (троекратность) — это мустахаб, а не сунна муаккада. Также желательно протереть три раза, даже если для очищения понадобится меньшее количество.
Способ совершения истинджа
Сначала следует провести камнем по направлению спереди назад. Во второй раз следует, наоборот, провести сзади наперед. И в третий раз — спереди назад, если мошонка у мужчины опущена низко, чтобы не испачкать ее. Если же она не опущена низко, то следует протирать сзади наперед.
А женщине следует протирать спереди назад из опасения испачкать половые органы.
Затем нужно ополоснуть руку водой, а потом, поливая водой, протереть место внутренней частью пальца, двух пальцев и — при необходимости — трех пальцев.
И мужчине следует чуть-чуть приподнять средний палец в начале истинджа, затем приподнять безымянный и не ограничиваться одним пальцем. Женщина же вначале приподнимает безымянный и средний пальцы вместе из опасения получить наслаждение. Если она будет совершать истинджа одним пальцем, то есть опасность нарушить себе полное омовение.
И следует усердствовать в очищении до прекращения неприятного запаха от места выхода и пальцев, которыми совершали очищение, а также расслабить анус , чтобы по возможности очистить задний проход, но только если совершающий истинджа не держит пост. Постящемуся же не следует чрезмерно усердствовать в истинджа и вводить пальцы в задний проход из опасения нарушить пост. После завершения истинджа водой следует вторично вымыть руку, а постящемуся — вытереть между ягодиц, чтобы вода не попала в задний проход при сокращении мышц ануса. Тому, кто пост не держит, также желательно вытереться, чтобы защитить одежду от попадания на нее использованной воды.
О дозволенных и нежелательных действиях при истинджа
Не разрешается открывать аурат для истинджа.
Если наджаса запачкала тело за пределами места выхода на размер, больший размера дирхама, то намаз с ней не действителен, если есть возможность ее устранить (водой или другой жидкостью.)
Если же на размер дирхама7 — то хукм такого намаза макрух-тахриман, и такой намаз обязательно перечитать.
Чем нежелательно совершать истинджа
Нежелательно совершать истинджа:
1. Костями, а также пометом. Пророк сказал: «Не совершайте истинджа пометом или костями, поскольку это пища ваших братьев джиннов»8. И хукм совершения истинджа этим — макрух тахриман.
2. Пищей людей или животных, поскольку это расточительно.
3. Обожженным кирпичом. Он плохо очищает, и совершение им истинджа может нанести вред.
4. Мелкими камнями. Ими нельзя устранить наджасу, можно только испачкать руку.
5. Углем. Он пачкает.
6. Стеклом.
7. Известью. Очищение этими двумя веществами может нанести вред человеку.
8. Ценными предметами, то есть всем, что имеет цену, кроме воды. Например, тканью, шелком, хлопком.
9. Правой рукой, если нет уважительной причины очищаться с ее помощью. Ведь Пророк сказал: «После того как совершите мочеиспускание, не прикасайтесь к половому органу правой рукой…»9 У этого две причины: во-первых, достоинство правой руки выше; во-вторых, с ее помощью человек ест. И, если он совершит ею истинджа, а потом вспомнит об этом во время еды, это может вызвать в нем отвращение.
Адабы справления нужды
1. Входить в туалет с левой ноги.
2. Прибегать к защите Всевышнего Аллаха от шайтана до того, как войти, и до того, как открыть аурат, произнеся:
أعوذ بالله من الخبث والخباىث
(«Прибегаю к защите Аллаха от джиннов мужского и женского пола»)
3. Сесть, опираясь на левую сторону, поскольку это облегчает выход наджасы из тела человека.
4. Не разговаривать без нужды.
Нежелательные действия при справлении нужды
Является макрухом тахриман:
1. Поворачиваться лицом к кибле.
2. Поворачиваться спиной к кибле. И то и другое — макрух даже в помещении.
3. Поворачиваться лицом к солнцу, если видишь его.
4. Поворачиваться лицом к луне.
5. Поворачиваться по направлению ветра. В этом случае есть опасность испачкаться.
6. Справлять малую и большую нужду в воду. Справлять нужду в малое количество стоячей воды — харам. А в большое количество — макрух тахриман. А в проточную воду — макрух танзихан.
7. Справлять нужду в тени, где обычно сидят люди. Или в солнечном месте зимой.
8. Справлять нужду в нору.
9. Справлять нужду на дороге.
10. Справлять нужду под плодовыми деревьями, поскольку это приведет к загрязнению плодов наджасой.
11. Мочиться стоя без крайней необходимости.
Также желательно посещать туалет не в той одежде, в которой человек совершает намаз, чтобы обезопасить ее от загрязнения. Нежелательно входить в туалет, имея при себе что-то, на чем написаны имена Аллаха или аяты Корана. Также нежелательно совершать зикр вслух, говорить «АльхамдулиЛлях», если чихнул, говорить «ЯрхамукаЛлах» чихнувшему, отвечать на салям, отвечать на азан, смотреть на свой аурат и на то, что выходит из переднего и заднего прохода. Нежелательно плевать, сморкаться, кашлять, много вертеться по сторонам, поднимать глаза к небу, сидеть в туалете долго.
Выходить из туалета следует с правой ноги, а после этого произнести:
الحمد لله الذي أذهب عني الاذى و عافاني
(Хвала Аллаху, Который избавил меня от вреда и исцелил меня).
Смысл этого выражения: мы благодарим Аллаха, за то, что Он очистил нас от излишков, которые, оставшись в нас, навредили бы нашему здоровью. И Он исцелил нас, оставив в нас полезные вещества из пищи, без которых наше тело бы погибло.
1.
Даже если вышла кровь и т. п.
2.
По площади – для жидкой наджасы, по весу – для твердой. Дирхам равен по весу примерно 5 гр. Площадь же можно определить следующим образом: если человек расправит ладонь и нальет в нее воду, количество воды, которое соберется в углублении в центре ладони, будет равно дирхаму.
3.
Или другой жидкостью.
4.
И устранение наджасы в данном случае не будет называться истинджа.
5.
Не слишком шершавым и не слишком гладким.
6.
Также для этого могут использоваться и другие предметы: чистые, устраняющие наджасу, не ценные и не требующие уважительного отношения, такие, как, например, салфетки или туалетная бумага.
7.
Если была возможность ее устранить.
8.
Привел Ибн Аби Шейба в «Аль-Мусаннаф» (№ 1649). И хадис с таким смыслом передал Муслим от Ибн Масуда (№ 450).
9.
Привел Абу Дауд (№ 31). Также хадис с похожим смыслом передал Муслим от Абу Катады (№ 627).