Автор: Шейх Абу Усама Аюб ибн Мухаммад.

 

Все восхваления принадлежат только Аллаху, Создателю Вселенной. Пусть Его нескончаемые приветствия и благословения снизойдут на лучшее Его творение, на предводителя всех пророков Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Источники руководства

Всевышний Аллах даровал человечеству Его великое руководство в виде Корана и Сунны Его любимого Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Коран является наставлением в виде книги, а Посланник — ее проводник и практический учитель.

Всевышний Аллах говорит в благородном Коране (смысл): «Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (сура Пчелы, 16:44)

А также (смысл): «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (сура Собрание, 59:7)

Таким образом, Коран и Сунна безо всяких сомнений являются первоначальными источниками наставления человека на прямой путь. Важно отметить, что в то время как Коран, бесспорно, является словом самого Аллаха, он не является единственным источником руководства. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был послан людям для разъяснения слова Аллаха и демонстрации людям его применения на практике. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назначен Аллахом как высший авторитет в установлении Его свода законов и обусловлено, что толкование Корана Пророком является единственно правильным. Таким образом, тот, кто уверовал в Коран, обязан по установлению самого Корана принимать как закон все, что исходит от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Любой, кто предпочтет толкование Корана от кого-либо другого, предупрежден Аллахом в начале суры аль-Бакара следующими словами (смысл): «Посредством нее Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь. Однако Он вводит в заблуждение посредством нее только нечестивцев» (сура Корова, 2:26)

Сочетание Книги Аллаха и Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

С древних времен Всевышний Аллах никогда не наставлял человека только лишь ниспосланием свода законов в виде Книги, также никогда Всевышний Аллах, проявляя Свою бесконечную мудрость, не отправлял к людям только лишь одного пророка (без установления или подтверждения закона). У человека всегда была Книга для руководства и пророк для следования за ним. Таким образом, становится очевидным, что для назидания человеку не будет достаточно только Книги или только пророка.

Сохранение руководства Аллаха после Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Коран является живым чудом Всевышнего Аллаха, который останется с уммой до самого окончания времен, в то время как наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже покинул этот мир. Аллах сообщил ему (смысл): «Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия (соответственно и ты вкусишь смерть)» (сура Пророки, 21:34)

Всевышним Аллахом было предрешено, что Его любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) должен вернуться к Нему после завершения своей миссии. И возникает такой вопрос: осталась ли тогда умма только с Кораном и с собранными хадисами Пророка (мир ему и благословение Аллаха), или же есть что-то еще для её руководства? Ответ мы найдем в Открывающей суре Корана, в суре аль-Фатиха, которая в действительности является сутью всего Корана, и которую мы обязаны читать как минимум 17 раз в день. Когда ищущий истину человек пытается найти руководство для себя, Всевышний Аллах открывает путь для него. Вместо того, чтобы определить этот путь, как путь Корана или путь Сунны, Всевышний Аллах описывает этот путь так (смысл): «Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал» (сура аль-Фатиха, 1:6-7)

Это значит, что вплоть до Дня Суда, человек будет направляться на прямой путь с помощью «риджалю Ллах» — т.е. теми, кому Аллах даровал свое руководство. Именно по этой причине, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил сподвижникам, что его умма в итоге разделится на 73 течения и только одно будет на истине, а сподвижники поинтересовались, кто же будет в этой единственной группе, он ответил: «(Это те), кто последует за мной и за моими сподвижниками» (ат-Тирмизи)

От учителя к ученику

Именно основываясь на этом, наши славные предшественники установили, что истинное знание Веры должно передаваться на основе принципа «от учителя к ученику», а не из книг самостоятельным обучением. Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал:: «Иснад (цепочка передатчиков) — из религии. Если бы не иснад, кто угодно говорил бы что хотел!» (имам Муслим). Таким образом, перед Аллахом ценно только такое знание, что донесено Пророком (мир ему и благословение Аллаха) своим сподвижникам, а затем передано следующим поколениям по цепочке вплоть до наших дней. Именно этим путем истинное знание со всей своей полнотой и ясностью было сохранено и защищено от любых форм размывания и искажения. Если бы этот принцип передачи знаний через доверенных ученых не применялся среди предыдущих поколений, то тогда вера и убеждения в конечном итоге были бы стерты из самой сердцевины, и не осталось бы почти никаких следов истинных знаний.

