Не так давно в социальных сетях появилось несколько человек, аккаунты которых содержат все признаки принадлежности их обладателей к Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа (ссылки на суннитские интернет-ресурсы, материалы по ашаритско-матуридитской акыде и ханафитскому фикху), но при этом эти люди целенаправленно порочат ученых и научные традиции школы Деобанди. Они размещают у себя и рассылают ссылки на крикливые и лживые «разоблачения» (в основном, на английском языке), распространяют глупости проправительственных имамов и исламоведов об «экстремизме» деобандийской школы и близких к ней джамаатов. Я не знаю, какие цели у этих людей, сами они это делают или по чьему-то наущению, однако несомненно то, что это безумные люди со слепыми сердцами, вредящие истинному суннитскому даавату.Значение и общее признание школы Деобанди давно перешагнули границы Индийского субконтинента. В последние 150 лет это одна из самых значительных школ традиционного Ислама. К сожалению, ее врагам достаточно легко обмануть простых мусульман, сформировав у них искаженное представление о деобандийской традиции, поскольку основные ее заслуги лежат в области распространения знания, преподавания исламских наук, оживления Сунны Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. Людям же сейчас больше интересны громкие лозунги, сомнительная политическая борьба и всевозможные развлекательные акции вроде конференций, собраний и концертов нашидов, в то время как алимы деобанди упорно трудятся, преподают, пишут книги, ведут даават.
Говорят, что ценность ученых и научной школы определяется количеством и качеством их книг. У ученых Деобанди есть труды практически во всех исламских науках: акыда, тафсир, хадис, ханафитский фикх и усуль, науки об арабском языке и др. на арабском, фарси, английском языках. Некоторые их книги стали классикой в своей отрасли, среди них многотомные тафсиры, шархи к хадисам («И’ля ас-Сунан», шархи на Муслима, Тирмизи, Абу Дауда, «Муватту» имама Малика и многие другие сборники), книги по фикху и толкования к ним. Их издания классических трудов не уступают по качеству научного аппарата (тахкык) арабским изданиям. Пакистанские издательства (Бушра, Кадими, Рашидия и др.) выпускают прекрасные издания классических книг, входящих в программу деобандийских медресе – даруль-улюм (Дарс Низами, о его достоинствах можно прочитать тут: http://darulfikr.ru/story/manhaj/the_value_of_traditional_islamic_seminaries)
Их Даруль-Улюмы расположены по всему миру (они есть в странах Европы, Америке, Южной Африке, Саудовской Аравии и др.), их выпускники работают на благо Ислама, преподают, пишут книги, переводят, создают исламские сайты, дают фетвы практически по всему миру. При этом они в жизни следуют Сунне, выглядят и одеваются как исламские ученые. Баракат деобандийской школы виден в том, что в наши дни это один из редчайших джамаатов, где слова не расходятся с делом, захир (внешнее) с батыном, ильм (знание) с амалем (поступками).