Иджма (единодушное мнение ученых)

Из вышеприведенных, а также из других бесспорных доказательств1, великие ученые вывели правило, что единогласное мнение заслуживающих всеобщего доверия ученых уммы в одном периоде является неоспоримым доказательством в Шариате. Такое решение именуется иджма. Со времен сподвижников до наших дней ни один авторитетный ученый не оспаривал тот факт, что иджма является источником доказательства в Шариате.

Четыре мазхаба и таклид2

Многие века исламские ученые были единодушны в законности четырех суннитских мазхабов и в следовании им (таклид). Постановления, на которых сошлись четыре мазхаба применялись всей уммой без исключений. Другими словами, многие столетия существует единодушное мнение ученых (иджма) о законности данных мазхабов и выведенных в мазхабах решений.

Отклонения

В последние пару веков появилась группа, которая стала сбивать людей с пути следования мазхабам. Участники этой группы с помощью хитрых и привлекательных для простых людей слов призывали мусульман обращаться напрямую к Корану и сборникам хадисов, игнорируя мнения религиозных авторитетов и ученых. Они дошли даже до того, что стали считать мусульман, действующих в соответствии с суждениями ученых, отрицающими Коран и Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха). По сути, они создают мнение, что учение великих четырех Имамов является чем-то отличным от учения Корана и благословенной Сунны нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Болезнь

В последние же годы эта еретическая напасть достигла масштабов эпидемии. Эти отклонившиеся люди заманивают необученную молодежь, которая тянется к религии и хочет быть ближе к благословенной Сунне. Их лозунги и призывы, потакающие невеждам слова, создают такое изначальное впечатление перед молодежью, что иногда, к сожалению, оно оказывается последним.

Лечение

Единственным лечением невежества являются разъяснение и общение. В обучении людей есть надежда, что благодаря милости и благодати Всевышнего Аллаха мусульмане станут способны отличить правду от лжи. Цель этой книги как-раз в этом и состоит.

Цель написания книги

Цель написания данной книги не состоит в прямом противостоянии с теми, кто отрицает таклид мазхабам. Цель в том, что бы дать понять читателю, что такое таклид. Поэтому книга не была написана в оборонительном или, наоборот, наступательном ключе. В ней просто представлены факты такими, какие они есть. Пусть Аллах простит слабости и недостатки автора, примет его усилия, и сделает эту книгу средством для наставления на прямой путь, благодаря Его бесконечной милости и благословения. Амин.

О книге

Это книга составлена в виде вопросов и ответов. Главная причина этому то, что во многих случаях после того, как какая-либо тема была должным образом освещена, сам вопрос, который был темой обсуждения, размещают в конце после длительного рассмотрения. Поэтому более предпочтительно обсуждаемый вопрос прописывать в начале, чтобы читателю было легче найти ответ. Вопросы, которые обычно есть у отрицающих мазхабы были выбраны для разъяснения в этой книге.

Как читать книгу

Тема обсуждения имеет научную природу, поэтому обычно при ее обсуждении применяются научные шариатские термины. Большие усилия были приложены для облегчения материала. Тем не менее, читателю требуются определенные шариатские знания для полного понимания книги. Существуют серьезные опасения, что читатель может понять «простой для понимания вопрос», но в тоже время ответ может быть слишком глубоким для его понимания. Чтобы избежать таких сложностей следующие рекомендации следует применять при чтении книги:

1. Не следует перескакивать со страницы на страницу, читайте только выбранный раздел. Читайте книгу с начала, так будет легче для освоения материала.

2. Не следует читать лишь маленький кусок книги и оставлять дальнейшее ее чтение после нескольких страниц. Имейте в виду, что чем больше вы читаете, тем легче становятся вопросы для понимания, также она будет становиться интересней, если будет на то Воля Аллаха.

3. Прочтите книгу и во второй раз. Вы увидите, что понимаете еще больше, чем в первый раз. Причина этому, что темы связаны между собой, а также были приложены усилия для правильного расположения вопросов. Тем не менее, после первого прочтения книги те вопросы, что не были поняты полностью в первый раз, станут более ясными при втором чтении во второй раз, если будет на то Воля Аллаха.
1.
Например хадис, приводимый в Сахих аль-Бухари №3641 и Сахих Муслима №4950 от Муавийя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не перестанет существовать в моей умме группа людей, которые будут явно придерживаться истины, им не повредят те, кто будет ей противиться и оставит их без помощи, пока не наступит Час».
2.
Таклид в основе означает совершение действий в соответствии с учениями одного из четырех великих Имамов: Имама Абу Ханифы, Имама Малика, Имама аш-Шафии, Имама Ахмада ибн Ханбаля.

 

Читать продолжение:    Почему необходимо следовать мазхабу? Часть 2